Как мы пишем историю?
Вышла книга «Как мы пишем историю?» / отв. ред. Г. Гаррета, Г. Дюфо, Л. Пименова [пер. с франц. Е. И. Балаховской, Е. В. Дворниченко, Л. А. Пименовой]. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. – 460 С.
В основу предлагаемой вниманию читателей книги легли материалы российско-французской научной конференции «Как мы пишем историю?», которая состоялась в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова 10–11 июня 2010 г. и была организована Французским университетским колледжем в Москве и Историческим факультетом МГУ. В книге представлена в переработанном виде основная часть прозвучавших на конференции выступлений. В нее вошли статьи шести российских и семи французских авторов. Отечественные и французские историки разных поколений вступают в диалог и обмениваются мнениями о сегодняшнем состоянии исторической дисциплины и ремесла историка, о теоретических основах и проблематике исторических исследований, о месте и роли профессионального историка в современном обществе.
Во вводной статье ее автор Франсуа Досс заостряет внимание на наиболее существенных теоретико-методологических проблемах истории, таких как произошедшая в конце XX в. смена научной парадигмы, взаимоотношения истории и общественных наук, истории и философии, истории и коллективной памяти. Предметом анализа в статье является современная французская историография, но поставленные автором вопросы, сделанные им наблюдения, обозначенные болевые точки и перспективы носят более общий характер и, как можно видеть из представленных далее статей российских историков, рассуждения французского коллеги им близки и тоже их волнуют.
В каждой из четырех частей книги поровну представлены статьи, написанные российскими и французскими историками. Такая структура издания позволяет выявить свойственные авторам особенности подходов к предмету и методологии исторического исследования и сопоставить точки зрения исследователей двух стран на историческую дисциплину и процесс создания исторического повествования.
Поднятые Ф. Доссом проблемы исторической памяти, места истории в ряду гуманитарных наук, общественной роли историка получили развитие в других статьях книги. Важное место в ней отведено конструированию исторического нарратива, и первая часть книги посвящена теме «Понятия, которыми пользуются историки». Николай Копосов на основе анализа изменения семантических структур исторических понятий характеризует современное состояние и тенденции развития научного и политического мышления. Михаил Кром размышляет об идеологических мотивах, предопределявших выбор историками понятий для описания реалий допетровской Руси, и о перспективах применения подходов немецкой Begriffsgeschichte при выработке понятийного аппарата исторических штудий. Кристиан Делакруа исследует противоречивое отношение французских историков к «лингвистическому повороту» в гуманитарных науках. Антуан Лильти, прослеживая историю одного понятия «цивилизация», показывает, к каким неясностям и искажениям смысла приводит недостаток рефлексии со стороны историков по поводу используемых ими понятий.
Во второй части «Историк и архивы» речь идет о проблемах ремесла историка. Две статьи этого раздела посвящены далеко отстоящим друг от друга периодам: раннему европейскому Средневековью и советской России. Игорь Филиппов делится соображениями о том, каким образом историк-медиевист, располагающий малым количеством источников, может оценивать их репрезентативность, реконструировать несохранившиеся архивные собрания и извлекать новую информацию из имеющихся в его распоряжении текстов. В статье Грегори Дюфо показано, каких иллюзий и ловушек должен избегать исследователь, работающий с обширным архивным материалом XX в.
В статьях третьего раздела «Современные гендерные исследования» дается общая характеристика историографии гендерных исследований во Франции (Мишель Рио-Сарсе) и в России (Наталья Пушкарева), а также представлены два особых 8 направления гендерных исследований: историография гомосексуальности в России (Артюр Клеш) и работы российских авторов в области женской и гендерной истории Франции (Анна Стогова).
Завершает книгу раздел «Место историка в публичном пространстве». Единодушно отмечая переживаемый ученой историей кризис легитимности, возможный выход для историка авторы видят по-разному. С точки зрения Михаила Бойцова, ему остается малоперспективная роль «хранителя своеобразия в унифицирующемся мире». По мнению Эрве Мазюреля, историк может и должен противодействовать тенденциозному использованию истории в политических целях, разрушать мифы, стереотипы и предрассудки, сохраняя при этом разумную позицию «между ангажированностью и дистанцированием».
Книга адресована ученым, преподавателям, студентам гуманитарных специальностей и всем интересующимся историей и теоретическими проблемами гуманитарного знания.
Содержание
Введение
Досс Ф. Как сегодня пишется история: взгляд с французской стороны
Часть 1. Понятия, которыми пользуются историки
Копосов Н. Исторические понятия в мире без будущего
Кром М. Использование понятий в исследованиях по истории допетровской Руси: смена вех и новые ориентиры
Делакруа К. Французские историки и «лингвистический поворот»: краткая история эпистемологических ярлыков
Лильти А. Как избавиться от цивилизации: об использовании одного концепта
Часть 2. Историк и архивы
Филиппов И. Рукописи не горят: проблема реконструкции погибших архивов и возможности расширения базы источников по истории Средневековья
Дюфо Г. Дисфункция советской системы в зеркале архивов
Часть 3. Современные гендерные исследования
Рио-Сарсе М. Другой взгляд на историю. Гендер: от Античности до наших дней
Пушкарёва Н. Женские и гендерные исследования: прошлое и будущее нового научного направления в России
Клеш A. Историография русской гомосексуальности до и после Октябрьской революции: различные подходы и перспективы
Стогова А. Франция в россиийской гендерной истории
Часть 4. Место историка в публичном пространстве
Бойцов М. Несколько меланхолических тезисов об историке и глобализации
Мазюрель Э. Что может историк. Практика исторического исследования между ангажированностью и дистанцированием