Как медведь стал символом России?
Пожалуй, трудно назвать зверя, чей образ был бы так прочно связан с Россией
«Косолапый», «хозяин леса», «Михаил Потапыч» – все эти прозвища издавна закрепились за медведем. Наши предки с древних времен почитали медведя, а для язычников он и вовсе был тотемным животным. Однако олицетворением целой страны медведь стал, скорее, с подачи иностранцев – да так и прижился на этом «посту».
Медведь карающий, цирковой и рекламный…
В разные периоды нашей истории медведи выполняли зачастую прямо противоположные функции. В XVI веке, особенно в годы опричнины, их могли использовать для приведения в силу смертных приговоров. Тягаться с мощным зверем было невозможно, и осужденных ждала страшная смерть. В XVII столетии роль медведя изменилась: теперь он воспринимался как сказочная диковинка, способная при должной тренировке выполнять захватывающие трюки. В городе Сморгонь, который был тогда в составе Речи Посполитой, даже открыли «Медвежью академию», где зверей дрессировали, а затем продавали в европейские цирки. Именно тогда медведя впервые стали называть символом России, причем – по ошибке. Далеко не все покупатели будущих цирковых артистов были сильны в географии и попросту путали соседние страны. Обращаясь в «Академию» за покупкой косолапого, они были уверены, что заведение имеет прямое отношение к Государству Российскому, или, как его порой называли, Московии.
В России участь мишек, по правде говоря, была незавидной. С животными редко обходились подобающим образом и воспринимали как источник дохода. На потеху публике «хозяин леса» в наморднике и поводке появлялся на ярмарках. В лучшем случае, медведей там заставляли выполнять заранее разученные трюки, а в худшем – стравливали с собаками ради зрелищного боя.
В 1865 году в Российской империи было основано Общество покровительства животным. Численность зоозащитников составляла немногим более пятидесяти человек, однако им удалось развернуть бурную деятельность и подать прошение в Министерство внутренних дел о запрете использования медведей ради забавы и в корыстных целях. В поддержку Общества выступила церковь, призвавшая милосердно относиться к братьям нашим меньшим. Спустя два года император издал указ о запрете медвежьих выступлений. Увы, гуманным начинанием оказались довольны не все. Крестьяне осыпали царя проклятиями – ведь в пореформенные годы, получив свободу, они утратили часть средств к существованию (земельные наделы им достались очень маленькие) и восполняли недостаток в семейном бюджете «медвежьими концертами». Неудавшиеся предприниматели, как правило, покупали полугодовалых медвежат и учили тех забавным трюкам: к примеру, повторять движения за человеком. Когда косолапый подрастал, по улицам его водили в сопровождении трех человек: дрессировщика, барабанщика и скрипача. Если выступление проходило удачно, прибыль они делили на четыре части.
В XIX веке образ «русского медведя» просочился в политическую карикатуру. Стремясь показать Россию, иностранцы все чаще прибегали к изображению медведя. Бороться с этим явлением было бесполезно и бессмысленно, поэтому русские сами стали охотно ассоциировать себя с этим зверем. Тенденция не угасла и в советские годы: чего стоит один символ летних Игр 1980 года олимпийский мишка, взмывающий в небо под плач растроганных зрителей.
«Конкуренты» косолапого
Шансы стать символом России были и у других животных, по той или иной причине важных для наших соотечественников. Так, еще на Руси почитали соколов. Былинные богатыри обращались хищными птицами и доблестно сражались с врагами. В XI-XII веках воронами было принято называть половцев, а соколами – противостоявших им русских правителей. В «Слове о полку Игореве» князей неслучайно именуют «соколичами». Кроме того, в этом произведении впервые употребляется слово «кречет», а это название птицы из отряда соколообразных.
В XVII веке царь Алексей Михайлович возвел в культ соколиную охоту. Птиц он любил с детства, а, унаследовав русский престол, распорядился создать Приказ Соколиной охоты. Домом для хищных птиц стали села Покровское, Коломенское и Сокольники. Попасть «в гости» к царским любимцам было почти невозможно. Особое разрешение нужно было заслужить, например, преподнести соколу дар или вылечить его от недуга. В 1673 году, после томительного ожидания, в кречатне смог оказаться датский посол и с позволения государя изобразил рисунок гордой птицы. Охота с кречетом считалась самой зрелищной. Движимая инстинктом, птица камнем обрушивалась на добычу и могла повторить свой бросок до семидесяти раз. Жертвами кречетов обычно становились утки, лебеди, тетерева и цапли.
Алексей Михайлович охотился с птицами почти ежедневно. Порой процессия выезжала на место дважды: после завтрака и во второй половине дня. Царь давал сигнал из рожка или миниатюрной литавры: жертвы охотников, испугавшись, взмывали в небо. Тут-то их и подстерегали соколы. Обратно ловчие птицы прилетали на зов своего хозяина. Случалось и так, что из поля зрения Алексея Михайловича выпадали и пернатый охотник, и его добыча. Тогда люди седлали коней и отправлялись на поиски по окрестностям. Сокола удавалось отыскать по звону серебряных колокольчиков, заранее подвешенных к его хвосту. Самого талантливого «напарника» после охоты подносили к государю. Тот с улыбкой ласкал сокола и называл молодцом. В XIX веке отношение к хищным птицам по-прежнему было весьма уважительным. За срубленное дерево, на котором располагалось соколиное гнездо, наказывали крупным штрафом. В 2021 году Союз охраны птиц России назвал символом года кобчика – представителя рода соколиных. Несмотря на скромные размеры, у этой птички гордый и даже дерзкий нрав. Кобчики дружно бросаются на защиту птенцов, если тем грозит опасность, и готовы биться за своих, даже если значительно уступают в размерах противнику.
Другое животное, сыгравшее в истории Российского государства не последнюю роль, – соболь. Этот зверек стал важной причиной расширения территорий на восток и освоения Сибири. Стремление добыть как можно больше собольего меха толкало землепроходцев вслед за ареалом распространения пушного зверя. Русские меха пользовались огромной популярностью не только на родине, но и в Англии, Голландии и Германии. К этому времени белка и куница почти утратили свою ценность, уступив соболю. Его шкурки были больше по размеру, прочнее и красивее. На одну шубу уходило 40-80 таких шкур. Для развития промысла и были созданы Соболиная казна и Соболиный приказ. Изображения соболя присутствовали на печатях семи городов Сибири, а два соболя расположены на титулярном гербе царства Сибирского. В геральдике соболь символизирует грацию, скорость, справедливость и богатство.
Новое
Видео
Перестройка и распад СССР
Перестройка и распад СССР
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.
Холодная война: Корейская драма или разделенный народ.
Холодная война: Корейская драма или разделенный народ.