En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Как чиновникам транспорт раздавали

09.10.2017

В нашей стране на сегодняшний день 2 миллиона чиновников. Это федеральные, региональные и муниципальные служащие, имеющие жалованье, всевозможные добавки к нему, премии, просто материальную помощь и другие привилегии. Чиновников возят разномастные машины, с мигалками или без. Важный чиновник – дорогая импортная машина, чиновник попроще – подешевле импортная машина, совсем простой чиновник часто должен обходиться машиной отечественной сборки.

Попытки умерить аппетиты слуг народа предпринимаются практически постоянно. Имеются ограничения на служебные поездки, на получение подарков и многое другое, а 20 лет назад один из руководителей государства предлагал пересадить чиновников на отечественные автомобили и даже сам ездил на таком – правда, всего несколько дней.

Только зародилось это не вчера и даже не при советской власти, а в те времена, когда кареты, брички, тарантасы были единственным доступным видом транспорта. Люди со средствами в обязательном порядке имели свой выезд, и это зачастую было связано не с удобством и необходимостью, а скорее с уровнем престижа и статусом. Попробуй сходить пешком на соседнюю улицу – не поймут, засмеют, в приличном обществе руки не подадут. Есть карета, значит, человек соответствует своему статусу.

Как чиновникам транспорт раздавали

Был период, когда карет стало так много, что пришлось вводить ограничения. В царствование Павла I было запрещено ввозить в Россию иностранные кареты. Хочешь иметь «иномарку», обращайся напрямую к императору. Даже богатому человеку подобное разрешение получить было практически невозможно.

В XVIII веке Екатерина II издала указ, в котором устанавливалось четкое соответствие социального положения человека его средствам передвижения. Императрица строго определяла, кто в каком экипаже может ездить и сколько лошадей запрягать. Чем важнее чиновник, тем значимее его экипажи. Например, чиновники 1- и 2-го классов по табели о рангах и генералы должны были ездить только цугом при запряженных шестью-десятью лошадьми экипажах и при форейторах. Чиновники 3-, 4- и 5-го классов ехали тоже цугом, но без форейторов. Чем ниже звание, тем меньше лошадей. Можно было быть богатым, но если нет чина, то четверку лошадей ты себе позволить не можешь. А если ты все же позволил себе запрячь больше лошадей, чем положено по чину, берегись: наказания могли быть очень суровые.

Правда, уже скоро такие различия стали стираться. В начале XIX века на каретах перестали рисовать гербы. Транспорт стал более демократичным и менее помпезным. Часто трудно было понять, кто едет в простой наемной карете: князь или купец. Улицы стали заполняться «общественным транспортом» – извозчиками, а на них катались все горожане – и дворяне, и чиновники, и купцы, и студенты.

Как чиновникам транспорт раздавали

Теги:
История белого движенияИстория государства и праваНовейшая историяСталинградская битваМосковская битва
28236

Поделиться

Соцсети

Новое

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Чесменское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва при Ларге. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте