История. Просто о сложном

7/22/2022

Самара, форум «iВолга», 22 июля 2022 года.

Историком быть хорошо. Всегда можно найти повод начать беседу, лекцию.

Вот сегодня красивая дата. Зеркальная. 22.07.22. Наверное, много свадеб назначено. Замечательный форум открылся. Поздравляю всех с этим событием.

Смотрим, что случилось в этот день в истории человечества. И находим интересный факт: в этот день в 1986 году (всего 36 лет назад) палата общин парламента Великобритании проголосовала за отмену телесных наказаний в государственных школах (пишут, что с перевесом в 1 голос: 231 vs 230). И только в государственных – в частных вплоть до нулевых годов практиковалось бить мальчиков по рукам или по ягодицам за провинности ротанговой тростью или тапком, ботинком.  А сейчас английская общественность вздыхает – мол, после отмены телесных наказаний поведение школьников заметно ухудшилось. Аристократа настоящего труднее воспитать стало. Хорошо бы вернуть эти наказания. 

Зато когда мы вспоминаем эволюцию парламентаризма как наиболее успешной системы организации власти, сразу на ум приходит британский парламентаризм. Такой идеальный образец, с многовековой историей, начиная с Великой Хартии Вольностей 1215.

Британский парламентаризм с одной стороны. И 36 лет как отменили телесные наказания в государственных школах – с другой.

В словаре Даля есть такая поговорка: «что русскому хорошо, то немцу смерть». Можно вместо немца англичанина подставить. Или американца. Или кого угодно. И мы поймем, что нет универсальной, единой формулы для успешной, комфортной жизни, которую можно было бы где-то подсмотреть, скопировать, и она будет работать в другой стране, для других людей. Нет и единого набора универсальных ценностей, кроме, пожалуй, библейских, религиозных – «не убий, не укради», и т.д. Которые тоже можно было бы скопировать и где-то вставить. Но Ctrl С – Ctrl V работает только на клавиатуре. Индуист не навязывает свои правила жизни всему миру. Как и буддист, мусульманин, христианин.

Это вовсе не значит, что нужно замыкаться, огораживаться и жить замкнутой жизнью, не обращать внимания на внешний мир. История дает нам примеры, как поступать. В этом году мы отмечаем 350-летие первого российского императора Петра Великого. Указ Президента, множество мероприятий, образовательных циклов, лекций. Юбилей продолжается.

Почему такое внимание? Круглая дата, прекрасный повод вспомнить историю. С пользой. Скептики скажут – какая тут может быть польза? А вот конкретный пример, один из многих. Недавно в Музеях Кремля открылась небольшая, камерная выставка про то, как в Москве (а Петр родился в Москве – где же еще его день рождения отмечать) отмечалось 200-летие императора. В 1872 году.  Эту дату отмечали масштабной выставкой научно-технических достижений, проходившей в Московском Кремле все лето 1872 года. Ее прямым следствием стало учреждение двух ведущих, не только российских, но мирового значения Музеев – Исторического и Политехнического. Оба этих музея в нынешнем году отмечают свое 150-летие, и, помимо своих прямых создателей, оба они обязаны своим появлением и существованием Петру Великому, его 200-летию. Который на века определил судьбу страны – на многие века, даже после своей смерти.

При этом иногда приходится слышать: мол, Петр I был убежденным «западником», слепо копировал европейский опыт, пересаживал его на неподготовленную русскую почву. Европейское платье, бритье бород, иностранные слова. Но это однобокое восприятие. Если Петр и был «западником», но, если можно так сказать, по функционалу, а не по убеждениям. Он не был ориентирован на «западные ценности». «Западничество» Петра – лишь инструмент, и если об этом и говорить, то только в сочетании с его глубоким и искренним патриотизмом. Главным его приоритетом всегда оставалось служение своему Отечеству.

И вот я вспоминал поговорку из словаря Даля про то, что русскому хорошо. А кто такой русский? Это и к вопросу укрепления единства российской нации, тема звучит и на нашем форуме. Петр I дает нам ёмкий ответ, и сейчас его цитата вынесена на граффИти многоэтажки одного из небольших городов Смоленской области: «Русский тот, кто Россию любит и ей служит». Кстати, Петр основал не только Петербург – более 130 городов, в том числе Липецк и Таганрог, Петрозаводск и Каменск-Уральский. И небольшой город Гжатск, ныне Гагарин, малая родина первого космонавта Земли. Город первых. 

Но если говорить о смысле и значении Петра Великого для нас в целом, то лучше всего это увидеть на контрасте. К концу XVII в. Россия критически отставала от ведущих держав Европы. Это отставание грозило стать необратимым – и тогда отстающая страна оказалось бы беззащитной перед иностранной экспансией.

Выхода к незамерзающим морям не было. Государственный аппарат  - громоздкий и неповоротливый. Общество жило по архаичным традициям  - социальные лифты не работали, родовая аристократия, старомосковское боярство в буквальном смысле блокировали путь наверх для людей талантливых, но незнатных.

Промышленность была в зачаточном состоянии. Основу армии составляли стрельцы, которые в современном понимании армией вообще не являлись.

Иными словами, до Петра – патриархальная история Московского царства. История именно замкнутой в себе локальной цивилизации. Это царство осмысляло себя как преемник Византии, Третий Рим. Но этому статусу никак не соответствовало.

После Петра – совсем другое государство. Российская империя, обладающая принципиально иным весом в европейских делах. Она не провозглашала себя ни наследницей Рима, ни Византии, но на практике действительно стало таким.

Спустя всего полвека после Петра Великого Россия определяла, кто будет находиться на европейских престолах. Например, на польском или шведском.

Из России повезут чугун и тонкое полотно. Русская артиллерия сделается лучше французской. Русский флот раз за разом будет громить турецкий и шведский, от русских солдат в панике побегут враги.

Настанет день, и русская армия сокрушит сильнейшую в Европе армию Наполеона, вступит в столицу самой богатой, самой передовой и сильной в Европе страны – Франции. 

Русских писателей будет переводить на все ведущие языки Европы. Для русских художников придется создавать отдельный Русский музей. 

Петр Первый этого не увидит. Но это было после него и благодаря ему. Это было в РЕЗУЛЬТАТЕ его правления.

В этом историческая миссия Петра – он был правителем, вынужденным догонять ушедшее вперед время. И он эту задачу успешно решил.

Сумел переформатировать Россию. Создать модель того многонационального, многоконфессионального государства, в котором мы с вами живем сейчас. В этом смысле Петр может с полным основанием считаться и одним из главных создателей современной России. Если хотите знать подробнее, то рекомендую курс лекций о Петре Великом доктора исторических наук, Помощника Президента Владимира Ростиславовича Мединского на Лектории Достоевский. Там много других лекций, по правителям и полководцам XVIII века, сейчас готовится курс уже по XIX веку. Подписывайтесь, смотрите, слушайте.

Вернемся к Петру. С нашим пониманием его роли в истории страны все ясно. Сравните ее теперь с высказыванием экс-президента США Билла Клинтона в его недавней статье для одного американского издания, в которой он пишет, что якобы пытался поставить Россию на правильный «путь развития», и – внимание – цитата: «Меня беспокоил не возврат России к коммунизму, а возврат к ультранационализму, замена демократии и сотрудничества на имперские устремления, какие были у Петра I и Екатерины Великой. Я не верил, что Ельцин пойдет на это, но никто не знал, кто придет после него».

Ну, что американцу хорошо… И, конечно, наоборот.

Здесь мы плавно переходим к тому, как относиться к истории, к ее непростым страницам.

В Древнем Египте был период, когда вновь приходившие к власти фараоны стирали всякое упоминание о предшественниках. Стирали, точнее, сбивали их имена с гробниц, разрушали статуи. Один из фараонов, Эхнатон, наложил проклятие на самих богов, на Амон-Ра, придумал нового бога Атона. Что в итоге? Имя самого Эхнатона тщательно вымарывалось его преемниками – настолько, что о его правлении знаем только из косвенных источников и не очень много.

В истории эта древнеегипетская традиция не раз повторялась. В Древнем Риме существовала особая форма посмертного наказания к тем, кто по мнению современников чем-либо запятнал себя. Любые материальные свидетельства о существовании такого человека – статуи, настенные и надгробные надписи, упоминания в законах и летописях – подлежали уничтожению, чтобы стереть память об умершем.

Потом это случалось в Средние века. В Новое время во время Французской революции была придумана новая система летоисчисления. Первый год революции, 1792, был объявлен началом эры. Эра «от рождества Христова» и начало года с 1 января упразднялись. Отсчёт начинался с 22 сентября 1792 года, первого дня республики. Просуществовал новый календарь 12 лет и был отменен Наполеоном. Революционный календарь ненадолго возвращался в дни Парижской коммуны в 1871, и тогда же была написана Марсельеза. Которая переведенная с изменениями на русский язык стала гимном Советской Республики, а потом и СССР и оставалась им вплоть до 1944 года. Помните строки из него: Весь мир насилья мы разрушим / До основанья, а затем / Мы наш, мы новый мир построим - Кто был ничем, тот станет всем. Из Древнего Египта – почти в наши дни.

Такое отношение к истории всегда заканчивается моралью другой русской поговорки – «Не плюй в колодец, пригодится напиться». Всегда такое отношение заканчивалось трагедией. Стиравших память о ком-то, стирали самих. Революции пожирали своих детей. Как говорил историк Ключевский, «история ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Немудрено. Если ты стираешь что-то из опыта предков, ты обречен снова и снова наступать на те же грабли. Совершать те же ошибки, которые совершали твои предки.

Мы это осознали. Мы не сносим памятники Ленину, как бы кому не хотелось этого. Ведь это наша история. В той же Британии в ходе революции XVII века был казнен король Карл I, установлена особая форма правления, называемая протекторатом Кромвеля по имени лорда-протектора (по сути, цареубийцы). А после уже смерти Кромвеля и реставрации монархии его тело было эксгумировано, а он приговорен к «посмертной казни». Тело подвешено, а голова долгие годы находилась на многометровом шесте у Вестминстерского дворца. Так вот, спустя еще два века у того же дворца появился памятник Кромвелю, который там стоит и поныне. А напротив – еще чуть позже был установлен бюст Карла I. Теперь два заклятых врага, убийца и жертва смотрят друг на друга. В назидание современникам и потомкам.

Но что мы видим в странах Восточной Европы и на Украине? Там по заветам преемников Эхнатона стирается память о победе над фашизмом, о советском, российском присутствии. И речь не только о памятниках Ленину, речь об исключении из школьных программ Булгакова и Толстого – мол, прославляли Россию. Речь о сносе памятников советским воинам, освободившим мир от фашизма. Но не буду на этой вакханалии останавливаться. Отрекаясь от истории, они наступают на грабли. Им же самим будет очень больно. Удивляет, что этому потакают их «старшие товарищи» из того же англо-саксонского мира. Которые сами к своей истории относятся совсем иначе.    

Пример правильного отношения к сложным вопросам истории:

- Мемориал жертвам Кронштадтских событий, недавно установленный Российским военно-историческим обществом в Кронштадте в этом году. Указ о создании мемориала был подписан Ельциным еще в 1994 году.

- Мемориал Сынам России, посвященный окончанию Гражданской войны, установленный РВИО в Севастополе. 4 ноября прошлого года на нем выступал и поздравлял с Днем народного единства Президент: 

«Благодаря сплочённости наш народ достигал потрясающих высот в экономике, науке, технологиях и культуре… Но были периоды, когда это единство – единство нашего народа – подтачивалось тяжелейшими историческими событиями и испытаниями, такими как революция 1917 года и запылавшая в результате неё новая, страшная «смута» – Гражданская война. В 1920 году совсем недалеко отсюда отправлялись пароходы, увозившие тех, кто покидал Родину, уходил в эмиграцию. Безусловно, большинство из них были патриотами России и искренне любили её – так же как и те, кто оставался, чтобы строить новую страну и, как они думали, лучшую жизнь… Мемориальный комплекс в Севастополе служит знаком того, что Россия помнит и любит всех преданных ей сыновей и дочерей, с какой бы стороны баррикад они когда-то ни находились, что наша страна вновь обрела историческое единство».

Итак, мы не имеем права вырывать из наших учебников истории, из нашей памяти целые страницы. Мы тоже это проходили – будь то отсутствие фигуры Грозному на памятнике Тысячелетию России в Вел. Новгороде, отрицание дореволюционных достижений в советскую эпоху, изъятие целых разделов из учебников или статей из энциклопедий в период репрессий либо в период их разоблачения. Отрицание своего прошлого –  есть 100 процентная гарантия того, что свои ошибки мы повторим.

Из этого вытекает, что наша история едина, неделима и непрерывна. Современная Россия – правопродолжатель СССР ровно так же, как Советская Россия – правопродолжатель  Империи, а та, в свою очередь – Московского государства и Древней Руси. Российская Федерация как государство возникло вовсе не с распадом СССР, не в 1991 или не в 1993, когда была принята наша Конституция. А без малого 12 столетий назад.

Я озвучил один из тезисов программной статьи В.Р. Мединского о том, как следует изучать историю, как к ней относиться. Она публиковалась в СМИ, но полагаю важным остановиться на этих программных установках во второй части лекции. А после этого перейти к вопросам и ответам на них.

Департамент, который я возглавляю, называется «Департаментом по координации вопросов государственной политики в исторической и гуманитарной сферах». Что такое государственная историческая политика и вообще, нужна ли она? Спойлер – да, нужна. Крайне необходима. Почему?

Вот в википедии определение исторической политики идет с явно негативным контекстом: «Историческая политика – это набор приёмов и методов, с помощью которых находящиеся у власти политические силы, используя административные и финансовые ресурсы государства, стремятся утвердить определённые интерпретации исторических событий как доминирующие».

Но ведь еще несколько лет назад так же пренебрежительно отзывались об основах государственной культурной политики, что, мол, она не нужна. Что государство не должно вмешиваться в культурную сферу, а только создавать условия деятелям культуры и финансировать их самореализацию. Об общественных и государственных пользах речи не шло. Время доказало, что это далеко не так, и главный принцип, сформулированный в то время Министром культуры ВР Мединским оправдан. Принцип этот емко звучит так: «Пусть расцветают все цветы, но поливать мы будем только те, что являются полезными».

Актуальность же государственной исторической политики признана на самом высшем уровне и с 2020 года закреплена в Конституции РФ:      

Ст. 67.1, п.3.: «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».

Теперь что касается того, на каких принципиальных моментах она строится. Один из них – непрерывность истории, не допущение вымарывания чего-либо или кого-либо из истории. Потому что иначе – грабли.

Далее. Об историческом суверенитете.

Дело в том, что общество, которое не имеет самостоятельного видения путей развития, вынуждено опираться на концепции, выработанные за пределами его страны. Исторический суверенитет – это наша способность самостоятельно трактовать собственную историю и путь развития. В недавнем прошлом – до 1991 года – наш исторический суверенитет был представлен доработанной концепцией исторического материализма Маркса – Энгельса – Ленина. Ее изучали в школах, в ВУЗах и надо признать, что звучала она очень убедительно. Производственные отношения, производительные силы, теория смен общественно – экономических формаций. Но главное – все это не просто объясняло прошлое, а формировало отношение к настоящему и мотивировало людей к действию, объясняло, предсказывало будущее.

Так вот, эта теория овладела массами не только в СССР.  Она овладела умами половины мира, и следовательно – через нее смотрели на историю, на настоящее и будущее образованные граждане половины планеты.

Что же происходит сейчас? На смену марксистской концепции пришло множество теорий либерального толка, единства в среде историков у нас нет. При этом, например, в США свое видение мировой истории продолжает насаждаться всеми доступными средствами – не только в аудиториях, но через кино, книги, интернет, массовую культуру. И, кстати, США не борются с фальсификациями истории, они беспринципно  насаждают свою точку зрения - всюду и  всеми доступными средствами.

Поэтому и нам необходимо постепенно уходить от позиции борьбы с «фальсификациями». Хватит оправдываться. Надо насаждать всеми возможными методами свою  точку зрения. Тем более нам легче, чем нашим «оппонентам» - мы знаем,  за что и ради чего творили историю наши предки и что поэтому - должны делать мы.

Далее. Важнейшим моментом государственной исторической политики является тезис «Об исторических оценках».

Вновь вернемся в недавнее прошлое, к марксистской концепции. Помимо всего прочего, она давала четкую систему координат, четкую систему оценок. Пример. Французская революция – благо, поскольку движет развитие вперед. Король Людовик XVI, человек добрый, но реакционный, поскольку стремился законсервировать сложившиеся общественные отношения. Потому его – на гильотину. Робеспьер, Марат – люди недобрые, идеологи массового террора, но – прогрессивны, ибо ускоряли ход истории к светлому будущему. В их честь устанавливаются памятники, называются улицы и набережные.

Но что сейчас является мерилом наших оценок той или иной личности? Непонятно. Вкусовые ощущения каждого. Но это очень субъективно. Впадать в бездумное восхваление или порицание – абсолютно ненормально. Как и давать оценки, только и исключительно исходя из наших сегодняшних представлений о морали, праве, добре и зле, судя из дня сегодняшнего, зная точно сегодня результаты, последствия их деяний.

Говоря проще – не надо сравнивать Ивана Грозного с Махатмой Ганди и принцессой Дианой. Они жили в разных вселенных. Используйте при оценках принцип историзма. Не оправдывать, изучать эпоху. Сравнивать с современниками. Того же Ивана Грозного, например, - с его современником, английским королем Генрихом VIII и акторами Варфоломеевской ночи.

Про короля ГенрихаVIII, точнее, про его 6 жен, у англичан есть народная считалочка.  Divorced, beheaded, died / Divorced, beheaded, survived. Разлюбил, казнил, умерла / Разлюбил, казнил, выжила (пережила)

Первую свою жену, Екатерину Арагонскую, после развода он отправил в изгнание. Ещё двух — Анну Болейн и Екатерину Говард — казнил. Любимая его жена, Джейн Сеймур, умерла при родах единственного выжившего сына Эдуарда VI. Четвёртую, Анну Клевскую, спасло её уродство. Генрих выбрал её, увидев портрет (художник, видимо, очень польстил невесте), встретив же — ужасно разочаровался и не захотел жить с новой женой. Последняя, Екатерина Парр, вышла замуж за уже старого Генриха VIII, который, тем не менее, до последних дней оставался высокого мнения о себе как о мужчине, и в итоге пережила его.

Ну вот с ним надо сравнивать Иоанна Грозного. А не с Ганди. И, выставляя исторические оценки, нужно задавать вопросы. Что заставило исторического деятеля пойти на тот или иной шаг? При каких обстоятельствах? Как при тех же обстоятельствах поступали его современники?

Ставя такие вопросы, мы не просто воссоздаем картину прошлого. Мы можем попытаться если  не принять, но хотя бы – приблизиться и понять, как думали наши предки.

Далее. Позитивная история. Мы с вами подробно разобрали, как нужно относиться к сложным периодам истории. А как относиться к истории вообще, в целом? К истории своего народа, своей страны. Ответ краткий – позитивно. Свою историю нужно любить, как и свою страну. Как своих родителей. Помните Пушкина - 

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу —

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как пустыня

И как алтарь без божества.

Позитивная история несет в себе смыслы, которые проявляются в уважении к своей стране, желанию посвятить ей свои силы и таланты.

Позитивная история дает возможность судить о прошлом (и хорошем, и плохом) исходя из чувства сопричастности  «к отеческим гробам» и «родному пепелищу». При этом история должна быть объективной.

Следующий принципиальный момент – синхронизация истории. Мы можем и должны постоянно сравнивать нашу историю с историей всемирной, знать, именно в связи с историей нашей Родины, больше о развитии западной и восточной цивилизаций. Вот крепостное право, отменено в нашей стране в 1861. А рабство в США? 4-мя годами позднее, 13-й поправкой к конституции в 1865-м.

Или – отмена телесных наказаний в школе. В Великобритании в 1986-м. А в России годом раньше, чем рабство в США – в 1864-м. Все познается в сравнении.

Наконец, самое главное, и самое сложно реализуемое. Воспитание сложного человека. Чтобы дети росли ответственными гражданами великой страны, они не должны зазубривать правильные ответы для экзамена. Механическое увеличение часов истории в школе, введение ЕГЭ лишь  приведет к перегрузке цифрами и датами. Их можно вызубрить, но как они сформируют личность? Необходима перезагрузка всей системы воспитания, ориентированной не «оловянного солдатика», а на сложного человека. Способного к осмыслению, к принятию через собственные ответы на вопросы – почему и зачем это произошло? При каких обстоятельствах и почему так поступали твои предки? Через формирование среды, которая не терпит психологического уныния и пессимизма. Которая формирует деятельного и активного гражданина, способного учесть уроки, понять ошибки и, не повторяя их, превзойти деяния своих предков.

И вот такое изучение истории и дает нам образ будущего, основанного на наших базовых ценностях: свободе и независимости, суверенитете и целостности нашей земли, памяти о героическом труде наших предков, опоре на тысячелетнюю культуру и традицию государственности.

Хотел бы поблагодарить за выдержку и терпение, и сказать, что сегодня, 22 июля есть много других не менее важных дат, например, 127-я годовщина со дня рождения авиаконструктора, одного из основателей отечественной реактивной и сверхзвуковой авиации Павла Осиповича Сухого. Ну и чтобы закрыть тему авиации – цитату Юрия Алексеевича Гагарина с граффити в том же небольшом городке Смоленской области – «Чтобы стать крылатым, нужно стремление к полету». Желаю всем этого стремления во всех сферах жизни.

Теперь готов перейти к формату диалога, вопросов и ответов. Причем, надеюсь, в праве задавать вопросы мне тоже благодарная аудитория не откажет.