История картофеля: как «земляное яблоко» завоевало мир
«Из картошки знаешь сколько блюд можно приготовить? Картошка жареная, отварная, пюре, дальше – картофель фри, картофель пай…» – самозабвенно перечисляла героиня известного советского фильма «Девчата». Сегодня трудно поверить, что несколько веков назад европейцы с трудом признавали картофель, боялись употреблять его в пищу и даже использовали в качестве украшения. В Россию, как гласит легенда, первые картофельные клубни привез Петр Великий, но судьба их неизвестна. Лишь во второй половине XVIII века наши соотечественники «распробовали» новый продукт и включили его в свой рацион.
Родина картофеля
Трудно вообразить территорию, которая подходила бы для сельского хозяйства хуже, чем горные районы Южной Америки. Казалось бы, Западные Анды совсем бесперспективны, однако именно там впервые культивировали картофель. Земледелие зародилось там около десяти тысяч лет назад – и не благодаря подходящим условиям, а вопреки всем трудностям. Сначала выращивали тыквенные растения, затем приступили к хлопку, арахису и картофелю. Вдоль горных склонов индейцы строили каменные террасы и приносили туда почву, а реки старались искусственно замедлить с помощью рукотворных каналов. При этом у местных жителей не было тяглового скота и повозок, и полагаться приходилось только на свои силы. Картофель оказался настоящей находкой для индейцев. Культура была менее прихотливой по сравнению с пшеницей или кукурузой, росла даже на сухой почве, не боялась дождей.
Со временем в разных уголках Южной Америки стали разводить разнообразные сорта картофеля, которые отличались и размерами клубней, вкусом. Местные жители изготавливали из картофеля продукт под названием чуньо. Клубни относили в горы, ночью те замерзали, затем размораживались к утру – процесс повторяли в течение нескольких дней. В результате клубни картофеля обезвоживались, становились меньше в размере и выглядели как шарики белого или черного цвета. Главным преимуществом такого продукта было то, что в засушенном виде его можно было хранить несколько лет. Индейцы перемалывали чуньо в муку и пекли лепешки.
Европейцы впервые увидели картофель в XVI веке. В 1532 году отряд конкистадоров Франсиско Писарро завоевал империю инков, а спустя три года в испанских источниках появились первые упоминания о картофеле. Спустя несколько лет клубни начали ввозить в Испанию. Вероятно, первыми это сделали моряки, вернувшиеся из Перу и Чили. Посадки начали делать на Канарских островах, где и останавливались корабли. Далее картофель проник в испанские владения на территории современных Италии и Нидерландов. В семнадцатом столетии он уже не был в этих местах диковинкой.
Предмет для изучения
Распространению картофеля по другим европейским странам мы во многом обязаны ботаникам. Они с воодушевлением изучали необычное растение, пересылали клубни своим коллегам, выращивали «экзотическую» новинку в собственных садах рядом с лекарственными травами. Однако до широкой популярности овоща было еще далеко. Вне ученых кругов к картофелю относились настороженно. Одной из причин было то, что изначально в Европе распространился сорт, клубни которого имели горький привкус и казались совершенно непригодными для питания. Кроме того, ботаники выяснили, что листья и плоды картофеля содержат ядовитое вещество под названием соланин – поэтому кормить вершками растения скот нельзя. Обнаружилась и другая неприятность: если картофель хранить неправильно и слишком долго, клубни тоже напитаются соланином и придется их выкинуть. Одним словом, дурная репутация пугала современников и не давала картофелю распространиться по Европе. Даже там, где домашний скот кормили клубнями, люди отказывались употреблять их в пищу.
Исключение составляют столы знатных особ, где маленькими порциями картофель подавали забавы ради. В XVIII веке супруга Людовика XVI Мария-Антуанетта распорядилась добавить в королевское меню вареную картошку, а картофельные цветы она носила на своем платье в качестве броши. Настоящий успех придет к картофелю немного позднее – на рубеже XVIII и XIX веков. В годы наполеоновских войн для солдат и лошадей требовалось запасать много пищи. Тогда-то и пригодился картофель. Следующий этап расцвета популярности овоща пришелся на середину XIX века, когда в Европе формировался рабочий класс. Картофель наряду с капустой, черным и серым хлебом, а также соленой рыбой становится важной составляющей рациона небогатого населения. Когда в голодные годы цены на хлеб росли, картошка оставалась доступной для всех.
Национальная трагедия
В одной из стран Европы жизнь без картофеля постепенно стала немыслимой, и эта болезненная зависимость привела к страшным событиям. Но начнем по порядку. Картофель попал в Ирландию в XVI веке, его завезли рыбаки из страны басков. Для страны диковинное растение стало настоящим подарком: климат Ирландии не располагал условиями для выращивания большого количества зерновых культур, зато картофель хорошо прижился на влажных и каменистых почвах. Уже во второй половине шестнадцатого столетия ирландцы, не в пример своим соседям, стали активно выращивать картофель и добавлять его в разные блюда.
На протяжении двухсот лет картофель спасал жителей Ирландии от голода, однако в XIX веке ситуация изменилась. Население страны росло и было довольно бедным, хотя и не страдало от нехватки продуктов. А потом по роковой случайности в Европу завезли болезнь пасленовых растений – фитофтору. Никто не знал, можно ли и как с ней бороться, а картофель тем временем стремительно гнил. В 1845 году из-за фитофторы случился первый массовый неурожай. Крестьянам начали раздавать пшеницу и кукурузу, однако те, не оценив заботы правительства, первую продали английским купцам, а вторую и вовсе выбросили. Ждали «выздоровления» полюбившегося всем картофеля. Увы, на следующий год неурожай повторился, и Ирландию охватил голод, сопровождавшийся эпидемиями. Итоги оказались катастрофическими. В 1841 году на территории Ирландии проживало около 8,2 миллиона человек, а спустя десять лет – 6,5 миллиона. В мирное время голод и сопутствующие болезни унесли жизни сотен тысяч ирландцев; население сократилось более чем на полтора миллиона человек.
Подарок из Голландии
Согласно самой распространенной версии, в Россию картофель привез Петр I. Произошло это в годы Великого посольства: царь побывал в Роттердаме, отведал множество картофельных блюд и распорядился привезти несколько клубней на родину. В пути почти все они замерзли, а остатки по прибытии в Россию высадили в клумбы или засахарили, чтобы подавать к царскому столу как заморский деликатес. Картофель мало впечатлил придворных, зато барышни за сто лет до французской королевы наловчились прикалывать к одежде и прическам его цветки.
Существует и другая трактовка событий, связанных с распространением картофеля в нашей стране. Ее сторонники заявляют, что еще в XVII веке, когда торговля между Россией и европейскими странами велась через Архангельск, англичане познакомили русских с картошкой. Как бы то ни было, о серьезном развитии картофелеводства впервые задумалась Екатерина II. В 1770 году Вольное экономическое общество публикует научную статью А.Т. Болотова «Примечания о картофеле, или земляных яблоках». Болотов изобрел посадку картофеля глазками и выделил из него крахмал. Среди прочих предложений ученого выделялось и довольно экстравагантное – по словам, Андрея Тимофеевича, из картофеля можно было даже изготовить вино. Впрочем, впоследствии наладили производство картофельной водки.
В XIX веке картофель перестал быть для наших соотечественников чем-то экзотическим. Из него варили постную похлебку, его добавляли в хлеб, запекали как отдельное блюдо. Из массы, которая оставалась после отжатия крахмалистой жидкости, готовили крупку для супов. В южных губерниях Российской империи картофель приживался дольше и хуже – и без него хватало урожая. Зато на севере и северо-западе картошка стала неотъемлемой частью обеденного стола. Современники вспоминали, что с картофельной начинкой даже делали своего рода «пирожные». Скорее всего, под пирожными имелись в виду открытые пирожки – «калитки». Они до сих пор являются национальным блюдом некоторых северных народов и подаются, к примеру, в ресторанах Карелии.