История налогов. Часть 3: зигзаги Российской империи
…Часть 1: подати Древней Руси и ордынский «выход»
…Часть 2: кто оплатил расширение Московии до империи
Преемники Петра оказались совершенно не готовы продолжать дело императора. Задавленное поборами население решительно уклонялось от уплаты налогов: люди бежали с тех мест, где их внесли в ревизские «сказки», либо попросту не платили. На «национальных окраинах» вспыхивали восстания, которые угрожали не просто центральной власти, но и самой империи. Организованная в экстренных условиях налоговая система остро нуждалась в реформировании.
Велика Россия, всё не соберёшь…
Наследники Петра I столкнулись с двумя главными проблемами имперской налоговой системы – недоимками и бегством податных. Для поиска беглых применяли даже войска, что напоминало «облаву на народ» (В.О. Ключевский). Но настоящей проблемой стали недоимки. Новая ревизия (перепись населения) прошла в 1742-1747 годах, после чего было решено проводить их раз в 15 лет. Впрочем, и это проблему не решило.
Власти были вынуждены искать новые источники доходов. В этом особо преуспел граф Пётр Иванович Шувалов, который не только восстановил соляную и винную монополии государства, но и поставил под контроль торговлю табаком. Серьезные перемены произошли и в системе таможенных пошлин. По предложению Шувалова внутренние таможенные пошлины были отменены, а сами внутренние таможни упразднены. Так здравый смысл победил алчность. По мнению Шувалова, развитая внутренняя торговля могла принести больший доход казне. Одновременно вводился 13-процентный сбор на импортные и экспортные товары для защиты российской промышленности.
Новые веяния просветителей и физиократов практически не повлияли на российскую налоговую систему. Единственным исключением стал новый налог с капитала, которым облагались купцы с 1775 года. Величина капитала определяла принадлежность купца к одной из трёх гильдий. Окончательный порядок обложения купцов выявляла екатерининская «Жалованная грамота городам». В остальном вплоть до Александра I налоговая система в России не претерпела серьёзных изменений.
Ускоренное развитие страны и активная внешняя политика, как и прежние времена, отрицательно сказывались на российской налоговой системе. Власти просто не успевали проводить продуманные реформы, предпочитая пользоваться неплохо зарекомендовавшими себя чрезвычайными мерами.
Как сбалансировать бюджет, если чиновники воруют: фискальная наука Егора Канкрина
С учреждением министерств Александром I (1801-1825) контроль за сбором налогов сосредоточило Министерство финансов, но это никак не повлияло на механизм взимания налогов. По-прежнему подавляющее большинство жителей империи платило подушную подать. Неудачным оказался «План финансов» М.М. Сперанского, который привёл лишь к очередному росту налогов. Отечественная война 1812 года окончательно похоронила либеральные идеи Сперанского, спровоцировав очередной скачок налоговых поборов.
Столь нелюбимый либералами Николай I (1825-1855) оказался достаточно мудрым финансистом и неплохо умел подбирать кадры. Новый этап финансовых реформ связан с деятельностью выдающегося министра финансов Канкрина. Экономный Егор Францевич стремился сократить расходы государства: «В государственном, как и в частном быту, необходимо помнить, что разориться можно не столько от капитальных расходов, как от ежедневных мелочных издержек. Первые делаются не вдруг, по зрелом размышлении, а на последние не обращаешь внимания, между тем копейки растут в рубли». Этот принцип лёг в основу политики Канкрина, которая была нацелена исключительно на упорядочение и рационализацию государственных финансов.
В очередной раз были повышены ввозные пошлины, отменена не оправдавшая себя система казенного управления питейными сборами и восстановлена система откупов, а также введен табачный акциз. С 1840 года по указу Николая I все расчёты стали проводить в серебре. В высоких таможенных пошлинах министр финансов видел не только способ покровительства российской промышленности, но и средство пополнения казны за счет привилегированных сословий, которые и были основными потребителями импортных товаров.
Коснулась реформа и «земских повинностей», которые не вносились в государственный бюджет и не имели четкой системы. На них содержались школы, больницы, местная полиция, ремонтировались дороги, обслуживались проезжие чиновники. Суть реформы состояла в переложении части общегосударственных расходов на земские средства.
Как солдаты коллекторами стали
Отличился Канкрин и «выбиванием» недоимок. Именно министр финансов предложил использовать солдат в качестве коллекторов. Военные люди использовались не для поиска беглых налогоплательщиков, а для устрашения должников. Однако за время экзекуций накопление недоимок лишь увеличилось. Когда нечего отдавать, то и солдат не страшен.
И всё же реформа налоговой системы дала положительные результаты. Когда уже тяжело больной Егор Францевич попросил императора об отставке, Николай I ответил: «Ты знаешь, что нас двое, которые не можем оставить своих постов, пока живы: ты и я». Безупречный министр пробудет на посту с 1823 по 1844 год и уйдёт в отставку лишь незадолго до своей смерти в 1845-м и не увидит того крымского позора, который свёл в могилу российского императора.
При всем радикализме налоговой реформы Канкрин смог лишь ненадолго поправить положение дел в финансах Российской империи.
Для налогов не должно быть исключений
Поражение России в Крымской войне открыло глаза власти на плачевное положение дел в стране. Касалось это и налоговой системы. Великие реформы Александра II (1855-1881) обещали не менее великое будущее России, но для этого нужно было упорядочить налоги и разобраться с запутанными финансами. Занялся этим министр финансов в 1862-1878 годах Михаил Христофорович Рейтерн, которому для ознакомления с бюджетным делом пришлось поездить по заграницам.
Рейтерн отменил подушную подать с мещан, заменив её специальным налогом на городские недвижимые имущества, и ввёл в 1875 году государственный поземельный налог. Теперь налогом облагались все земли, кроме казённых. Главные же нововведения были в области косвенных налогов: винные откупа заменили акцизом, вводился новый устав о гербовом сборе и сбор со страхований, с пассажирских билетов и грузов большой скорости.
Однако либеральные «опыты» с налоговой системой продолжались ровно столько, сколько правил император Александр II. 1 марта 1881 года 20-летие Великих реформ оборвал взрыв на Екатерининском канале, в результате которого царь-освободитель скончался.
Налоги платят все
Александр III (1881-1894) был не только менее лояльным в отношении к либералам, но и более твёрдым в реализации своих целей. Парадоксально, но для российских финансов именно период так называемых «контрреформ» стал временем преобразований.
Главной реформой стала отмена подушной подати и ликвидация сословности налогообложения. Министр финансов в 1882-1886 годах Николай Христианович Бунге уничтожил не только стержень российской налоговой системы со времён Петра, но и фискальную базу для сословного деления российского общества. Теперь в России не должно было остаться привилегированных слоёв. Отныне платить были обязаны все. Постоянным стал налог на наследство, в 1885 году был введён новый налог с денежных капиталов. Одновременно правительство увеличило обложение торговых и промышленных предприятий и повысило таможенные пошлины.
Затронула реформа систему сбора податей и учёта объектов налогообложения. Бунге добился введения в России должности податных инспекторов в количестве 500 человек, которые должны были контролировать налоговые поступления.
Уничтожение сословной налоговой системы и привилегированных сословий, а также отмена крепостного права окончательно поставили Россию на путь модернизации.
Пусть платит бизнес
Министры Иван Алексеевич Вышнеградский (1887-1892) и Сергей Юльевич Витте (1892-1903) продолжили политику Бунге: в России был введен квартирный налог и вновь восстановлена винная монополия. Кроме того, Витте ввёл золотое обращение. С его деятельностью связан новый этап усиления налогового бремени. Министр был уверен, что сдержанность имеет свои пределы и в итоге может угрожать «серьезными затруднениями нормальному развитию экономической жизни страны». Поэтому Витте выступил за последовательное повышение косвенных налогов: на 50 % повысили налог с пива и табачный сбор, вдвое подняли ставки налога со спичек, был повышен налог с недвижимого имущества.
Не чужда была Витте и идея прогрессивного налогообложения. Он был уверен, что фискальная политика должна строиться на принципе подоходности налогообложения. Впервые этот принцип был применён в промысловом обложении. Теперь плата за право торговли и промыслов превратилась в имущественный налог, который зависел от разряда предприятия. Стоит сказать, что предприниматели ответили Витте «тройной бухгалтерией» и утаиванием прибылей. Тем не менее именно Сергей Юльевич стал последним крупным реформатором налоговой и финансовой системы Российской империи.
Конец XIX века оказался наиболее благоприятным для налоговых преобразований. Последовавшие в начале ХХ в. обострение международной обстановки, русско-японская война, первая русская революция и, наконец, Первая мировая война положили конец всяким начинаниям в налоговой сфере.
Читайте также:
История налогов. Часть 1: подати Древней Руси и ордынский «выход»
История налогов. Часть 2: кто оплатил расширение Московии до империи
История налогов. Часть 4: скинуться на советскую власть
Литература:
Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.
Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.
Новое
Видео
Холодная война: Афганский излом.
Холодная война: Афганский излом.
19 ноября 1942 год День ракетных войск и артиллерии
19 ноября 1942 года залпами «катюш» и артиллерии началось наступление Красной Армии под Сталинградом под кодовым названием “Уран”
Развитие революции в период с июльского кризиса до октября 1917 года
Лекция посвящена развитию революции от Июльского кризиса до октября 1917 года. В ходе июльского кризиса большевики потерпели поражение. Усиление правых сил привело к Корниловскому выступлению, направленному на подавление Советов и левых сил. Однако провал попытки правого переворота привел к новому усилению левых сил и большевизации советов. Однако правительство Керенского не пошло навстречу требованиям широких масс о скорейшем проведении социальных преобразований и политики, направленной на заключение мира. В ходе Демократического совещания не удалось создать авторитетное правительство. В условиях ослабления Временного правительства большевики приступили к подготовке захвата власти от имени Советов.