En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Информационные войны

19.10.2022

Россия и информационные воины

Информационная война – одно из самых повторяемых за неполную четверть XXI века словосочетаний в официальной риторике, СМИ, а, может, и в бытовом общении.

«Фабрика Троллей»

Разумеется, у информационных войн есть своя история. Но чтобы сделать информацию настоящим оружием, человечеству нужно было изобрести инструменты для её эффективного сбора, обработки и распространения. Поэтому настоящие информационные войны начались только в XIX веке.

Немного предыстории

Конечно, до этого во время конфликтов принимались меры по дискредитации, клевете и очернению образа противника. Но это, скорее, можно назвать информационными кампаниями. В древности люди воевали, как правило, с относительно знакомыми соседями, и образ врага формировался на местах с помощью перемолвок, да и мог не меняться годами. А в случае больших империй, например, гражданин Рима, живущий на Балканах, вероятно, слышал о германских варварах, с которыми легионы воюют далеко на севере. Но едва ли ему было дело до происходящего на другом конце света.

Информация – удел грамотных.

На новую ступень информационные войны восходят в Новое время – начинается эпоха Великих географических открытий и становления абсолютных монархий в Европе. Централизованное государство имело намного больше возможностей влиять на умы своих подданных, чем средневековые Лорды, в первую очередь – через церковь. Идеи о собственной правоте и нечестивости врага должны были цементировать династические державы, укрепляющие свои доменные территории и пустившие побеги далеко за океаны: испанскому гардемарину следует понимать, зачем ему нужно бить голландца в богом забытой Ост-Индии, англичанину нужно осознавать, что французских колонистов он грабит во славу короля.

Проблема той поры в том, что информационное слово было недоступно в печатном виде для большинства неграмотного населения – его распространяли в пересказе через священников, чиновников и глашатаев. Впрочем, с распространением полиграфии языком пропаганды стали картинки: иллюстрации, карикатуры, схемы.

Русь, а затем Россия, поучаствовали в информационных войнах ещё тогда. Например, во время Куликовской войны около 1380 года Московское Государство, стремясь собрать под своими знамёнами русских князей, активно поднимало повестку о небывалой доселе слабости Орды из-за великой замятни. Позже главным противником России в Информационной войне стала объединенная Люблинской Унией Речь Посполита. Первое обострение случилось во время Ливонской Войны 1558—1583 годов, когда воеводы ещё могли сменить сторону, и прибыв в стан бывшего врага, распространяли о противнике очерняющие памфлеты, состоящие чуть менее, чем полностью, из преувеличений и небылиц. Особо отличился в этом перебежчик Андрей Курбский, изданные им записки о России и переписанные позже письма – настоящий артефакт информационной войны «догазетного» периода. Второе обострение случилось во времена Смутного времени начала 17 века, когда правившая в Польше династия претендовала на русский престол, проводя агитационную работу в свою пользу. СМИ в привычном понимании тогда ещё не существовали, главным средством в информационной войне были описательные заметки путешественников, памфлеты, брошюры, распространяемые среди знати, и личные переписки, которые часто публиковались. Противостояние идей разыгралось в переписках Екатерины Великой с величайшими мыслителями и монархами Европы.

Пропагандистский плакат периода Великой Французской Революции.

Но первые события, вокруг которых развернулись настоящие информационные баталии – это Великая французская революция 1789 года и последующие за ней революционные и наполеоновские войны. Просвещённый 18 век дал свои плоды – процент грамотного населения стремительно увеличился, особенно среди горожан. Типографии в Европе и Америке росли как грибы после дождя, предлагая публике газеты разного толка, а, главное, упрощённый вариант источника информации – листовки и брошюры, которые стоили дёшево и отлично распространялись в массах. 

Россия немного отставала в плане средств распространения информации от Англии, Франции и США. Но правительство понимало важность идей во время информационной войны, поэтому всячески контролировало прессу. При Павле Первом были введены строгие цензурирующие законы. Его сын Александр в молодости был человеком либеральных взглядов и отменил многие запреты на свободу распространения информации, однако в целом тон прессы был направлен против тогдашнего врага России – Наполеоновской Франции.

русская пропаганда в 1812 году объявила Наполеона антихристом.

Век информации. Первые выстрелы

Однако, после подавления восстания Декабристов начинается тотальная информационная война против России, которая длится по сути до сих пор. Дело в том, что европейская общественная мысль во второй четверти XIX века переосмыслила идеи просвещения, события французской и американской революций, взяв в целом курс на государственную демократизацию, и даже децентрализацию в пользу малых народов. Научные открытия, рост общественного благосостояния, доступ к материальным и нематериальным благам доказывали идеи внесословного и вненационального равенства. Мысли эти стремительно распространялись по телеграфным проводам и в тиражах изданий, перевозимых на поездах, пароходах и дилижансах.

достижения в области СМИ и связи 19 века.

Сам русский царь Николай Первый был человеком умным, вникающим, но авторитарным. В том смысле, что считал необходимым контролировать лично всё, что функционирует под его началом. Поэтому он был противником распространявшихся в Европе смягчений, свободомыслия и демократизации, свято отстаивая консервативные монархические ценности, что доказал суровой внутренней и внешней политикой: цензура и подавление свобод внутри страны, в том числе сохранение крепостного права, сопровождались карательными военными экспедициями в земли, где народы требовали больше независимости от монархических центров, например в Польские провинции Империи (1830-31 гг.) и в Венгрию (1849 г.).

Если ранее такие мероприятия могли быть неизвестны широким массам, то в век развития СМИ действия Николая не могли оставаться незамеченными: мировая общественность осудила деспотичного монарха, прозвав его «Жандармом Европы». Тогда же сформировался образ «плохих русских» - безвольных, нищих, необразованных крепостных, набранных в солдаты, чтобы проливать кровь народов, потребовавших себе заслуженных свобод, по прихоти тирана-императора, который не щадит ни своих ни чужих. Тут же подключилась зарождающиеся науки антропология и социология, русским мужикам приписали «рабский ген».Пропагандисты иного толка усмотрели в действиях Николая политику «Панславизма», устрашившись возрастающей мощи России.

карикатура на «Жандарма Европы».

Тяжелее всего западная информационная машина бомбардировала Россию в годы Крымской войны. Русскую армию описывали, как голодную толпу полумужиков-полумедведей, вооруженных фузеями времён Екатерины. Рисовали карикатуры на Николая, смаковали, что, казавшаяся грозной Россия, оказалась колоссом на глиняных ногах. Между прочим, движения западников и славянофилов рефлексировали, подвергаясь влиянию иностранных оценок России и русских. Законодателем моды поливания грязью в СМИ была Великобритания. Как известно, Англии не выгодно возвышение и усиление ни одной державы на континенте, а прессу, не считая некоторых тем, в стране никто не контролировал. Поэтому «желтизна» публикаций Викторианской эпохи зашкаливала за разумные пределы, в том числе на темы международной политики.

Русские в Крымской войне. Карикатура.

Огонь, Вода, Медные трубы

После воцарения Александра Второго количество чернухи в западной прессе поубавилось, а к правлению его сына, Александра Третьего, сошло на нет, так как Россия к концу XIX века стала выгодной площадкой для инвестиций. Желающим позлорадствовать оставалось лишь писать, как похорошела дикая азиатская страна, переняв прогрессивные ценности, отказавшись от крепостного права и пустив к себе европейский капитал. Но образ дремучего, диковатого русского, неотёсанного и немного злобного, уже закрепился в сознании обывателя. Перемирием в информационной войне, не считая некоторых эпизодов, было царствование Николая Второго, особенно период Первой Мировой войны. Газеты и агитматериалы расхваливали русского солдата, несгибаемость его духа в совместной борьбе против разбуянившегося пруссака.

 Антанта. Агитплакат.

Поэтому, когда в 1918 году уже советская Россия вышла из Антанты и заключила с Германией сепаратный мир, СМИ бывших союзников с утроенной яростью бросились на Большевиков. Их обвиняли в лучшем случае в вероломстве и предательстве, в худшем объявляли ставленниками тайного мирового сионистского правительства, подготавливающего мир к приходу Антихриста. Первое время и Германия успела отметиться. Коммунисты не были выгодны ни одной державе и организации за пределами страны, наоборот, вредили мировой хозяйственно-рыночной системе. Из России доходили слухи о жестокостях гражданской войны, голоде, терроре, кровопролитии и прочих ужасах, поэтому Большевиков описывали, как зверских поработителей русского народа. Образ «плохого русского с рабским менталитетом» вернулся в новой идеологической обёртке. Сами же большевики вели обширнейшую информационную войну за умы населения России, в которой победили. Но об этом мы расскажем в другой раз.

антибольшевистский плакат 20х годов.

Во время Второй Мировой риторика антигитлеровских стран сменилась. Плакаты говорили «это - русский солдат», «он твой друг по оружию», «ты должен помочь ему, производя военную технику». Разумеется, в Германии лозунги были совершенно другие, но пропаганда Рейха работала в своей уникальной нацистской парадигме, где человек считался бракованным, просто по тому, что не был германцем, а забрать его земли – долг немцев. На том, как пропаганда изображала унтерменшей, мы не будем здесь останавливаться, скажем лишь, что был гипетрофирован образ граждан Советского Союза, как бедных, диких, глупых азиатских недочеловеков, закабалённых и угнетаемых «жидобольшевистским игом».

Заглавная страница советской газеты периода битвы за Москву.

В ходе войны для влияния на массы противника вражескую территорию часто забрасывали листовками с самолётов. В них содержалась пораженческая информация, агитация, призывы сдаться. В условиях информационного вакуума войны – вполне действенное средство воздействия на изголодавшиеся по новостям умы. Советская сторона же однозначно заряжала образ врага чертами завоевателя. Риторика была такая: «Гитлеровцы пришли уничтожить нас, отобрать землю, фабрики и дома! Все на защиту Родины». Боевой дух поднимался агитацией на фронте и на тыловых производствах.

Особую роль в этот период играл кинематограф: движущиеся картинки доносили информацию и вызывали эмоции.

Союзный агитплакат.

Война через занавес

Вторая Мировая война быстро сменилась Холодной – противостоянием социалистического и капиталистического лагерей. Обе стороны всячески пытались возвеличить свой образ жизни и дискредитировать идеологию оппонента. К тому времени появились новые средства связи: дальнодействующее радио, телефоны, а вскоре появятся телевидение и спутники. Картинка прямого репортажа с экрана в каждом доме стала влиять на общественное мнение. Но воздействовать на граждан своих стран оказалось проще, чем на массы оппонентов: мешал железный занавес. По обе его стороны вызревала сочная клюква о том, как же живут «там», при другом принципе социального распределения. Всё это сдабривалась домыслами, анекдотами, просочившейся информацией и смачно поджаривалось журналистскими утками или спланированными правительственными вбросами.

антиамериканский плакат, СССР

В СССР появился мем про «загнивающий Запад…», в США – «а вот в Советской России…». Однако ситуацию накаляло ядерное оружие, в пропаганде каждая сторона пыталась выставить оппонента злодеем или психом с красной кнопкой. СССР осуждал неоколониальную военную политику Штатов, обвинял в несправедливости распределения благ, угнетении своих трудящихся и населения стран третьего мира. В Америке Союз рисовали огромным концлагерем, где образ жизни людей принудительно регламентирован распорядком, диктуемым партией. Сон разума рождает чудовищ: едва ли среднестатистический гражданин страны любого блока мог бы достоверно описать, как на самом деле живут за занавесом. Хотя имел в своем распоряжении множество красочных образов, как демонизирующих, так и идеализирующих.

Особое место, начиная с эпохи гласности 1980-х, заняли пересмотр мемуаров, исторических документов и всевозможные спекуляции на эту тему. Особенно это касалось новейшей истории: Гражданских войн в России, Европе и США, колониальной политики, Первой и Второй мировых войн, геноцидов XX века и репрессий в СССР. Всё это получило название «ревизионизм».

гибридные войны.

К концу XX века занавес пал, а с появлением интернета мир стал более открытым. Люди из разных концов света, разных социальных общностей, разного мышления стали более понятны друг другу. Информация стала как никогда доступной, поэтому Информационные воины ведутся с учётом её изобилия и проверяемости. Простая ложь и фальсификация уже не работают, поэтому пропагандисты играют на акцентах, аналогиях, диалектике, создают иллюзию общественного мнения и работают над формированием повестки. Человечество вступило в эпоху гибридный воин, и сейчас как никогда верно утверждение «кто владеет информацией, владеет Миром».

Обложка: https://rueconomics.ru/

10051

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Рущукское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Вторая мировая война на карте.

Вторая мировая война на карте.

Видео

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

8 сентября 1812 года – День воинской славы России. Кутузов дал генеральное сражение «Великой армии» Наполеона на подступах к Москве у села Бородино

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте