Хаджи-Умар Мамсуров. Диверсант, по которому звонил колокол

Несколько эпизодов биографии одного из самых знаменитых военных разведчиков Советского Союза
Ему поставлен персональный памятник в Испании – одному из немногих советских добровольцев, воевавших на стороне испанских республиканцев. Он еще и один из прототипов Роберта Джордана, главного героя романа «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя. И он же – один из самых засекреченных по сей день отечественных разведчиков, Герой Советского Союза и один из создателей отечественной диверсионной школы. Его имя – Хаджи-Умар Мамсуров.
Диверсант Фабер и полковник Ксанти
Сын небогатого осетина (в автобиографиях раннего времени он называет его то просто отцом, то приемным отцом, а в действительности был братом), Мамсуров мальчишкой узнал, что такое тяжелый труд, от которого никак нельзя отвертеться. В Красную армию Мамсуров вступил пятнадцатилетним мальчишкой, как он сам пишет, по совету своего дяди (или брата – тут данные автобиографий расходятся) Саханджери Мамсурова.
Неизвестно, каким чутьем Саханджери угадал в мальчике военную косточку, но Хаджи с первых же дней нашел себя в воинской службе. Успел повоевать красноармейцем, партизаном, тогда же впервые попробовал себя в роли диверсанта… Ранняя биография Мамсурова представляет собой чередование поездок в Москву на учебу и командировки на Кавказ: то в роли сотрудника опергруппы ЧК, то в роли инструктора Ревкома, то уполномоченным обкома партии. А окончательно Хаджи-Умар Мамсуров связал свою судьбу с армией в 1923 году, когда попал курсантом в окружную военно-политическую школу.
К этому времени у Хаджи-Умара за плечами уже была учеба в Коммунистическом университете трудящихся Востока. Кстати, его однокашником по университету был Исхак Ахмеров – еще одна легенда советской разведки. Мамсуров отлично понимал, что именно образование откроет ему дорогу к вершинам военной карьеры, а потому никогда не прекращал учиться. В 1931 году он отправляется на Курсы усовершенствования комсостава при Военно-политической академии. Четыре года спустя Мамсуров попадает в поле зрения военной разведки и его направляют на разведывательные курсы при Разведуправлении РККА.
Слово Хаджи-Умару Мамсурову: «Был назначен (после окончания разведкурсов. – Прим. авт.) командиром полка, но не был отпущен и оставлен для работы в Разведуправлении, где и работал, выполнял ряд ответственных заданий. В октябре 1936 года был командирован в Испанию, где пробыл до октября 1937 года. Организовывал и был одним из руководителей обороны Мадрида в октябре-декабре 1936 года. Лично руководил рядом операций в районе Мадрида. Организовывал и руководил всем партизанским движением в Испании. Лично участвовал во многих боях. Был ранен легко и контужен».
Это цитата из автобиографии гвардии генерал-майора Хаджи-Умара Мамсурова, написанной им в 1947 году. За скупыми словами скрыта огромная работа, проделанная в Испании «полковником Ксанти» – такой псевдоним получил молодой разведчик перед отправкой за границу. Под этим именем его в основном и знали испанские товарищи и враги за линией фронта, хотя в служебных документах Разведупра РККА той поры встречается еще один псевдоним – Фабер.
Жена для герильерос
Хаджи-Умар Мамсуров прибыл в Испанию в октябре 1936 года, в один из самых драматических моментов Гражданской войны – в начале обороны Мадрида. Формально Мамсуров занимал должность военного советника ЦК Коммунистической партии Испании. В действительности он занимался подготовкой республиканских «герильерос» – партизан-диверсантов, из которых со временем сформировал 14-й диверсионный корпус. Именно это и скрывается за фразой «Лично руководил рядом операций в районе Мадрида». «Полковник Ксанти» выдавал себя за македонца, благо сделать это смуглому уроженцу Осетии было нетрудно, и нередко перемещался по тылам франкистов, выдавая себя за бродячего торговца апельсинами. Это если он не шел вместе с группой. В иных случаях диверсанты Мамсурова пробирались тихо и незаметно, используя приемы партизанской войны, которыми со времен борьбы с бандитами на родном Кавказе владел их командир.
Из Испании Хаджи-Умар Мамсуров вернулся, привезя контузию, легкое ранение и… жену. Ею стала Паулина-Мариана Абрамсон – дочь бежавшего с каторги в Южную Америку революционера Вениамина Абрамсона. В 1925 году он начал работать в советском торгпредстве в Аргентине, а шесть лет спустя вместе с семьей вернулся на родину. В конце 1936 года наркомат обороны призвал Вениамина Абрамсона на службу и направил в Испанию в качестве переводчика при советских военных советниках. Вместе с отцом туда отправилась и Паулина Абрамсон, с детства свободно говорившая по-испански, ее назначили переводчицей при Хаджи-Умаре Мамсурове.
Храбрый и удачливый диверсант покорил сердце Лины, как все ее называли (кстати, в совершенно секретных списках Разведупра РККА она тоже значится под этим именем). К тому же, как вспоминал позднее сам Мамсуров, она дважды спасла ему жизнь. В первый раз – когда вернулась за командиром диверсионной группы, лежавшим без сознания после атаки на франкистский аэродром, на первой попавшейся машине. А второй – когда буквально на следующий день во время бомбежки втолкнула его в дверь дома, близ которого разорвалась бомба.
Подвиги разведчика Мамсурова Родина оценила по заслугам. 2 января 1937 года он был награжден орденом Ленина, а 21 июня к нему добавился орден Красного знамени. Это были две высшие на тот момент боевые награды. Оба ордена «полковник Ксанти», носивший советское воинское звание майор, получил уже в Москве. Вскоре после этого, в феврале 1938 года, он и правда стал полковником, а в апреле его назначили начальником специального отделения «А» – «активная разведка» – в Разведупре РККА.
В мае 1939 года отделение превратилось в спецотдел «А» в составе 5-го (разведывательного) управления Наркомата обороны СССР. Полковник Хаджи-Умар Мамсуров остался его руководителем, а после начала Советско-финской войны 1939-40 годов был назначен заместителем начальника оперативной группы Генштаба на Северо-Западном фронте. Одновременно он командовал Особой лыжной бригадой, действовавшей в тылу финских войск с декабря 1939-го – той самой, костяк которой составили студенты Ленинградского института физкультуры имени Лесгафта. Это соединение совершило несколько дерзких рейдов по тылам финских войск, уничтожая штабы и командные пункты, нарушая связь и взрывая склады боеприпасов.
Герой для Хемингуэя
Осенью 1940 года, когда полковник Хаджи-Умар Мамсуров собирал документы для поступления на учебу на курсы усовершенствования начсостава при Военной академии имени Фрунзе в Москве, в США впервые увидела свет знаменитая книга Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол». Многие эпизоды этого романа были написаны по следам долгого, на протяжении трех суток, разговора писателя с «полковником Ксанти» в мадридском отеле «Флорида».
Хемингуэю, долго добивавшемуся встречи с неуловимым герильерос, помог советский журналист и писатель Михаил Кольцов, прекрасно знавший Мамсурова. И хотя на прямые вопросы о себе Хаджи-Умар не ответил, о своей войне и партизанской работе говорил немало. Хемингуэю даже удалось, как говорят в Испании, уговорить Ксанти разрешить ему побывать в школе диверсионной подготовки и совершить два рейда за линию фронта вместе с «герильерос». Во время второго такого рейда он наблюдал за подрывом стратегически важного моста в Гвадарраме. Не исключено, что именно поэтому задача подрыва моста стала центральным событием в фабуле нового романа.
Велик соблазн сказать, что главного героя «По ком звонит колокол» – американца Роберта Джордана – автор «списал» с Хаджи-Умара Мамсурова. В действительности же черты «полковника Ксанти» достались многим герильерос, которые действуют в романе. Скорее, можно говорить о том, что Мамсуров и его подчиненные послужили главным источником сведений о борьбе испанских партизан-республиканцев. Неслучайно на заданный уже в середине 1960-х годов (первая публикация романа в СССР пришлась на 1962 год) вопрос интервьюера, узнал ли он себя в Роберте Джордане, заместитель начальника ГРУ генерал-лейтенант Хаджи-Умар Мамсуров ответил: «И да, и нет». А потом добавил: «Впрочем, все это штрихи. Еще радостнее – узнавать людей, которые действуют в романе. Я узнал почти всех».
Партизан, комдив, разведчик
Великую Отечественную войну Хаджи-Умар Мамсуров встретил в должности начальника Особой оперативной группы ГРУ РККА и уже 24 июня отправился на фронт вместе с бывшим наркомом обороны Климентом Ворошиловым. Главной задачей опытного диверсанта стала закладка основы будущего партизанского движения. Из автобиографии Мамсурова: «Руководил подготовкой и переброской в тыл немцев кадров организаторов партизанских отрядов и диверсионных групп из местных работников Белоруссии, Смоленщины и др. районов. <…> Руководил подготовкой кадров и их переброской, руководителей партизанских отрядов и диверсионных групп в тылу немцев на Северо-Западном и Ленинградском фронтах».
В августе 1942 года полковника Мамсурова отзывают в Москву и назначают начальником Южного штаба партизанского движения, отвечавшего за Кавказ и Крым. В ноябре он уже становится помощником начальника Центрального штаба партизанского движения и начальником его оперативного отдела. И только в марте 1943 года Мамсурову удается «отпроситься» на фронт: он становится командиром 2-й гвардейской Крымской кавалерийской дивизией, которой и будет командовать с начала апреля 1943-го по август 1946 года. В этой должности Хаджи-Умар Мамсуров проявил все свои способности и опытного военачальника, и специалиста по операциям в тылу врага, заслужив звание Героя Советского Союза и честь стать командиром батальона в сводном полку 1-го Украинского фронта на Параде Победы 24 июня 1945 года.
Свою военную карьеру Хаджи-Умар Мамсуров закончил в должности первого замначальника ГРУ Генштаба и в звании генерал-полковника. К этому времени он уже одиннадцать лет руководил Центром особого назначения Главного разведуправления: многолетний опыт разведчика-диверсанта требовалось передавать другим. И ушел из жизни в апреле 1968 года, так и не уйдя в отставку. На Новодевичьем кладбище у них с Линой одна могила на двоих…
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Оборона Севастополя. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Гумбинненское сражение. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Кунерсдорфское сражение. Памятные даты военной истории России