Эволюция допинга: что употребляли спортсмены раньше и чего ждать дальше?
Спортивный мир продолжает содрогаться от допинг-скандалов. Уже многих российских спортсменов отстранили от международных соревнований за применение запрещенных препаратов. В большинстве случаев наши атлеты отрицали предъявленные им обвинения, однако Международный олимпийский комитет (МОК) и Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) непреклонны в своих решениях.
Обвинения посыпались на Россию после зимней Олимпиады в Сочи. Достижения многих российских призеров 2014 года подверглись сомнению, были инициированы дополнительные проверки.
Так, 1 ноября МОК объявил о том, что двое наших лыжников, Александр Легков и Евгений Белов, пожизненно отстранены от участия в Олимпийских играх – все за тот же допинг. Таким образом, спортсмены пропустят Олимпиаду-2018 в Пхёнчхане, а все их результаты на Олимпиаде-2014 будут аннулированы. Оба лыжника уже заявили, что намерены подать апелляцию.
Обратив внимание на эту проблему, мы решили поинтересоваться у экспертов: было ли такое в царской России и Советском Союзе? Когда спортсменов впервые стали дисквалифицировать за допинг? И какие нарушения фиксировались на самых первых Олимпиадах с участием россиян в те времена, когда и самого допинга как такового еще не было?
Об этом «Истории.РФ» рассказала Светлана Мягкова, историк, доктор педагогических наук, профессор РГУФКСМиТ, сотрудник Центрального музея физической культуры и спорта.
«Вместо мексидола был коньяк»
– Светлана Николаевна, скажите, допинг-скандалы, связанные с Россией, – это явление последних лет?
– Советский Союз стал участвовать в олимпийском движении только в 50-х годах XX века. А впервые, как принято считать, российские спортсмены приняли участие в Олимпийских играх в 1908 году. Тогда в Лондоне нашим первым олимпийским чемпионом стал фигурист Николай Панин-Коломенкин. Собственно говоря, допинговые скандалы как таковые отсутствовали, хотя допинг появился еще во времена конных и стрелковых состязаний, когда участники выпивали немного коньяка перед соревнованиями.
– То есть тогда допинг был только таким? Никаких препаратов?
– Да, конечно! А фармакология в спорте – это уже XX век, когда главной стала не борьба, а победа. Когда лимит человеческих возможностей практически исчерпан, естественно, используются какие-то дополнительные технологии. Среди них фармакология занимает одно из первых мест.
– Вы сказали «одно из». А что еще можно использовать для достижения лучшего результата помимо запрещенных лекарств?
– Понятно, что используются и другие вещи – например, меняются экипировка или материалы каких-нибудь спортивных снарядов. Это все играет роль. Хорошим примером может служить форма пловцов: помните, раньше они выступали в длинных закрытых костюмах? А сегодня те же самые пловцы любят полностью сбрить волосы на теле, чтобы увеличить свою скорость, ведь речь идет уже даже не о сотых, а о тысячных долях секунды! Но в фармакологии, безусловно, происходит борьба различных направлений и концепций. Еще раз повторю: как таковых официальных допинговых скандалов не существовало. Но тогда и не было таких развитых возможностей.
– Как в советские времена поддерживали здоровье спортсменов?
– Лимит человеческих возможностей не бесконечен, а организм спортсмена постоянно работает в экстремальных условиях, на пике возможностей. Если человек в обычной жизни болеет и ему нужно восстанавливаться, то он пьет какие-то витамины, проходит курс массажа и так далее. Но спортсмен не может выжить только с помощью этих средств. Поэтому среди атлетов проводилась комплексная витаминизация, поддержка работы сердца – это были основные вещи.
– А потом в спорт вмешалась политика…
– Да, потом наибольшую роль стал играть уже политический момент. К примеру, есть некоторые препараты, которые, на мой взгляд, достаточно безобидны (например, мексидол и другие связанные именно с поддержкой работы сердечной мышцы) и которые стоило бы воспринимать не как допинг, а именно как поддержку организма. Но эту ситуацию развили таким образом, как будто это исключительно допинг.
«В СССР у спорта была иная идеология»
– Ситуация, конечно, удручающая. Кто-то сталкивается с банальной клеветой, кого-то действительно ловят на допинге, и это довольно большое количество спортсменов. Значит ли это, что сам дух олимпизма, который в советском спорте ставился во главу угла, сегодня исчез?
– На этот вопрос я, конечно, должна ответить: «Естественно». И не потому, что я уже в серьезном возрасте и воспитывалась в тот период времени, но потому, что, действительно, идеологическая работа в Советском Союзе была несколько иная. Понятно, что и те испытания, которые переживала страна, накладывали свой отпечаток на сознание людей. В них воспитывался дух интернационализма. И как бы ни относились к той же Коммунистической партии или комсомолу, но это была совершенно серьезная, целенаправленная работа. Безусловно, это сказывалось и на сознании спортсменов. Сегодня все время пугают этими жесткими установками партии, и, с одной стороны, они действительно существовали. Но не забывайте, что любая золотая медаль, предположим олимпийская, – это конкретное коммерческое вложение. В него вкладывается и государство, и различные федерации, которые готовят спортсменов – они же не берутся просто так, из ниоткуда! Это определенные вложения, которые в принципе должны окупаться. И подготовка идет не один-два месяца, а много лет. Поэтому, с одной стороны, в СССР были задачи, которые ставило государство, а с другой – некоммерциализация сознания спортсмена. Понятно, что были определенные недоработки, и многие спортсмены, которые получали травмы или заканчивали свою карьеру, не всегда получали материальную компенсацию. Но с другой стороны, победить и увидеть свою страну первой – это было весьма и весьма значимо.
– Неужели политические интриги в спорте характерны только для современности? До революции и в советскую эпоху в России такого не наблюдалось?
– Не хотелось бы уходить в глубь времен, но все началось с появления в нашей стране Олимпийского комитета России. Это произошло еще до революции. В 1908 году мы ехали на Олимпиаду еще без него, а к Олимпиаде 1912 года в Стокгольме необходимо было создать свой олимпийский комитет, поскольку команду каждой страны представляет именно этот орган. Уже тогда прослеживались определенные политические аспекты. Тогда, если помните, Финляндия входила в состав Российской империи как Великое княжество Финляндское и сепаратистские настроения среди финнов были очень сильны. Чтобы подчеркнуть это, использовались все возможные варианты – культурные, спортивные связи и т. д. Поэтому у Финляндии олимпийский комитет появился раньше, чем у России. В министерствах внутренних и иностранных дел с этим была целая история. То есть эти политические моменты использовались практически всегда. Не говоря уже о 1980-м годе, когда Олимпиада прошла в Москве. А когда в спорте наступила полнейшая коммерциализация, то наивный лозунг «Главное не победа, а участие» стал совершенно неактуальным. Спорт превратился в продукт, который приносит гигантские доходы. Поэтому, на мой взгляд, определенным структурам в определенных государствах и нужно дискредитировать спорт. Что касается нашей страны, вы же прекрасно понимаете, что когда у нас спортивный президент, когда чуть ли не одной из основных национальных идей является здоровый образ жизни и когда было провозглашено спортивное направление страны, то понятно, что нужно было всеми силами это дискредитировать. Вот это и происходит.
– Куда, как вам кажется, все это ведет?
– Олимпийский дух, на мой взгляд, к сожалению, действительно утрачивает себя. Не знаю, как будет дальше, но начиная со времен древних греков, конечно, были совсем другие идеалы. В эпоху Античности во время Олимпиады провозглашался мир, все войны прекращались. Кроме того, мы помним попытку Пьера де Кубертена возродить этот идеалистический посыл о том, что спорт – это мирное, а не военное состязание. Но сегодня, мне кажется, эта идеология себя немного исчерпывает.
«С таким олимпийским движением нам не по пути»
С выводами Светланы Мягковой согласен и вице-президент Федерации лыжных гонок России Сергей Крянин, который когда-то и сам представлял нашу страну на международных состязаниях. Раньше он завоевывал медали, а теперь сам воспитывает новое поколение будущих олимпийских призеров. Впрочем, вряд ли он чувствует себя спокойно в сложившейся обстановке, ведь олимпийское будущее его юных подопечных явно находится под угрозой.
– Сергей Михайлович, хотелось бы услышать ваш прогноз. Как долго еще будут дискредитироваться наши олимпийские достижения?
– Чтобы понять, кто продолжает вести эту игру, надо просто посмотреть, кто является генеральным спонсором Международного олимпийского комитета, и, я думаю, все станет ясно. По моему мнению, из-за этих действий МОК ценность олимпийской медали вообще пропадает.
– На каком основании обвинили наших лыжников?
– Если упростить ситуацию, которая сейчас возникла и обсуждается, то она заключается в следующем: грубо говоря, позвонил человек и сказал, что такие-то люди применяют допинг. И ему просто, без всяких доказательств поверили и отобрали у спортсменов медали. Все обвинения МОК основаны на показаниях Родченкова (Григорий Михайлович Родченков – советский и российский химик-аналитик, специалист по анализу биологических образцов и выявлению допинга, с 2006 по 2015 год был директором Антидопингового центра, сейчас является одним из главных информаторов Всемирного антидопингового агентства. – Прим. ред.). Никаких фактических доказательств для принятия такого решения нет. Но те люди, которые эти решения принимают, не знаю, чем они это мотивируют. Все это тянется как шлейф, и олимпийское движение теперь опошлено. Правила меняются по ходу игры, применяются двойные стандарты.
– Как вы восприняли новость об отстранении Легкова и Белова от Олимпиады?
– Я был в шоке! Я был уверен, что наших ребят оправдают, и сейчас пребываю в несколько шоковом состоянии.
– Но у них ведь все еще есть шанс участвовать в соревнованиях Международной федерации лыжного спорта?
– Там их дело еще будут рассматривать. Пока они временно отстранены, до 31 ноября, а потом FIS должна будет принять решение.
– Чем эта ситуация грозит нашей команде?
– Я думаю, что и МОК, и ВАДА активно проталкивают решение об отстранении всей нашей команды. Так что это был только первый шаг. Что может произойти дальше, мы с коллегами не можем даже предугадать. Происходит полное непонимание.
– Как вы думаете, у России в олимпийском движении есть будущее? Не кончится ли тем, что мы просто выйдем из него в знак протеста?
– Мне бы хотелось верить, что мы воспитаны на олимпийском движении и его идеалах. Побороться с соперниками раз в четыре года – это прежде всего престиж, а не деньги. Я вырос на этом. Для меня олимпийская медаль – это высшее достижение. Сейчас все это начинает разрушаться. Даже если наша страна не будет участвовать в Олимпиадах, мне в принципе уже не жалко – с таким олимпийским движением нам не по пути.
– Когда вы сами представляли нашу страну на международных соревнованиях, вы сталкивались с подобными примерами несправедливости?
– Нет, все было как-то иначе. Может быть, время было другое…
Новое
Видео
Легенда о штрафбате
Лекция Ю.В. Рубцова, д.и.н.
Лекция: К 65-летию избрания Н. С. Хрущёва Первым секретарём ЦК КПСС: исторические юбилеи и политика «хрущёвского десятилетия»
Лекция: К 65-летию избрания Н. С. Хрущёва Первым секретарём ЦК КПСС: исторические юбилеи и политика «хрущёвского десятилетия»
День памяти и скорби. Памятные даты военной истории России
22 июня 1941 года в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, подвергли бомбежке со своих самолетов наши города. Началась Великая Отечественная война. 26,6 миллиона человек отдали свои жизни ради Победы.