Эпохальное значение крещения Руси
Эпохальное значение крещения Руси неоспоримо: едва ли найдётся мыслящий автор, который усомнился бы в важности этого события для всей истории нашего Отечества. Но споры о причинах и последствиях цивилизационного выбора, сделанного святым равноапостольным князем Владимиром, до сих пор имеют место как в историографии, так и в культурной среде.
В лекции я выделяю три раздела:
1) Пути проникновения христианства на Русь.
2) Вопрос о выборе веры князем Владимиром.
3) Значение принятие христианства для русской истории.
Итак, каким же образом христианство проникало на Русь?
Одним из первых известных нам деяний Руси на международной арене стало событие первостепенного военного и политического значения – осада летом 860 г. столицы Византийской империи Константинополя, который являлся в то время едва ли не крупнейшим и богатейшим городом во всем мире. Одним из следствий этого похода стало крещение Руси посланцем Константинопольского патриарха (не позднее 867 г., более чем за 100 лет до общепринятой даты крещения Руси в 988 г.).
Об этом свидетельствуют гомилии, или проповеди, Константинопольского патриарха Фотия, современника и очевидца тех событий, а также его «Окружное послание». Данные исторические источники являются первыми грекоязычными сообщениями о Руси, поддающимися точной датировке (860 г. и 866/67 г.).
Православие греки считали великим сокровищем, великим даром Божием. Греческий народ становится новым Израилем, они берут на себя удел богоизбранного народа, который в писании когда-то имел ветхий Израиль. После распятия Господа нашего Иисуса Христа Израиль от этого великого звания отпал, и титул священства царственного и богоизбранного народа перешел на новый Израиль, т.е. на христиан. И этот новый Израиль вовсе не торопился поделиться своим уникальным, высшим во вселенной статусом, с варварами, т.е. с Русью, которые еще вчера занимались грабежами и набегами.
Именно это объясняет тот факт, что русским пришлось требовать приобщить себя к христианству. И византийские императоры сочли для себя полезным этот ультиматум принять.
При патриархе Фотии на Русь был отправлен епископ, но успехи от этой миссии были непродолжительными, так как наши летописи ничего не говорят об этих событиях.
Тем не менее для греков с 9 века Русь – это крещенный народ. Все, что происходило после, включая события при князе Владимире, они не воспринимают как Крещение Руси. А вот для нас наоборот Русь крестилась только при князе Владимире, а предыдущий период рассматривается как языческий.
Нарождавшееся древнерусское государство имело выгодное географическое положение. Через него проходил великий торговый путь «из варяг в греки», т.е. из Скандинавии в Византию и обратно, и вплоть до XII в. этот путь был главной артерией европейской торговли.
Не случайно после походов князя Олега на Царьград в 907 и 911 годах был заключен договор с греками, по которому Византийская империя была обязана оказывать финансовую поддержку Руси (поставлять ежегодные уклады, т.е. выплаты, а также русские купцы получили право беспошлинной торговли).
Связи между Русью и Византией становятся интенсивными. И уже при князе Игоре в Киеве появилось очень много христиан. Несмотря на то, что Игорь как и Олег был язычником, отношение киевской знати к христианству было сочувственным. В ходе заключения мирного договора между Русью и Византией в 944 г. часть дружинников Игоря клялась Перуном, другая часть – по христианскому обычаю.
В самой византийской империи появился русский военный корпус, в котором служили преимущественно христиане. И именно выходцы из этой прослойки стали первыми мучениками за веру Феодор и сын его Иоанн. Их смерть во многом подвигла князя Владимира стать христианином.
Еще одним знаменательным событием, предшествующим Крещению Руси, стало принятие христианства княгиней Ольгой, вдовой князя Игоря и бабушкой князя Владимира.
Любопытно, что византийские источники об этом событии умалчивают, хотя княгиня Ольга крестилась в Константинополе. Событие это поистине уникально, т.к. это был первый государственный визит женщины в качестве главы государства за весь период средневековья. Ольга добилась от Византии соблюдения всех ранее заключенных договоров. Но самое главное, что теперь в своем лице Ольга олицетворяла единоверный народ, с котором нельзя выстраивать отношения как с варварскими народами и государствами.
Ольга попыталась приобщить своего сына князя Святослава к православию, но он отказался. Для него христианство представлялось смешной верой. Святослава можно понять, если сопоставить походную жизнь этого сурового воина с Десятословием и Нагорной проповедью, в которых запрещалось проливать кровь и предписывалось любить врагов. Для языческого сознания это было немыслимо.
Став великим князем в 980 г. Владимир, понимая, что монокультура, недостижима, тем более на языческой основе, предпринимает попытку реформировать языческий пантеон богов. Владимир считал, что единению Руси может и должна способствовать единообразная культура, в тогдашних условиях отождествляемая с единообразной религией.
Однако языческая система сильна только тогда, когда правитель побеждает. Любое поражение Владимира или ослабление его власти значило бы только, что слаб и его бог.
И Владимир это понимал, поэтому его взор обратился к мировым религиям.
Центральным вопросом лекции является вопрос о выборе веры князем Владимиром. Поесть временных лет подробно сообщает нам об этом событии. Первыми к княжескому двору прибыли представители от мусульман. Ислам в X веке был религией цивилизации арабского халифата. Багдад был богатейшим городом, по многим показателям в значительной степени опережавшим Константинополь. Поэтом приобщение Руси к исламу давало множество привилегий. Но самое главное, ислам давал санкцию на войну. Это как раз то, что нужно было для древнерусских дружинников, чей профессиональный промысел был связан с войной.
Следующие за арабами на Русь прибыли эмиссары с Запада. Скорей всего из Германии. Священная Римская империя германской нации в X веке также было мощным государством западной Европы. Там правила Саксонская династия. Хотя разделения на западное и восточное христианство произойдет позже, тем не менее уже на тот момент существовало греческое и латинское христианство. И перед Владимиром открылась перспектива признать авторитет папы Римского и стать частью западного христианского мира.
Далее на Русь прибывают иудеи из Хазарского каганата. Несмотря на то, что князь Святослав разгромил Хазарский каганат в 965 г., он еще просуществовал несколько десятилетий. Иудеи убеждали князя Владимира, что именно их религия лежит в основе христианства и ислама, и что иудеи являются носителями сакрального знания и богоизбранным народом. Но Владимир задал им вопрос о местонахождении их государства. На что иудеи были вынуждены ответить, что их земля обетованная им больше не принадлежит. На этом Владимир закончил беседу с представителями иудаизма и в дальнейшем своих послов к ним не отправлял.
И наконец, последним приезжает посланник из православной Византии. Философ, ученейший человек, который преподнес Владимиру всю мировую историю, начиная с рассказа о земном рае, о грехопадении Адама и Евы, Ноевом потопе, вавилонском столпотворении, и заканчивая событиями, связанными с Господом Иисусом Христом.
Владимир всерьез задумался не только о выборе веры, но и о месте в истории народа, лидером которого он является. Прежде всего, он хотел ответить себе на вопрос: какую роль его жизнь и жизнь народа Руси будет играть в будущем. Это объясняет дальнейший ход событий.
Владимир отправляет посольства к мусульманам, латинянам (западным христианам) и грекам (восточным христианам) для того, чтобы посмотреть, как эти народу служат Богу, потому что одно дело послушать рассказы, другое – увидеть это собственными глазами. Богослужение – это воплощение мировоззрения. Служба Богу в храме – это модель мироздания, которая олицетворяет наше земное представление о совершенстве.
И после того, как послы вернулись, они однозначно высказались за принятие православия греческого, поскольку богослужение в Святой Софии не могло конкурировать ни с чем. И это стало последним и решающим аргументом для князя Владимира в выборе веры «красота церковная»: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».
Далее князь Владимир задается следующим вопросом: а где мы примем крещение? И летопись отвечает на этот вопрос, давая рассказ о походе князя Владимира на Корсунь. 987 г. в Византийской империи вспыхнула гражданская война. Император Василий II предпринимает попытки подавить мятеж, но ничего не получается. И на этом фоне Владимир осаждает Херсонес. Василий и Владимир вступаю в переговоры. Денег у Василия нет, войска нет, но у него есть статус. И было обещано князю Владимиру, что император выдаст свою багрянородную сестру за него замуж при условии, если Владимир примет крещение. Владимир крестился, Анна прибыла в Херсонес. Они поженились и только после этого князь Владимир отправляет лучшую часть своего войска 5000 человек на помощь императору Василию II. И об этом свидетельствуют греческие источники, как бы трудно им не было принять это факт. Владимир вернулся из Херсонеса триумфатором, и все его воины увидели, что Христос – это не только Бог греков. Они увидели, что, приняв греческую веру, Владимир не продался грекам, не уступил им, а наоборот стал победителем и приобрел неслыханные богатства и статус, которого ранее на Руси не было.
Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Христианство утверждалось постепенно, т.к. еще сохранялось
Каково же значение Крещения Руси?
Приняв христианство, Владимир усвоил главное в содержании христианства – это учение о благодати. Не случайно митрополит Иларион, автор первого известнейшего русского литературного произведения «Слово о законе и благодати», четко формулирует разницу между ветхим человеком и человеком новым, разницу между законом и благодатью.
Наиболее удивительным плодом крещения Владимира стал поступок его сыновей Бориса и Глеба, потому что они буквально повторили подвиг самого Господа Иисуса Христа, когда отказались от мести, принесли себя в жертву и не проклинали своего убийцу. Это было настолько неожиданно для вчерашних язычников, что князья Борис и Глеб сразу стали всеобщими любимцами и первыми святыми русской земли.
Безусловно, Крещение Руси и родство правящего рода с византийским двором способствовало введению Руси в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Ярким тому примером служат династические браки, которые будут заключаться уже в следующем поколении русских князей.
Принятие христианства формировало на Руси осознание общей истории всего человечества, и русская история становилась частью истории всех народов.
Христианство сыграло большую роль в развитии русской культуры. Прекрасно организованная болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться.
Принятие крещения способствовало укреплению государственной власти и территориального единства Древнерусского государства.
С точки зрения православной традиции, преемниками ромейских василевсов стали московские государи, начиная с Иоанна Грозного, принявшего в 1547 году царский титул. Именно на этом основании Москва, столица единственного в мире православного царства и «Третий Рим», получила в 1589 году высший церковный ранг Патриархата.
Наследие Византии составляет неотъемлемую часть исторической традиции нашего Отечества. Ярким свидетельством этого является двуглавый орёл, украшающий герб Российской Федерации. Римско-византийский по происхождению институт царской власти 370 лет символизировал Россию на международной арене.
Система двуединства царства и священства, сложившаяся в Византией, подразумевала идеал симфонии, то есть согласного, созвучного действия гражданской власти и церковной иерархии в тех областях, на которые они были предназначены Богом: первая заботится о земных и телесных благах, вторая – о духовных и вечных. Мир духовный и мир политический неотторжимы друга от друга.