Екатерина Зеленко. «Она родилась для авиации, как птица для полета»
История советской летчицы, не пожалевшей своей жизни, чтобы сбить еще одного врага
Великая Отечественная война знает множество подвигов, совершенных женщинами, которые служили медсестрами, танкистами, морскими пехотинцами и, конечно, летчицами. Но даже в этом ряду имя Екатерины Зеленко стоит немного особняком. Во-первых, потому что воевала она на самолете, за штурвалом которого женщины появлялись крайне редко: на легком бомбардировщике Су-2. А во-вторых, потому что, как сегодня считается, она совершила подвиг, равного которому не совершала ни одна другая летчица Второй мировой войны, – воздушный таран.
Зонтик вместо парашюта
В биографии Екатерины Зеленко и сегодня остается достаточно много темных пятен. В армейском личном деле, которое хранится в архивах Министерства обороны, указано, что Екатерина появилась на свет 23 февраля 1916 года в селе Корощине Бельского уезда Седлецкой губернии Польши. Во многих биографиях послевоенного времени значится другое место рождения: село Корощино Овручского уезда Волынской губернии (ныне Житомирская область Украины). Причем и в этом случае биографы ссылаются на документы из архивов Минобороны. А есть и третья версия, основанная на воспоминаниях сестры Екатерины Зеленко. Согласно ей, Катя родилась уже в Курске, куда семья переехала после начала Первой мировой войны.
Такие же разночтения есть и в дате рождения Екатерины Зеленко. С равной частотой в публикациях, посвященных героической летчице, можно встретить как 23 февраля, так и 14 сентября 1916 года. Эту разницу объясняют так: дескать, поскольку Катя была десятым ребенком в семье, родители могли запамятовать точную дату рождения каждого из них, вот и возникла путаница.
Родные Екатерины Зеленко рассказывали о ней как об очень бойкой и зачастую непослушной девочке, обожавшей скорее мальчишеские забавы. Были среди них и весьма опасные, например, прыжки с крыш сараев. И это не литературное преувеличение, а эпизод, о котором сама Катя позднее вспоминала в письме своей сестре Соне: «Я стала заядлым парашютистом. Как видишь, Соня, недаром я с хлева прыгала с зонтиком!» Наверное, тогда-то она и заболела небом. И когда по окончании семилетней школы Екатерина задумалась о продолжении образования, на первом месте оказались именно летные училища. Одна беда: в то время девушек в них не зачисляли. И Катя остановила свой выбор на Воронежском авиатехникуме.
Выручил Екатерину знаменитый призыв «Комсомолец – на самолет!», прозвучавший с трибуны IX съезда ВЛКСМ, проходившего с 16 по 26 января 1931 года в Москве. С этого момента по всей стране начали открываться аэроклубы, в которые с одинаковым успехом могли поступать и юноши, и девушки. В 1933 году такой клуб открылся и в Воронеже, и Екатерина оказалась в числе первых девчонок, которые добились зачисления в него. Она быстро освоила летную программу и стала одним из лучших курсантов. А когда в конце того же года в клуб приехала приемная комиссия ВВС искать кандидатов в военные летчики, Екатерина Зеленко легко прошла сито строгого отбора. И 31 января 1934 года ее зачислили в курсанты 3-й военной летной школы летчиков и летчиков-наблюдателей, расположенной в Оренбурге.
«Уверенно летает»
Как напишет много позже последний командир старшего лейтенанта Екатерины Зеленко, генерал-лейтенант авиации Анатолий Пушкин, «она родилась для авиации, как птица для полета». В этом очень быстро убедились и преподаватели оренбургской летной школы, которые допустили Зеленко к самостоятельным полетам в числе первых среди курсантов ее набора. Поскольку практическим полетам Екатерину Зеленко обучать почти не пришлось, за исключением специфических приемов легкобомбардировочной авиации, курс военной летной школы она окончила очень быстро – всего за одиннадцать месяцев! Уже 17 декабря приказом по ВВС Красной армии ей присвоили звание пилота и отправили служить в 10-ю армейскую разведывательную авиаэскадрилью в Харькове.
В этом городе Кате доведется прослужить довольно долго: в 1936 году ее переведут в 10-й корпусной авиаотряд Харьковского военного округа. В 1938 году вместе со своим авиаотрядом лейтенант Екатерина Зеленко вольется в состав только что созданного 4-го легкобомбардировочного полка 19-й легкобомбардировочной авиабригады, где за год поднимется из младших летчиков в старшие. Именно тогда талантливую летчицу и заметит один из семерых первых Героев Советского Союза, командир бригады Николай Каманин. В представлении на присвоение ей очередного звания он напишет: «Волевые качества развиты хорошо. Энергична. Решительна. Личная огневая подготовка хорошая. Передавать свои знания подчиненным может. Уверенно летает на самолетах У-2, Р-1, Р-5, Р-10, УТ-1, УТ-2. Достойна присвоения воинского звания старший лейтенант».
Вместе с прославленным командиром Екатерина Зеленко отправится и на свою первую войну – советско-финскую. 11 января 1940 года ее зачислят старшим летчиком в 11-й легкобомбардировочный авиаполк, а уже 19 февраля часть перелетит в Карелию на ледовый аэродром озера Исо-Пюхеярви. Как отметят потом в армейских докладах, «температура воздуха в тот период опускалась ниже минус 30 градусов. Как у летного, так и у технического состава были обморожения рук и ног, но не было случая срыва боевого вылета».
Первый боевой опыт Екатерины Зеленко был недлинным: уже 12 марта полк вернулся к месту дислокации. Но за это время отважная летчица, летавшая на устаревшем уже биплане Р-Z, успела совершить восемь боевых вылетов и уничтожить артиллерийскую батарею и склад боеприпасов. Эти успехи были высоко оценены: 19 мая 1940 года старший лейтенант Екатерина Зеленко была награждена орденом Красного Знамени.
К этому времени она уже сменила свой верный, но старенький Р-Z на совершенно новую машину. В апреле 1940 года Екатерина Зеленко получила назначение на должность старшего летчика в только что сформированный 135-й ближнебомбардировочный авиаполк, базирующийся в Харькове. Этой части было доверено ответственное задание: первой в ВВС Красной армии освоить совершенно новый ближний бомбардировщик Су-2 (Мы писали об этом самолете недавно. Потому и номер полка совпадал с номером харьковского завода, на котором собирали эти самолеты). Тут-то и пригодится потрясающая способность Екатерины Зеленко не только быстро осваивать любой тип самолетов, но и помогать сделать это своим боевым товарищам. Так что очень быстро она из старших летчиков эскадрильи становится командиром звена и учит летать на Су-2 своих подчиненных.
Последний вылет
Великую Отечественную войну 135-й полк встретил, будучи единственным в Красной армии, полностью укомплектованным бомбардировщиками Су-2. А поскольку быстро выяснилось, что этот отлично спроектированный самолет может выполнять еще и функции разведчика, работы у пилотов полка хватало, причем с избытком. Два-три вылета в день были здесь обычным делом. Так было и 12 сентября 1941 года. Экипаж Екатерины Зеленко – она да ее штурман, успевший совершить уже два боевых вылета лейтенант Николай Павлык, – поднялся в небо, когда вернувшийся из полета командир полка полковник Борис Янсен сообщил, что заметил две немецкие танковые колонны, которые прорвали фронт и двинулись вглубь советской обороны. Эту информацию нужно было уточнить. Экипаж старшего лейтенанта Зеленко в полет отправился вместе с командиром эскадрильи капитаном Лебедевым. В успехе никто не сомневался: с начала войны Зеленко совершила 40 вылетов и участвовала в 12 воздушных боях, а летчики под ее командованием уничтожили 45 танков, 20 автомашин и до батальона немцев. Так что Екатерину отпустили в полет с легким сердцем. Кто же знал, что он будет последним…
Проведя разведку, наши летчики уже возвращались домой, как над деревней Анастасьевкой на них сверху вдруг упали «Мессершмитты». Точное число их неизвестно до сих пор: кто-то утверждает, что немцев было двое, кто-то говорит о семи самолетах. Так или иначе, но при первом же заходе они повредили самолет капитана Лебедева, и он ушел со снижением в сторону; в конце концов ему удалось дотянуть до своего аэродрома. Старший лейтенант Зеленко сумела сбить одного из противников, но другой «Мессер» прошил ее Су-2 длинной очередью. Самолет затрясло, и штурман Павлык увидел, что его командир привалилась головой к бронеспинке. Почти сразу в шлемофоне прозвучал приказ «Прыгай!» Николай открыл фонарь кабины и прыгнул. Уже на земле он увидел свой самолет, стремительно несущийся к земле, а потом – взрыв. Подходить туда, где он прогремел, штурман не рискнул: вот-вот должны были появиться немцы.
А через два года, когда советские войска освободили Сумскую область, жители Анастасьевки рассказали совсем другую историю. По их словам, когда Николай Павлык уже покинул самолет, его командир пошла на таран и врезалась в истребитель противника. Самолеты начали падать на землю вместе, но потом Су-2 отделился и рухнул вблизи деревни, а немец сумел протянуть еще километра два и упал уже в лесу. Документы погибшей Екатерины анастасьевцы сберегли и передали военным после освобождения, а саму погибшую девушку похоронили в центре Анастасьевки.
Долгое время версия о таране считалась недостоверной, а некоторые исследователи считают так и сейчас, ссылаясь, в частности, на отсутствие упоминаний о таране в немецких документах. Но сохранились свидетельства жителей Анастасьевки, уверенно говорящих о том, что таран был. Кроме того, в 1971 году по ходатайству бывших однополчан Екатерины Зеленко на месте, где упали самолеты, провели раскопки. От взорвавшегося Су-2 мало что осталось, зато на обломках «Мессера» ясно были видны следы таранного удара.
Вскоре после гибели Екатерины Зеленко командование ходатайствовало о присвоении ей звания Героя Советского Союза, но вышестоящие начальники решили иначе. 29 декабря 1941 года командир звена старший лейтенант Екатерина Зеленко была награждена орденом Ленина. Это тоже была высокая награда, но бывшие сослуживцы уже после войны решили восстановить справедливость. Они обивали пороги партийных и военных органов и добились своего: 5 мая 1990 года бесстрашной летчице посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.