Еда на колесах. История полевой кухни
Как русская армия перешла от костров и котлов к мобильной системе приготовления пищи
Современную российскую армию трудно представить себе без такого важного элемента, как полевая кухня. Нынешние полевые кухни бывают даже на шасси грузовых автомобилей, хотя и классическая прицепная кухня никуда не делась, пусть внешне она и стала отличаться от своих предшественниц начала ХХ века. Именно тогда европейские армии начали массово обзаводиться столь нужным агрегатом, позволявшим вовремя и досыта кормить разраставшиеся и привыкавшие к маневренным войнам армии.
Французское ноу-хау
В московском Музее Отечественной войны 1812 года можно увидеть самую, наверное, старую полевую кухню, числившуюся в обозе наполеоновской армии. Конструктивно она не сильно отличается от тех, что станут массовыми век спустя: двуколка с установленной на ней котловой системой. Хотя устройство французской полевой кухни не назовешь простым: основной котел – тот, что с едой – разогревался на «водяной бане». Вода наливалась в котел большего размера, под которым и разводили огонь: так готовившаяся пища не пригорала.
Наполеоновские полевые кухни достались русской армии в качестве трофея: хозяева бросили их перед форсированием Березины. Было их немного – всего 60 штук на весь 1-й армейский корпус Большой армии Наполеона численностью 20 тысяч человек. То есть одна кухня на 350 солдат и офицеров. Любопытно, что позднее примерно такое же соотношение – одна кухня на 250-300 человек – станет обычным для всех армий ХХ столетия. Другое дело, что объем котла наполеоновской полевой кухни был существенно меньше.
Как ни странно, но французский опыт так и остался невостребованным в начале XIX века. Ни захватившая полевые кухни русская армия, ни армии других государств не стали развивать полезное начинание, и пищу солдаты по-прежнему готовили себе на кострах. Впрочем, для этого тогда вполне хватало возможностей. Войны позапрошлого столетия не отличались маневренностью, солдатские биваки оставались неприкосновенными, пока не завершалось основное сражение, а значит, торопиться было некуда. В таких условиях главное преимущество полевой кухни – возможность приготовить пищу даже во время похода – было излишеством.
Все изменилось, когда в последней четверти XIX столетия стали иными взгляды на характер будущих войн. Ни у кого из стратегов не было сомнений, что они будут маневренными, с постоянным перемещением войск по театру боевых действий. Из этого следовало, что традиционные котлы и костры перестают отвечать требованиям армии: ей необходимо успеть накормить солдат в любом месте и в любое время, не тратя сил служивых на готовку. И вот тогда почти одновременно в нескольких странах появилась идея установить солдатский котел на колеса и совместить его с печью.
От экспериментов – к штатным кухням
В Австро-Венгрии о полевых кухнях задумались сразу по окончании Австро-прусско-итальянской войны 1866 года. Два года ушло на то, чтобы разработать первый вариант собственной полевой кухни – правда, не для всех войск, а для обеспечения пищей раненых в полевых госпиталях. Чуть позже подобные системы начали испытывать во Франции и Италии, где попытались создать полевые кухни, рассчитанные на роту и на батальон.
В России первые эксперименты с полевыми кухнями относятся к 1860-м годам, а во время последней русско-турецкой войны 1877-78 годов в боевых частях на испытаниях находились кухни конструкции полковника Никифорова (по четыре на полк) и Михаила Лишина. Последний, кстати, оказался не только талантливым конструктором, но и неплохим теоретиком, сумевшим аккумулировать и проанализировать опыт применения «военно-походных кухонь» в условиях реальных боевых действий. В своих статьях, публиковавшихся в ведомственных военных изданиях, Лишин подчеркивал, что командиры и личный состав частей, где использовались подобные устройства, отмечали их значение и «существенную пользу».
Но даже успешные полевые испытания полевых кухонь не привели к их немедленному появлению в войсках. В этом смысле примечательна статья «Военно-походные кухни» из знаменитой «Военной энциклопедии» издателя Ивана Сытина, которая начинается словами: «До 1898 года в русской армии не имелось военно-походных кухонь». Хотя это утверждение явно противоречит действительности, в одном оно справедливо: до этого времени командование русской армии не ставило перед собой задачу «вооружить» свои войска полевыми кухнями. И только в 1896 году накопленный отечественный и зарубежный опыт заставили военное министерство объявить конкурс на разработку армейских кухонь, причем его победителю была обещана денежная награда.
В этом конкурсе участвовали 15 проектов военно-походных кухонь, но победителем не был признан ни один из представленных образцов. «Наиболее разработанной» в военном министерстве посчитали однокотловую полевую кухню варшавской фирмы «Крыштоф Брун и сын» в вариантах двухколесной кавалерийской и четырехколесной пехотно-артиллерийской. Окончательное решение планировалось принять после полевых испытаний, полигоном для которых стал Китайский поход русской армии 1900 года. Как и следовало ожидать, отзывы из войск были получены хорошие. Особенно оценили удобство военно-походных кухонь нижние чины, которые избавились от необходимости тратить время и силы на приготовление себе пищи. После этого 30 января (12 февраля по н. ст.) 1901 года вышло высочайшее повеление об использовании кухонь системы Бруна в войсках.
Военно-походные кухни русской армии
По установленному правилу полки приобретали полевые кухни на собственные полковые средства. Довольно скоро выяснилось, что некоторые полковые интенданты стали брать не высочайше рекомендованные образцы, оказавшиеся тяжеловесными, а другие, более маневренные. А таковых хватало! Поняв, что военное министерство будет и дальше экспериментировать с военно-походными кухнями, изобретатели продолжали их совершенствовать. Правда, полковая самодеятельность не поддерживалась высшим командованием, которое в итоге в 1907 году, чтобы прекратить порочную, по его мнению, практику, ввело полевые кухни в список штатного имущества, приобретаемого за казенный счет.
К этому времени русская армия уже получила обширный опыт применения военно-походных кухонь во время Русско-японской войны 1904-1905 годов. Во время нее все пехотные и артиллерийские части обязательно пользовались полевыми кухнями и неизменно отмечали существенное преимущество такого способа приготовления пищи перед устаревшим костровым. Оставался открытым лишь вопрос о том, как сделать кухни более легкими и маневренными. Решить задачу удалось штабс-ротмистру Федору Маргушину: в 1910 году его однокотловая пехотно-артиллерийская военно-походная кухня была высочайше одобрена и начала поступать в войска. Причем поначалу Маргушин представил образец двухкотловой кухни, но тот не соответствовал ограничениям по весу: обеспечить нормальную скорость такой военно-походной кухни могли только лошади первой категории, которых тыловым службам не полагалось.
Первую мировую войну русская армия встретила, имея на вооружении в основном два типа полевых кухонь: системы Бруна и системы Маргушина. Кроме того, в горной артиллерии использовалась вьючная кухня системы генерал-майора Михаила Грум-Гржимайло. Свое место в этом списке мог занять и «универсальный полевой очаг» подполковника Антона Турчановича – командира батальона 12-го стрелкового полка. Его имя сегодня можно встретить во множестве статей об истории русской полевой кухни, причем именно Турчановичу приписывают создание полевой кухни, которая досталась РККА в наследство от Русской императорской армии и эксплуатировалась вплоть до начала Великой Отечественной войны. В действительности «универсальный полевой очаг» прошел испытания в полку, но о широком его использовании, не говоря уже о десятилетиях эксплуатации, нет и речи. Проблема в том, что Турчанович не поставил свое изобретение на колесный ход, а предлагал перевозить его в одной из телег полкового обоза, что исключало возможность готовить на марше, то есть не предусматривало одного из главных преимуществ любой полевой кухни.
Полтора века полевой кухни
Полевые кухни Бруна и Маргушина действительно эксплуатировались в Красной Армии довольно долгое время. И только Зимняя война 1939-40 годов показала, что эти устаревшие образцы, рассчитанные на прежние невысокие скорости марша и имевшие не слишком большой объем котлов, совершенно не годятся в новых боевых условиях. Особенно заметно отставание полевых кухонь было в бронетанковых частях: неслучайно уже в годы Великой Отечественной войны танкистам перед наступлением выдавались сухпайки из расчета на три, а то и на пять дней. И это при том, что уже были спроектированы и запущены в массовое производство полевые кухни-автоприцепы (их конструкция даже не предполагала возможность конной тяги), которые и поступали на вооружение танкистов и мотострелков.
А вот пехота и артиллерия по-прежнему пользовались в основном однокотловыми полевыми кухнями в основном на конной тяге, правда, более современными — КП-41 и КП-42 (цифры индекса обозначают год разработки). Именно они и стали одним из самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны. Их можно встретить на множестве военных фотографий: на одних возле кухонь стоят советские бойцы с котелками, на других – жители освобожденных стран Европы, которым наши полевые кухни не дали умереть с голоду. Были еще очажные полевые кухни, которые применялись, как правило, в окопах и блиндажах, была даже малолитражная ранцевая полевая кухня.
Современные армейские полевые кухни, конечно, заметно отличаются от своих предшественниц времен Первой и Второй мировых войн. Все они имеют как минимум два котла, а вариантов их исполнения – множество. Есть переносные кухни на небольшое подразделение, есть автокухни на базе тяжелых трехосных грузовиков, а для Арктической группировки российской армии разработана специальная полевая кухня, способная обеспечить горячее питание в условиях Крайнего Севера. Но задача у них одна: чтобы солдат не остался голодным.
Новое
Видео
Холодная война: Синдром НАТО.
Холодная война: Синдром НАТО.
«Война и мир в мае 1945». Первая часть лекции В.Мединского для студентов Дипакадемии
«Война и мир в мае 1945». Первая часть лекции В.Мединского для студентов Дипакадемии
Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России
12 июля 1943 года под Прохоровкой произошло крупнейшее во Второй мировой войне встречное танковое сражение. Наши войска выстояли в четырехдневном сражении, а немцы утратили наступательные возможности, потеряв 300 танков из четырехсот. Произошёл перелом во всей Курской битве