Две легенды для одного фильма. «Мария. Спасти Москву»
Новый остросюжетный фильм нужно будет смотреть очень осторожно и очень критически
В российский прокат 27 января 2022 года выходит новый фильм, посвященный битве за Москву, – «Мария. Спасти Москву». Премьера приурочена к 80-й годовщине начала советского контрнаступления в декабре 1941 года. Впрочем, о самом контрнаступлении в картине будет сказано, насколько можно судить, совсем немного. Основная канва совершенно иная: фильм выносит на широкий экран неоднозначную легенду о спасении советской столицы с помощью чудотворной иконы.
Две легенды для одного фильма
Сначала несколько слов о сюжете фильма, насколько о нем можно судить по короткому трейлеру и описанию, доступному сегодня интересующимся. Главная героиня – дочь священника Мария. Она отреклась от веры и отца и служит в НКВД в звании младшего лейтенанта госбезопасности (старлей по армейским меркам). На долю Марии выпадает настоящее чудо: встреча со старицей Матроной Московской. После этой встречи младший лейтенант госбезопасности Мария просит начальство послать ее на фронт, а то посылает ее еще дальше – в немецкий тыл. Задача ее – добыть и доставить в Москву чудотворную икону. Непонятно, будет эта икона названа в фильме или нет: из трейлера эту информацию не извлечешь. Но речь идет, видимо, о чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери.
На выполнение этого непростого задания отправляется целый разведывательно-диверсионный отряд, из всех бойцов которого в живых к концу операции остается одна лишь Мария. Все остальные, в том числе и ее любимый, погибают, то ли спасая образ, то ли выполняя приказ. Неясно лишь одно: куда в конечном счете попадает икона, в Москву или в руки немцам. Но надо думать, что Мария все-таки выполнит задание начальства. А заодно уверует, искренне и горячо, о чем ей и говорила старица Матрона Московская.
А теперь попробуем разобраться в событиях ноября-декабря 1941 года, насколько можно беспристрастно. Тем более что вскоре страстей вокруг фильма «Мария. Спасти Москву» будет преизрядно. Едва ли меньше, чем вокруг небезызвестной «Матильды».
На каких событиях (точнее, мифах) построен весь фильм «Мария. Спасти Москву»? В его основу положены две знаменитые легенды, бытующие в массовом сознании добрых полвека, если не больше. Первая – о встрече председателя Госкомитета обороны Иосифа Сталина с Матроной Московской. Встреча эта якобы состоялась в октябре 1941 года, и на ней будущая святая предсказала Сталину, что победа будет за нами, а он один «из всех вождей не выедет из Москвы».
Вторая легенда, вокруг которой вертится все основное действие фильма, прямо связана с первой: считается, что именно после встречи со старицей Матроной по распоряжению Сталина был организован облет города на самолете Ли-2 с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери на борту. Дескать, именно это и остановило немцев на подступах к Москве, причем, как утверждают некоторые, строго на наземной проекции траектории полета с чудотворной иконой.
Что было и чего не было
Начнем с первой легенды – о встрече Сталина с Матроной Московской. В каноническом жизнеописании святой ничего подобного не упоминается. Чего не случилось бы, будь у православной Церкви хоть минимальный набор фактов и свидетельств, подтверждающих подобное событие. Ведь справедливости ради надо заметить, что позиция советского руководства, и Сталина в первую очередь, по отношению к церкви с началом войны действительно стала заметно меняться, что в итоге и привело к знаменитой встрече с церковными патриархами 4 сентября 1943 года.
По поводу второй легенды. Она основана в первую очередь на мемуарах писателя Николая Блохина, который изложил ее со множеством деталей и подробностей. Правда, пристальный анализ этого рассказа приводит к тому, что и эта легенда остается легендой, точнее, мифом, на чем настаивает и Церковь. Что, опять же, было бы невозможно, будь у клира хоть какие-нибудь основания считать, что победа под Москвой была результатом не только стойкости и мужества советских воинов, но и вмешательства свыше, вызванного облетом с иконой.
К тому же совершить облет с Тихвинской иконой Божией Матери 8 декабря 1941 года, если речь идет об оригинальной иконе, а не о ее списке, было невозможно. Знаменитый образ, который после закрытия тихвинского Успенского монастыря попал в местный краеведческий музей, немцы еще в ноябре 1941 года передали в распоряжение ими же придуманной и созданной «Псковской духовной миссии». Так что добыть эту икону из-за линии фронта малореально даже стараниями целого разведывательно-диверсионного отряда. А если бы ее добыли, то как тогда эта икона продолжала появляться на воскресных службах в псковском Троицком кафедральном соборе вплоть до 1944 года? Разве что ее (надо думать, по приказу Сталина, иначе никак) взяли попользоваться и вернули. Во что совсем уже не верится.
Правда, есть версия, что на борт самолета, якобы облетевшего Москву 8 декабря 1941-го, брали список с Тихвинской иконы Божией Матери, хранившийся в то время в московском храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (в районе нынешней станции метро «ВДНХ»). Эта икона не покидала столицы, так что вполне могла облететь ее на самолете – если бы были хоть какие-нибудь фактические основания считать, что такую операцию по распоряжению Сталина действительно провели.
Верить или доказывать
Отвлечемся от фактической или легендарной основы фильма. В конце концов, искусство вообще и кинематограф в частности не обязаны (а российский в последнее время считает, что и вовсе не должны!) буквально воспроизводить реальность. И главным вопросом для обсуждения в связи с грядущим выходом фильма «Мария. Спасти Москву» становится такой: «Какие легенды о Великой Отечественной войне достойны киновоплощения?»
Оговоримся сразу: однозначного ответа на этот вопрос нет и быть не может. Это со всей ясностью доказал опыт «28 панфиловцев», «Подольских курсантов», «Танков» и других военных кинолент, снятых в России за последнее десятилетие. Каждая из них вызывала бурю восторгов, и …такую же бурю негодования. Просто потому, что эти во всех смыслах слова легендарные события давно уже стали в массовом сознании не предметом исторического анализа, а символом веры. Спорить о которых, как известно, не только бессмысленно, но и контрпродуктивно.
Таким же символом веры являются и легенды о тайной вере Сталина, о его встречах с живыми и усопшими святыми (например, о явлении главе СССР духа святого Даниила Московского, потребовавшего не увозить из столицы его мощи, потому что «плохо вам будет») и так далее. И легенда о воздушном крестном ходе – тоже символ веры. Кстати, такие легенды есть не только о Москве, но и о Ленинграде, где в воздух поднимали Казанскую икону Божией Матери, и о Сталинграде.
Вернемся к вопросу о киновоплощениях подобных легенд. Скажу сразу: мне не кажется удачной идея фильма «Мария. Спасти Москву» и ее реализация. Просто потому, что есть разница между легендой (или легендарной былью) о 28 панфиловцах и о воздушном крестном ходе. Первая давно уже стала одним из самых ярких символов стойкости и мужества советских воинов, символом несгибаемого духа русского воинства в борьбе с немецкими полчищами. Таким же, как подвиг подольских курсантов, защитников Брестской крепости, воинов-сталинградцев… Перечислять можно очень и очень долго.
Любой из этих подвигов можно – хотя не факт, что стоит! – пристально рассмотреть под лупой и обоснованно сказать, что все было не совсем так или даже совсем не так. Но все эти примеры мужества давно стали частью общей истории Великой Отечественной войны. Вырвать их оттуда, даже если они окажутся всего лишь легендой – задача не только недопустимая, но и непосильная. Не получится, как бы кто ни старался.
О вере и сомнениях
С религиозными легендами все гораздо сложнее. Они не стали частью нашей общей истории вообще и Великой Отечественной войны в частности. В том числе и потому, что далеко не все, кто стоял насмерть, защищая свою страну, были христианами или вообще верующими. И не только вера в Бога давала людям силы совершать подвиги, за которые в другое время и в других обстоятельствах их могли бы причислить к святым или мученикам.
Православная Церковь в годы войны стала духовной опорой множеству советских людей. Да и не только духовной, если вспомнить, например, танковую колонну «Дмитрий Донской». Но в Красной армии, в отличие, скажем, от Войска Польского, никогда не было штатных священников, и перед наступлениями нигде не служили общих молебнов.
Давайте оставим веру верующим. Пусть легенды о встрече Матроны Московской со Сталиным и облетом Москвы с Тихвинской иконой Божией Матери будут достоянием тех, чьим сердцам они созвучны. У неверующих выход фильма «Мария. Спасти Москву» вызовет, увы, новый всплеск антиклерикальных настроений. А тем, кто верит, ничего нового не скажет. И хорошо еще, если он не вызовет церковный скандал, подобный тому, который спровоцировало появление иконы «Матрона и Сталин» в храме святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне. Ведь неслучайно Церковь отказывается признавать достоверность обеих легенд, послуживших основой для сюжета новой картины.
И еще один важный момент. Нынешнее молодое поколение привыкло воспринимать мир через призму экрана, почти не подвергая увиденное сомнению. И способно принять историю младшего лейтенанта госбезопасности Марии и ее отряда за чистую монету. Трудно представить себе, что именно так можно воспитать в человеке уважение к вере и ее символам. Зато легко взрастить сомнения – и в вере, и в истории собственной страны, и в том, за что и почему восемьдесят лет назад люди, не жалея, отдавали свои жизни.
Новое
Видео
Настоящий Константин Симонов.
Настоящий Константин Симонов.
Российская Федерация в 1992-1993 годы
Российская Федерация в 1992-1993 годы
К 65-летию избрания Н. С. Хрущёва Первым секретарём ЦК КПСС: исторические юбилеи и политика «хрущёвского десятилетия»
Лекция посвящена событиям, которые происходили после смерти Сталина: борьба за власть, интриги, и, наконец, приход к власти Никиты Сергеевича Хрущёва, который в 1953 г. сделал ставку на союз с Маленковым, чтобы оставить позади Берию. Однако уже в 1955 г. из-за разногласий по поводу развития промышленности Хрущев добивается отставки Маленкова, став, таким образом, полновластным лидером.