En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
Все материалыВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

До самых до окраин: электрификация Московской железной дороги

25.08.2021

Всё что вы хотели узнать о становлении пригородных поездов в Москве

Совсем недавно мы рассказывали, как в 1926 году в СССР заработала первая электрифицированная железная дорога в Баку. Читатели помнят, что использование паровозной тяги на пригородных линиях крайне малоэффективно из-за инертности паровозов: им нужно долго «прогреваться» перед поездкой, заправлять их сложно. Словом, на маршруты, подразумевающие недлинные дистанции с частыми остановками, идеально подходящими стали электропоезда. Они могли питаться током из любой точки электрифицированного маршрута, а компактный двигатель располагался, как это уже давно делалось в трамвае, в некоторых моторных вагонах, что не исключало перевозку в этом вагоне пассажиров. Электропитание хорошо тем, что может мгновенно подаваться в любую точку сети в достаточном количестве. Это недоступно ни углю, ни нефтяному топливу, поэтому для электропоездов не нужно предварительно делать запасы на крупных станциях, чтобы заправлять локомотивы.

Депо станции Псков

Впервые в Москве

Технический комитет НКПС еще в 1921 году (во время разработки ГОЭЛРО) предложил использовать на железных дорогах для пригородного движения систему тяги постоянного тока напряжением 1500 В и для магистрального – 3000 В. В 1924 году специальное бюро, созданное в Управлении Северной железной дороги, начало проектировать электрификацию небольшого 18-километрового отрезка Ярославской железной дороги – от Москвы до Мытищ. В то время многие трудящиеся с утра ездили на работу в Москву из пригородов и возвращались домой по вечерам. Пилотной стала самая востребованная ветка. Мытищинский маршрут был самым перегруженным, по нему курсировали паровозные составы со скоростью 16 км/ч, и они не справлялись с пассажиропотоком. График требовал от железной дороги предоставить отлаженно действующую скоростную транспортную систему.

Пассажиры рассматривают одну из первых электричек на Ярославском вокзале

После подготовки в 1924 году началась электрификация этого участка: протянуты провода, а на конечных точках маршрута построены тяговые подстанции для поддержания постоянного тока напряжением 1,5 кВт. Вагоны предоставил Мытищинский вагоностроительный завод, а двигатели и электрооборудование – московский завод «Динамо». Вагоны были не самые комфортные, только третьего класса, и они были знакомого многим зеленого цвета. 26 августа первая электричка повезла пассажиров из Москвы в Мытищи. В следующем году участок был продлен до станций Пушкино и Правда, построено ответвление в Щелково.

Первым делом – пассажиры

В 1933 году правительство страны определило приоритеты дальнейшей электрификации железных дорог, в первую очередь это надо было сделать на маршрутах с интенсивным пригородным движением, где использование паровозной тяги было крайне неэффективным. Для этого было создано несколько НИИ и опытных производств, поэтому наука шла в ногу с практикой, вырабатывая новые технические решения. В последующее десятилетие были электрифицированы пути между Москвой и многими городами-спутниками, однако во время войны на западных участках уже установленное оборудование было демонтировано и эвакуировано. После войны к работам приступили с удвоенной силой. К 1952 году были электрифицированы линии до Нахабино на северо-запад, до Бескудниково на север, до Львовской и Домодедова на юг, до станций Одинцово, Голицыно и Звенигород на запад, до Апрелевки на юго-запад. Все пригородное пассажирское движение на Московском железнодорожном узле переводится на электропоезда к 1960 году. В начале 1960-х годов начался переход на более технологичную систему питания переменным током, а к 1970-му – электрифицировано Большое Московское кольцо и все радиальные направления от него до московских вокзалов.

Электропоезд на станции Одинцово в наши дни

Помимо этого, электрификация проходила на невидимом для пассажиров фронте: внедрялась электрическая сигнализация, система управления движением, связь, аварийные системы. Позже будет создана автоматическая система блокировок и контроля.

Пример автоматической электрической системы сигнализации и связи на железной дороге

В нулевых годах XXI века электрифицированы некоторые соединительные участки, что позволило организовать новые маршруты движения, а также пути до московских аэропортов Внуково, Домодедово и Шереметьево – теперь до них ходят электропоезда-аэроэкспрессы. В течение следующих нескольких лет электрифицировали Малое кольцо Московской железной дороги и подъезды к нему, организовав движение пассажирских электропоездов по маршрутной линии, именуемой Московским центральным кольцом (МЦК) и интегрированной с метрополитеном.

…А товарняки – совсем скоро

На заседании Совета Министров СССР в 1956 году был принят документ «О генеральном плане электрификации железных дорог». На основе удачного опыта пассажирского движения на электротяге было решено перевести и товарные перевозки на более эффективный источник энергопитания. Проектирование и строительство локомотивов велось в Союзе на достойном уровне и вышло на поток, как и установка оборудования на магистралях. Но эту программу начали реализовывать не с окраин Москвы, а с наиболее загруженных товарами направлений, то есть «промышленных» веток (например,  Ожерелье — Павелец-Тульский). При этом участки иногда сразу строились под использование переменного тока. К 1965 году на МЖД электровозы и тепловозы перевозили 76% грузов, а к 1970 году паровозы полностью перестали использоваться. В целом же эффективность электрифицированных дорог была вдвое выше тех, на которых использовалась паровая тяга.

Электровоз в депо имени Ильича

В 1980-х начала внедряться сложная электроавтоматика для управления движением, маневрами и блокировками. К 1990 году электрифицированы были 4311 километра путей из 9281 используемых вообще, а к нашему времени – 60% общей протяженности всех линий МЖД, причем в радиусе Большого Кольца этот показатель доходит до 88%.

Теги:
История железных дорогИстория СССРИстория современной РоссииИстория повседневности
18246

Поделиться

Соцсети

Новое

Голиков Филипп Иванович. Красный орёл РККА

Полярный лётчик. Мазурук Илья Павлович

Всё для фронта! Всё для Победы!

Морской лётчик. Молоков Василий Сергеевич

Воспоминания о прошлом и мысли о настоящем

Пресс-служба РВИО .

У Ржевского мемориала Советскому Солдату состоялся концерт-реквием

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Кунерсдорфское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва за Кавказ. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Освобождение Минска. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте