Денис Мацуев: Рахманинов на фоне великой трагедии

10/23/2017

Выдающийся российский пианист Денис Мацуев рассказал порталу «История.РФ» о профессиональных и человеческих качествах великого композитора Сергея Рахманинова, которому в музее-усадьбе музыканта в Тамбовской области в октябре 2017 года Российское военно-историческое общество установило памятник:

– Сергей Васильевич Рахманинов для меня и для огромного количества почитателей русской музыки и культуры, можно сказать, икона. Это человек, который был одинаково велик во всех трех ипостасях: как композитор, как пианист и как дирижер.

Если мы сегодня говорим о русской музыке, то самыми популярными и самыми играемыми композиторами являются Чайковский и Рахманинов. Второй и третий концерт Рахманинова – это гарантия аншлага в любом зале мира, в любой точке на земле. Это, говоря современным языком, хиты на все времена.

Творчество Рахманинова развивалось на фоне великой трагедии, а именно Октябрьской революции. Он уехал из России в 1917 году и вторую часть жизни провел в Америке. Этот период был очень тяжелым для него. Он страшно тосковал по родине, потому что он был глубоко русским человеком. Тосковал по своей Ивановке любимой, тосковал по белой сирени.

Денис Мацуев: Рахманинов на фоне великой трагедии  

Оторванность от родины, безусловно, отразилась как на его здоровье, так и на музыке, однако именно в США раскрылся его гений как пианиста и как композитора. Произведения американского периода – четвертый концерт для фортепиано с оркестром, симфоническая поэма «Остров мертвых» – шедевры мирового уровня.

Мне по духу очень близко его творчество. Расскажу один случай, который был уже больше десяти лет назад. После моего концерта в театре Champs-Élysées в Париже ко мне в артистическую зашел внук Сергея Васильевича – Александр Борисович Рахманинов. Он сделал самый бесценный подарок в моей жизни, а именно подарил две неизвестные партитуры Рахманинова, обнаруженные в музее Глинки в Москве. Это были две студенческие работы Рахманинова: сюита и фуга 1891 года. По легенде, эти партитуры он послал Чайковскому на одобрение (Петр Ильич был для него большим авторитетом). Но, опять же по легенде, партитуры были утеряны секретарем Чайковского, и никто не знал об их существовании. Они были обнаружены только шестнадцать лет назад.

Александр Борисович Рахманинов дал мне возможность быть первым, кто смог записать диск с этими произведениями на рояле самого Рахманинова в его швейцарском имении Сенар. Сергей Васильевич жил в этом имении в 30-е годы. Создал там, на берегу Фирвальдштетского озера, свой дом и высаживал сирень, которая напоминала ему о родине.

Денис Мацуев: Рахманинов на фоне великой трагедии

Рахманинов для меня – это, безусловно, гений. Однако, помимо прочего, мне близки и его человеческие качества. Например, находясь в эмиграции, во время Великой Отечественной войны он перечислял деньги в помощь Красной Армии в борьбе с фашизмом.

Я знаю из достоверных источников, что буквально за несколько месяцев до смерти он хотел вернуться на родину, предчувствуя беду, свою болезнь. Но, к сожалению, не успел этого сделать…