Девять фактов из истории атомного ледокола «Ленин»
Почему на строящийся ледокол пустили американского вице-президента, как из судна «выронили» реактор и кого лечили в судовом медотсеке
Сегодня в Мурманске, уникальном городе-миллионнике за Полярным кругом, существует единственный объект культурного наследия федерального значения России – атомный ледокол «Ленин». Этот статус судно получило в октябре 2018 года, к тому времени уже девять лет являясь музеем на воде. Три десятилетия этот ледокол провел в арктических морях, проводя суда по Северному морскому пути, высаживая полярников на льдины и оказывая помощь всем, кто в ней нуждался. Сегодня мы приводим девять самых любопытных фактов из истории атомного ледокола «Ленин».
Первый в мире
Постановление о строительстве атомного ледокола «Ленин» советское правительство приняло 20 ноября 1953 года. К тому времени и в СССР, и в США уже велись работы по постройке атомных подводных лодок и надводных кораблей, но гражданские суда с атомной энергетической установкой строить еще никто не пытался. «Ленину» предстояло стать первенцем гражданского атомного флота не только в Советском Союзе, но и в мире. Решение такой уникальной задачи требовало уникальных усилий и уникальных материалов и оборудования. К примеру, для постройки «Ленина» были разработаны две новые сверхпрочные марки стали – АК-27 и АК-28, а такого реактора, что получило новое судно, до тех пор не строил никто и нигде. Ледокол заложили 17 июля 1956 года на Южном стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде и спустили на воду 5 декабря 1957 года, а 6 мая 1960 года «Ленин» прибыл в порт приписки Мурманск и принялся за работу.
«Ленин»-первый и «Ленин»-второй
Когда в 1960 году атомный ледокол «Ленин» пришел в Мурманск и официально приступил к работе, свое имя сменил его предшественник – ледокольный пароход «Ленин». Это было судно с очень непростой судьбой. Заказанный правительством Российской империи в Великобритании, он получил имя «Святой Александр Невский», строился под наблюдением корабельного инженера, будущего известного писателя Евгения Замятина, и был спущен на воду в 1917 году. Передать его России не успели; после Октябрьской революции он перешел на службу в британский флот, участвовал в интервенции на русском Севере, а потом передан в распоряжение Белой армии, которая и бросила его, эвакуируясь из Архангельска (по другим данным, судно было выкуплено Советской Россией). Ледокол работал на Северном морском пути вплоть до 1957 года, в годы войны занимался проводкой конвоев. В 1960 году после появления атомного ледокола «Ленин» его предшественника переименовали во «Владимира Ильича», а в 1968 году вывели из состава флота.
Ледокол «Ленин» в цифрах
Об уникальности «Ленина» свидетельствует такой факт: пока судно проектировалось и строилось, его создатели разработали 76 новых типов механизмов, испытали более 150 новых образцов судового оборудования и внедрили почти 500 рацпредложений. На постройку уникального для того времени ледокола работали более полутысячи научно-исследовательских институтов, КБ и предприятий по всему Советскому Союзу. В результате этих усилий появилось судно с неповторимыми характеристиками. При длине в 124 метра и ширине в 27,6 метра ледокол «Ленин», имевший главную энергетическую установку мощностью 44 000 л.с., мог преодолевать лед толщиной до 170 см. Экипаж состоял из 210 человек. За три десятка лет работы в Арктике ледокол участвовал в 26 навигациях, прошел 654 400 морских миль (то есть шестнадцать раз обогнул Землю по экватору!), в том числе 560 600 миль – во льдах, и провел за собой 3741 судно.
В обстановке строгой открытости
В середине 1950-х годов любые работы, связанные с атомом, неважно, военным или мирным, велись в обстановке строгой секретности. Исключением стала постройка ледокола «Ленин». Начать с того, что из-за больших размеров его пришлось строить на открытой площадке Адмиралтейских верфей. Кроме того, создание уникального судна руководство СССР активно использовало в пропаганде советской науки и техники, регулярно устраивая экскурсии на «Ленин» для высоких зарубежных гостей. Среди них были не только союзники по социалистическому лагерю, но и представители стран, находившихся по ту сторону «железного занавеса», в том числе вице-президент США Ричард Никсон и премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан. Конечно, никого из них не знакомили со всеми тонкостями конструкции ледокола и его главной энергетической установки, но сам факт такой открытости был беспрецедентным для своего времени. И потом, уже работая на Северном морском пути, «Ленин» не раз принимал высоких гостей, среди которых были, например, Фидель Кастро, король Норвегии Харальд V и создатель американского атомного подводного флота адмирал Хаймен Риковер.
Деревянный ледокол
Помимо сугубо практических и научных задач, атомному ледоколу «Ленин» предстояло активно демонстрировать советский флаг в высоких широтах и служить ярким доказательством передовой технологической роли СССР. Поэтому на нем – единственном из всех атомных ледоколов Советского Союза и России! – все жилые помещения и многие служебные были отделаны деревом. В частности, деревянную отделку имел парадный трап, капитанская каюта и салон капитана, каюты старшего командного состава и кают-компания. Сегодня на экскурсиях по ледоколу «Ленин» посетителям любят загадывать загадку: почему многие моряки ледокольного флота стремились даже после появления более современных ледоколов служить именно на нем? Отгадка проста: только на «Ленине» их глаз мог отдохнуть от вездесущего железа на отделке из редких и ценных пород дерева.
Транспорт для полярников
Основной задачей атомного ледокола «Ленин» было продление, а в идеале — обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Выполнить ее действительно мог только ледокол, имеющий неограниченный запас топлива и мощность, многократно превышающую мощность других ледокольных судов. Второй по значимости задачей «Ленина» стала доставка и эвакуация дрейфующих полярных станций «Северный полюс». До конца 1950-х они попадали на льдины исключительно с помощью самолетов, что сильно ограничивало возможности зимовщиков. С появлением атомного ледокола, способного подняться гораздо севернее других собратьев, полярники получили возможность обеспечить себя тяжелой техникой и оборудованием, большим запасом топлива и всем необходимым для создания комфортных условий зимовки. Первую полярную станцию «Северный полюс-10» ледокол «Ленин» доставил к месту зимовки 17 октября 1961 года. Любопытно, что по пути на льдину полярникам пришлось спать в спортзале ледокола – мест в кубриках на всех не хватило.
Ледокол с вырезанным днищем
Первоначально ледокол «Ленин» оснастили ядерной энергетической установкой типа ОК-150. Фактически ее эксплуатация все время велась в опытном режиме, что не раз приводило к нештатным ситуациям и даже утечкам. К тому же паротурбинная установка оказалась переусложненной и не слишком ремонтопригодной. После очередного инцидента «сердце» корабля решили заменить на более новый реактор типа ОК-900, который ставился на другие атомные ледоколы. Сложность вызвала проблема выгрузки реакторного отсека, поскольку разбирать его – означало нарушить герметичность и облучить персонал. В итоге его в буквальном смысле слова выронили из ледокола над местом захоронения в заливе Цивольки архипелага Новая Земля. Для этого в днище ледокола за два дня вырезали кусок периметром около 60 метров, а потом специальными зарядами подорвали переборки, чтобы реакторный отсек оторвался от них и упал в воду. После этой уникальной операции «Ленин» отбуксировали в Северодвинск, где на судоремонтном заводе «Звездочка» приварили новый участок днища, а потом установили и новый реактор. Кстати, после его установки экипаж удалось сократить почти на треть — до 151 человека!
Атомная скорая помощь
Согласно документам, больше половины случаев оказания медицинской помощи на борту атомного ледокола «Ленин» пришлись не на членов его экипажа. Проектируя судно, которому предстояло проводить в плавании до года (в навигацию 1977-78 годов рейс длился 390 дней!), конструкторы оснастили медсанчасть судна самым передовым на тот момент оборудованием, позволявшим делать самые сложные операции прямо в море. В итоге ледокол неожиданно даже для своих создателей принял на себя роль своего рода главного плавучего госпиталя Северного морского пути. Пациентами «Ленина» становились, помимо членов экипажа, моряки с судов, шедших за ним в караване, зимовщики полярных станций и даже жители небольших поселков по берегам Северного Ледовитого океана – все, кому требовалась неотложная и сложная медицинская помощь. Кстати, по статистике, чаще других в медсанчасти ледокола делали операции по удалению аппендицита и устранению последствий сложных переломов.
Как спасали «Ленина»
В 1989 году первый в мире атомный ледокол «Ленин» вывели из эксплуатации. Его реактор мог прослужить еще не один десяток лет, но корпус и переборки уже, как говорят моряки, устали. Они и так прослужили на пять лет дольше предусмотренного срока в четверть века. Судьба ледокола могла быть самой печальной: в начале 1990-х содержание гиганта стало непосильным финансовым бременем Мурманского морского пароходства. Спасли уникальный ледокол в буквальном смысле слова всем миром. С призывами сохранить его для истории к правительству обращались «атомный» академик Александр Александров, капитан ледокола Герой Социалистического Труда Борис Соколов, работники Адмиралтейского завода, представители научных и культурных кругов, просто неравнодушные россияне. В 2000 году возник Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин», который скоординировал все эти усилия, увенчавшиеся в конце концов решением превратить судно в музей. Девять лет спустя ледокол привели к Морскому вокзалу Мурманска, где он и сегодня встречает посетителей, давая уникальную возможность осмотреть интерьеры первенца отечественного атомного флота и узнать его историю.