Девять фактов из истории атомного ледокола «Ленин»

11/23/2021

Почему на строящийся ледокол пустили американского вице-президента, как из судна «выронили» реактор и кого лечили в судовом медотсеке

Сегодня в Мурманске, уникальном городе-миллионнике за Полярным кругом, существует единственный объект культурного наследия федерального значения России – атомный ледокол «Ленин». Этот статус судно получило в октябре 2018 года, к тому времени уже девять лет являясь музеем на воде. Три десятилетия этот ледокол провел в арктических морях, проводя суда по Северному морскому пути, высаживая полярников на льдины и оказывая помощь всем, кто в ней нуждался. Сегодня мы приводим девять самых любопытных фактов из истории атомного ледокола «Ленин».

Первый в мире

Постановление о строительстве атомного ледокола «Ленин» советское правительство приняло 20 ноября 1953 года. К тому времени и в СССР, и в США уже велись работы по постройке атомных подводных лодок и надводных кораблей, но гражданские суда с атомной энергетической установкой строить еще никто не пытался. «Ленину» предстояло стать первенцем гражданского атомного флота не только в Советском Союзе, но и в мире. Решение такой уникальной задачи требовало уникальных усилий и уникальных материалов и оборудования. К примеру, для постройки «Ленина» были разработаны две новые сверхпрочные марки стали – АК-27 и АК-28, а такого реактора, что получило новое судно, до тех пор не строил никто и нигде. Ледокол заложили 17 июля 1956 года на Южном стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде и спустили на воду 5 декабря 1957 года, а 6 мая 1960 года «Ленин» прибыл в порт приписки Мурманск и принялся за работу.

Спуск на воду атомного ледокола «Ленин», Южная верфь Адмиралтейского завода, Ленинград, 5 декабря 1957 года

 

«Ленин»-первый и «Ленин»-второй

Когда в 1960 году атомный ледокол «Ленин» пришел в Мурманск и официально приступил к работе, свое имя сменил его предшественник – ледокольный пароход «Ленин». Это было судно с очень непростой судьбой. Заказанный правительством Российской империи в Великобритании, он получил имя «Святой Александр Невский», строился под наблюдением корабельного инженера, будущего известного писателя Евгения Замятина, и был спущен на воду в 1917 году. Передать его России не успели; после Октябрьской революции он перешел на службу в британский флот, участвовал в интервенции на русском Севере, а потом передан в распоряжение Белой армии, которая и бросила его, эвакуируясь из Архангельска (по другим данным, судно было выкуплено Советской Россией). Ледокол работал на Северном морском пути вплоть до 1957 года, в годы войны занимался проводкой конвоев. В 1960 году после появления атомного ледокола «Ленин» его предшественника переименовали во «Владимира Ильича», а в 1968 году вывели из состава флота.

 Ледокольный пароход «Ленин», начало 1930-х годов

Ледокол «Ленин» в цифрах

Об уникальности «Ленина» свидетельствует такой факт: пока судно проектировалось и строилось, его создатели разработали 76 новых типов механизмов, испытали более 150 новых образцов судового оборудования и внедрили почти 500 рацпредложений. На постройку уникального для того времени ледокола работали более полутысячи научно-исследовательских институтов, КБ и предприятий по всему Советскому Союзу. В результате этих усилий появилось судно с неповторимыми характеристиками. При длине в 124 метра и ширине в 27,6 метра ледокол «Ленин», имевший главную энергетическую установку мощностью 44 000 л.с., мог преодолевать лед толщиной до 170 см. Экипаж состоял из 210 человек. За три десятка лет работы в Арктике ледокол участвовал в 26 навигациях, прошел 654 400 морских миль (то есть шестнадцать раз обогнул Землю по экватору!), в том числе 560 600 миль – во льдах, и провел за собой 3741 судно.

 Атомный ледокол «Ленин» в Карском море

В обстановке строгой открытости

В середине 1950-х годов любые работы, связанные с атомом, неважно, военным или мирным, велись в обстановке строгой секретности. Исключением стала постройка ледокола «Ленин». Начать с того, что из-за больших размеров его пришлось строить на открытой площадке Адмиралтейских верфей. Кроме того, создание уникального судна руководство СССР активно использовало в пропаганде советской науки и техники, регулярно устраивая экскурсии на «Ленин» для высоких зарубежных гостей. Среди них были не только союзники по социалистическому лагерю, но и представители стран, находившихся по ту сторону «железного занавеса», в том числе вице-президент США Ричард Никсон и премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан. Конечно, никого из них не знакомили со всеми тонкостями конструкции ледокола и его главной энергетической установки, но сам факт такой открытости был беспрецедентным для своего времени. И потом, уже работая на Северном морском пути, «Ленин» не раз принимал высоких гостей, среди которых были, например, Фидель Кастро, король Норвегии Харальд V и создатель американского атомного подводного флота адмирал Хаймен Риковер.

 Сборка корпуса атомного ледокола «Ленин» на Адмиралтейском заводе в Ленинграде

Деревянный ледокол

Помимо сугубо практических и научных задач, атомному ледоколу «Ленин» предстояло активно демонстрировать советский флаг в высоких широтах и служить ярким доказательством передовой технологической роли СССР. Поэтому на нем – единственном из всех атомных ледоколов Советского Союза и России! – все жилые помещения и многие служебные были отделаны деревом. В частности, деревянную отделку имел парадный трап, капитанская каюта и салон капитана, каюты старшего командного состава и кают-компания. Сегодня на экскурсиях по ледоколу «Ленин» посетителям любят загадывать загадку: почему многие моряки ледокольного флота стремились даже после появления более современных ледоколов служить именно на нем? Отгадка проста: только на «Ленине» их глаз мог отдохнуть от вездесущего железа на отделке из редких и ценных пород дерева.

 Парадный трап атомного ледокола «Ленин»

Транспорт для полярников

Основной задачей атомного ледокола «Ленин» было продление, а в идеале — обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Выполнить ее действительно мог только ледокол, имеющий неограниченный запас топлива и мощность, многократно превышающую мощность других ледокольных судов. Второй по значимости задачей «Ленина» стала доставка и эвакуация дрейфующих полярных станций «Северный полюс». До конца 1950-х они попадали на льдины исключительно с помощью самолетов, что сильно ограничивало возможности зимовщиков. С появлением атомного ледокола, способного подняться гораздо севернее других собратьев, полярники получили возможность обеспечить себя тяжелой техникой и оборудованием, большим запасом топлива и всем необходимым для создания комфортных условий зимовки. Первую полярную станцию «Северный полюс-10» ледокол «Ленин» доставил к месту зимовки 17 октября 1961 года. Любопытно, что по пути на льдину полярникам пришлось спать в спортзале ледокола – мест в кубриках на всех не хватило.

 Атомный ледокол «Ленин» во время полярной ночи

Ледокол с вырезанным днищем

Первоначально ледокол «Ленин» оснастили ядерной энергетической установкой типа ОК-150. Фактически ее эксплуатация все время велась в опытном режиме, что не раз приводило к нештатным ситуациям и даже утечкам. К тому же паротурбинная установка оказалась переусложненной и не слишком ремонтопригодной. После очередного инцидента «сердце» корабля решили заменить на более новый реактор типа ОК-900, который ставился на другие атомные ледоколы. Сложность вызвала проблема выгрузки реакторного отсека, поскольку разбирать его – означало нарушить герметичность и облучить персонал. В итоге его в буквальном смысле слова выронили из ледокола над местом захоронения в заливе Цивольки архипелага Новая Земля. Для этого в днище ледокола за два дня вырезали кусок периметром около 60 метров, а потом специальными зарядами подорвали переборки, чтобы реакторный отсек оторвался от них и упал в воду. После этой уникальной операции «Ленин» отбуксировали в Северодвинск, где на судоремонтном заводе «Звездочка» приварили новый участок днища, а потом установили и новый реактор. Кстати, после его установки экипаж удалось сократить почти на треть — до 151 человека!

 В реакторном отсеке атомного ледокола «Ленин»

Атомная скорая помощь

Согласно документам, больше половины случаев оказания медицинской помощи на борту атомного ледокола «Ленин» пришлись не на членов его экипажа. Проектируя судно, которому предстояло проводить в плавании до года (в навигацию 1977-78 годов рейс длился 390 дней!), конструкторы оснастили медсанчасть судна самым передовым на тот момент оборудованием, позволявшим делать самые сложные операции прямо в море. В итоге ледокол неожиданно даже для своих создателей принял на себя роль своего рода главного плавучего госпиталя Северного морского пути. Пациентами «Ленина» становились, помимо членов экипажа, моряки с судов, шедших за ним в караване, зимовщики полярных станций и даже жители небольших поселков по берегам Северного Ледовитого океана – все, кому требовалась неотложная и сложная медицинская помощь. Кстати, по статистике, чаще других в медсанчасти ледокола делали операции по удалению аппендицита и устранению последствий сложных переломов.

 Медсанчасть атомного ледокола «Ленин»

Как спасали «Ленина»

В 1989 году первый в мире атомный ледокол «Ленин» вывели из эксплуатации. Его реактор мог прослужить еще не один десяток лет, но корпус и переборки уже, как говорят моряки, устали. Они и так прослужили на пять лет дольше предусмотренного срока в четверть века. Судьба ледокола могла быть самой печальной: в начале 1990-х содержание гиганта стало непосильным финансовым бременем Мурманского морского пароходства. Спасли уникальный ледокол в буквальном смысле слова всем миром. С призывами сохранить его для истории к правительству обращались «атомный» академик Александр Александров, капитан ледокола Герой Социалистического Труда Борис Соколов, работники Адмиралтейского завода, представители научных и культурных кругов, просто неравнодушные россияне. В 2000 году возник Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин», который скоординировал все эти усилия, увенчавшиеся в конце концов решением превратить судно в музей. Девять лет спустя ледокол привели к Морскому вокзалу Мурманска, где он и сегодня встречает посетителей, давая уникальную возможность осмотреть интерьеры первенца отечественного атомного флота и узнать его историю.

Ледокол «Ленин» в качестве музея атомного флота на стоянке у Морского вокзала города Мурманска