День рождения матрешки. Как яркая кукла стала символом России

10/24/2021

24 октября 1900 года на Всемирной выставке в Париже посетители впервые увидели необычную игрушку. Румяная кукла Матрена, крепко держащая подмышкой бойкого петуха, открывалась – и из нее появлялась еще одна яркая кукла, а за ней еще, и еще, и так до восьми фигурок. Нарекли куклу матрешкой (производное от имени Матрена, которое было весьма тогда популярным среди русских крестьянок).

Из детского магазина – в павильон Российской империи

День, когда матрешка покорила европейскую публику и была удостоена бронзовой медали парижской выставки, формально считается днем рождения круглолицей куколки в платочке. Хотя, разумеется, в России с ней познакомились раньше. Правда, долгое время считалось, что прообраз матрешки родился в Японии и был не куклой, а одним из символов местных божеств. «Подсмотрела» идею якобы супруга мецената Мамонтова, посетившая Страну восходящего солнца в конце XIX века. На самом деле все было несколько иначе. Появление матрешки действительно связано с семьей Мамонтовых – они, помимо прочего, являлись владельцами московского магазина-мастерской «Детское воспитание», в котором продавались необычные развивающие игрушки.

Открытка с павильоном России на выставке в 1900 году

У Анатолия Мамонтова работал талантливый токарь Василий Петрович Звездочкин, который в один прекрасный день и превратил болванку интересной формы в деревянную куклу. Сначала будущая матрешка была цельной и походила скорее на древнерусского богатыря, но после доработок и советов коллег Звездочкин превратил ее в полую игрушку, внутрь которой одна за другой вкладывались более мелкие фигурки. Произошло это между 1898 и 1900 годами. Росписью первой матрешки, вероятнее всего, занимался художник и книжный иллюстратор Сергей Малютин. И.Э. Грабарь говорил о нем: «Малютин весело и остроумно претворяет в своем декоративном искусстве русский лубок». В руки первых матрешек Сергей Малютин вложил петуха, горшок с кашей, серп для работы в поле. Самая маленькая матрешка была расписана под младенца, укутанного в одеяльце.

Токарь Василий Звездочкин

В 1900 году матрешка отправилась покорять Европу. Трогательная и забавная игрушка «с сюрпризом» получила престижную награду и быстро обрела популярность. Сегодня первая матрешка хранится в музее Сергиева Посада – города с богатой историей создания этих кукол. В сергиево-посадских мастерских вытачивали и другие «многослойные» предметы – например, пасхальные яйца. Материалом для изделий чаще всего становилась липа. Этот вид древесины был достаточно мягким и удобным для работы, а при сушке не трескался и позволял наносить ровное покрытие лаком. Роспись гуашью и украшение рельефными элементами завершали филигранную работу мастеров.

Матрешки на любой вкус

Вскоре стали появляться «нестандартные матрешки», изображавшие не девушек, а героев литературных произведений или даже исторических деятелей. В 1909 году к столетнему юбилею со дня рождения Н.В. Гоголя изготовили коллекцию матрешек по мотивам «Ревизора» и «Тараса Бульбы», а в 1912 году событиям Отечественной войны посвятили серию с полководцами – Михаилом Илларионовичем Кутузовым и Наполеоном. В большие фигурки военачальников вложили матрешек поменьше – солдат русской и французской армий. Разработкой образов матрешек нередко занимались иконописцы, знакомые с самыми сложными и тонкими техниками росписи.

Первая матрешка Звездочкина-Малютина

После Октябрьской революции матрешки не только не исчезли, но и стали более разнообразными. В 1959 году сотрудники Научно-экспериментального института игрушки (находился он в Загорске; ныне – Сергиев Посад) установили рекорд, создав матрешку, вмещавшую в себя 42 элемента! Это число было выбрано неслучайно – каждая фигурка символизировала один год советской власти.

Матрешки Наполеон и М.И. Кутузов

В разных регионах страны зародились свои традиции изготовления и росписи кукол. В 1929 году в городе Семенове Нижегородской области десять мастеров открыли артель по выпуску матрешек. За три года артель разрослась до настоящей фабрики, работающей до сих пор. Семеновская матрешка – жгучая брюнетка в платочке, желтом платье и переднике с красными розами, синими незабудками, белоснежными ромашками. При росписи матрешек местные мастера вдохновляются мотивами хохломской и федоскинской живописи.

Семеновская матрешка

Соседки семеновской матрешки – куклы из сел Полховский Майдан и Крутец. Они отличаются вытянутой формой и выглядят более стройными. Руки полхов-майданской и крутецкой (или крутцовской) матрешек четко прорисованы и держат поднос с караваем. Самой красивой матрешкой часто называют тверскую. Ее расписывают под хохлому золотыми красками. Платок у такой матрешки красный, а передник – черный с крупными цветами и листьями. Значительно отличается от остальных матрешка из Вятки (Кирова). Самая северная кукла изображается со светлыми волосами и голубыми глазами. Ее одежда украшена не только цветистым рисунком, но и настоящей соломой – в этом заключается особенность вятской матрешки.

Стилизация под вятскую матрешку