En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику
В закладки

Чтобы дети играли в Чапаева: просто делать хорошее военное кино

Чтобы дети играли в Чапаева: просто делать хорошее военное кино

На чтение: 3 минуты

От редакции: Недавно мы с вами говорили о целенаправленной политике министерства культуры по стимулированию военно-исторической тематики в отечественном кинопроизводстве. Тему продолжает и конкретизирует продюсер фильмов «Брестская крепость» и «Батальонъ» Игорь Угольников в своём выступлении на Общероссийском Историческом собрании 22 июня 2016 г.

Миссия исторического кино и его важнейшей составной части – военного кино – это прежде всего патриотическое воспитание, правдивый рассказ о военном героизме наших людей и, что самое главное, противодействие попыткам пересмотреть суть и итоги военных кампаний России и Советского Союза.

Способно ли современное российское кино воспитывать зрителя, противостоять информационной агрессии так, как это было в советском кинематографе?

Поколение фронтовиков выросло на «Чапаеве» и, возможно, – более того, я уверен, – это стало одной и духовных составляющих Великой Победы.

А сейчас в кого играют наши дети?

Ответ на эти вопросы кроется в разрыве во времени между российским и советским кино. Лихие 90-е, казалось, навсегда уничтожили традиции героико-патриотического кинематографа и возможность государства влиять на общественное сознание посредством кино.

Теперь настало время, как говорится, «собирать камни».

«Сегодня необходимо аргументированно и настойчиво отстаивать правду о войне, о вкладе советского народа в Победу, об объединяющей и решающей роли СССР в разгроме нацизма» Это слова нашего президента.

И здесь я бы хотел выделить важное, если не главное, слово – «правду».

Уровень исторической достоверности в наших военных фильмах – за редким исключением достаточно невысокий. Я понимаю своих коллег, им необходимо добиться зрительского интереса во что бы то ни стало. Поэтому подчас получается либо сделанная в голливудских традициях откровенная «клюква», основанная на «истории любви» или преступления, либо так называемая «вскрытая правда» – то есть известные события, пересмотренные подчас в негативном ключе. Я не хочу спорить с коллегами о заградотрядах, или о том, направил ли Гастелло самолёт во колонну вражеской техники, или о том, нужен ли был подвиг молодогвардейцев… Не хочу. Я вырос на этих подвигах. На них было сформировано моё мировоззрение, и я не желаю  менять его.

Но проблема не только в этом. Возрос уровень технической и исторической подкованности наших зрителей. Компьютерные игры, документальные фильмы, реконструкции битв, – научили молодежь ориентироваться в оружии и артефактах войны, особенно Великой Отечественной. Возможности интернет-поисковиков позволяют достаточно быстро найти всю информацию о том или ином эпизоде войны. Однако, к сожалению, многих создателей картин мало волнует достоверность. Очень редко в титрах появляются консультанты, а если они и есть, то их влияние на фильм минимально.

Обычно продюсеры отвечают, что если зрители хотят правды, то им лучше идти на документальное кино. Но историческая достоверность и подлинность должна быть одной из основных составляющих и художественных фильмов, выполняющих особую просветительскую и патриотическую миссию.

В последние несколько лет государство усилиями Минкульта и Фонда кино сделало несколько зримых шагов, поддержав производство военных фильмов. Некоторые фильмы последних пяти лет, созданные при непосредственном участии государства, постепенно возвращают доверие российского зрителя к отечественному кино вообще и к военному в частности.

В прошлом году в прокат вышло 129 российских фильмов (включая анимацию). Окупились или принесли прибыль в кинотеатральном прокате 2015 года лишь восемь. И из этих восьми – три, связанных с войной, с историей.

За три года Российское военно-историческое общество приняло участие в производстве 35 художественных фильмов и сериалов, провело научную экспертизу свыше 200 документальных фильмов. Все фильмы показаны на основных федеральных каналах.

Я мог бы назвать здесь некоторые фильмы своих коллег, но лучше буду говорить о том, что создал сам, а значит, знаю точно.

Фильм «Брестская крепость» – крупнейший кинематографический проект Союзного государства России и Беларуси – был снят в традициях советского кино. Сценарий фильма основан на исторических фактах, а главные герои имеют реальные исторические прототипы. В нашей картине, которая 22 июня вышла в повторный прокат в кинотеатрах «Москино», и в ночь демонстрировалась на всех открытых площадках Москвы,  рассказывается о героической обороне Брестской крепости, принявшей на себя первый удар фашистских захватчиков 75 лет назад. Когда мы создавали фильм, мы делали ставку на историческую достоверность: с документальной точностью описывая события, происходившие в первые дни обороны крепости. Должен сказать, что после выхода картины на экраны в 2010 году количество посетителей мемориала в Бресте увеличилось в два раза. И это не случайность. Во всех нас без исключения живёт генетическая память того священного подвига наших отцов, дедов и прадедов. Надо лишь правдиво освежить эту память.

Военно-историческая драма «Батальонъ» о женском батальоне смерти Марии Бочкарёвой времён Первой мировой войны, поддержанная РВИО, вышла в прокат в феврале 2015 года и стала первой и пока что единственной российской военной кинолентой, получившей более сорока международных призов сразу на четырёх континентах – в Европе, США, Африке и Азии. Этой картиной мы продолжили попытку возрождения священной памяти поколений. Ведь именно эта память – о наших победах, борьбе до конца, о воле и вере нашего народа – способна по-настоящему консолидировать всех нас. Как свидетельствует международное признание, наш фильм, при всем его трагизме стал понятен каждому. Мы старались придерживаться в своей работе лучших традиций отечественной киношколы, и когда получали африканский Оскар, а также награду «Лучший фильм БРИКС», зал в Йоханнесбурге скандировал: «Россия! Россия!» Но самое важным для нас стал интерес нашего зрителя и к фильму, и к той забытой Первой мировой.

Востребованность такого кино велика, но на настоящий момент их конкурентоспособность падает, несмотря на все наши усилия создавать достойные фильмы о Великой Отечественной войне. Интерес падает прежде всего у кинопрокатчиков, которые отбирают, какие российские фильмы им ставить, и как их ставить, чтобы собрать кассу. Им проще поставить очередные беспроигрышные «Трансформеры», чем военное российское кино.

Надо понимать, что не только патриотическому военному кино, но и вообще российскому кино сложно пробиваться к отечественному зрителю из-за засилья заокеанского кинопрома. Это проблема не только наша, но ведь китайцы с индийцами как-то с этим справились.

Я не призываю к ограничению зарубежного проката.

Я призываю к повышению качества наших картин.   

Я призываю к профессионализму во всём.

Сейчас многих пугает слово «цензура», но для исторических, военных картин необходима экспертная оценка профессионалов-историков. Это касается не только Великой Отечественной войны, но и всей истории нашего государства. Уверен, что такую сложную ответственную миссию экспертов могло бы выполнять РВИО. Причём данная работа может и должна  идти как на уровне оценки проектов создания фильмов, так и на уровне их инициации.

 Читайте также:

Андрей Сорокин. Какое кино нужно стране: о том, чему полезному учит нас сегодня наша история

Дмитрий Михайличенко. Генерал Шаймуратов: командир дивизии героев и народный герой Башкирии

Иван Зацарин. Наказание за наивность. К 43-летию окончательного примирения СССР с США

Армен Гаспарян. История – это такая война, в ней тоже надо победить. О встрече Путина с историками

Владимир Мединский. Не надо гоняться за фальсификаторами: у нас есть своя история

Иван Зацарин. Рокоссовский, Брусилов и «Багратион». К 72-летию Белоруской операции, которая многих вылечила

Иван Зацарин. Почему все мы – русские. К 75-летию Главной Отечественной

Клим Жуков, Дмитрий Пучков. Андрей Боголюбский и Владимиро-Суздальская Русь: откуда потом взялось новое Русское государство

Иван Зацарин. «Потёмкинские деревни»: как 3D-презентацию уговорились считать «обманом»

Иван Зацарин. То, что мы делаем лучше всего. К 60-летию нашей первой ядерной ракеты

Теги:
ГеральдикаНовейшая история
3691

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Смотри видео Брусиловский прорыв.

Видео

Памятные даты военной истории России

Оборона Севастополя. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте