Что умели делать крестьянские дети?
Скажите, пожалуйста, что умеет делать сегодняшний первоклассник, кроме того, что управляться с любым гаджетом? Может ли он наколоть дрова, сходить в ночное, поджарить себе яичницу? Конечно, не стану отрицать, что таланты многих наших ребят разнообразны, а в детских телешоу они вообще показывают чудеса. Но вспомнить о том, как в прежние времена с малых лет приучали чад к ответственности и систематическому труду, совсем не будет лишним. Вопрос трудовоспитания не был праздным, он обеспечивал на перспективу выживание семьи.
Грани детского труда
Отметим, что мнение наших предков о воспитании очень серьёзно расходится с мнением современных педагогов и психологов. Подход к наследникам в народной среде был очень строгим. Никто не считал детей равными родителям. В русских семьях авторитет родителей был непререкаемым, потому и «сюсюкаться» с детьми было не принято. Не баловали ни девочек, ни мальчиков.
Крестьянские дети в поле.
Источник: stihi.ru
А вот за хорошо выполненную работу с малых лет и хвалили, и поощряли, обязательно подчёркивая, что ребёнок принёс пользу семье. Детский труд в той или иной мере был всегда. Это теперь во многих государствах он относится к форме эксплуатации и признан незаконным. Нашим предкам такое не могло присниться даже в страшном сне. Это явление, если вспомнить чеховского Ваньку Жукова, не самое радостное, но, вырастая в непростых условиях, русские крестьянские дети уже в 16 лет были прекрасно адаптированы к взрослой жизни.
Когда выходить на работу?
«Всему своё время», – так часто говорят взрослые, не желая привлекать ребенка к работе на огороде или домашней уборке. У наших предков были чёткие возрастные рамки, когда и чему учить, когда к чему пора приступать. Возраст на Руси измеряли семилетиями. Малыши первых семи лет как раз имели беззаботное детство (или «младенчество»), и называли их «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими забавными прозвищами.
Крестьянские дети в поле.
Источник: Klevo.Net
А вот вторые семь лет уже назывались отрочеством. Мальчикам выдавали штаны, а девочкам – длинную девичью рубаху. Третья семилетка – это уже юность. К этому времени подростки должны были овладеть основными навыками самостоятельной жизни. После этого мальчик становился правой рукой отца, заменой его при отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.
Характерно, что отношение к мальчикам в отрочестве и юности было строже, чем к девочкам. Из сына должен был вырасти кормилец, защитник, одним словом, настоящий муж и отец.
Первые навыки
Уже в первую семилетку с трёх-четырёх лет мальчик начинал постигать основы крестьянского труда. Он мог ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле. Овладев этими нехитрыми премудростями, маленький человек обучался самым простым ремёслам. Он сам мастерил себе игрушки, затем плёл лукошки, короба и лапти. Мальчики помогали отцу делать мебель, упряжь и другие нужные в хозяйстве вещи.
Крестьянские дети в поле.
Источник: gfom.ru
Детские хозяйственные обязанности делились и по половому принципу. Ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом – это забота девочек, а вот пахать и молотить – это уже «мужицкая» работа.
В 7-9 лет дети начинали подрабатывать «в людях». Детей отдавали в пастухи, и они работали за умеренную плату. Здесь наглядной иллюстрацией для нас могут послужить произведения Горького и Чехова. Но и для этой нехитрой работы необходимо было, чтобы чадо окончательно «вошло в разум» и уже чему-то научилось у отца.
Земля и люди
В основном все работы велись на земле, и землепашество было главным подтверждением мужского статуса. Мальчишки удобряли землю, бороновали, вели под уздцы запряжённую лошадь, активно участвовали в сборе урожая. В 11-13 лет они уже привлекались к самостоятельной пахоте.
Особое место в крестьянском быте занимал уход за скотиной. Кормить животных, убирать навоз и чистить животных должны были отроки под руководством старших. Особое место в хозяйстве всегда занимала лошадь. С ранних лет мальчишки умели запрячь и ездить на коне верхом. Пасли лошадей ночью, водили на водопой. Всё было выстроено в соответствии с поговоркой: «Дело учит, мучит, да кормит».
Крестьянские дети в поле.
Источник: http://zavtra.ru
В семьях, где преобладали промысловые занятия, мальчик, глядя на отца и старших братьев, сначала в форме игры перенимал навыки охоты и рыболовства, а затем и самостоятельно совершенствовал эти навыки. В 8-9 лет отрок уже умел расставлять силки, стрелять из лука, удить рыбу. В деревне не было ребёнка, который не умел бы собирать грибы, ягоды и орехи, ведь дары леса были серьёзным материальным подспорьем.
Выросшие в крестьянских семьях ребята становились незаменимыми помощниками, которыми родители могли гордиться. Дети вырастали не только привыкшими к труду, но и обладающими прочными моральными принципами. Почитание старших, гостеприимство, уважение к своему и чужому труду для них становилось определяющим.
Обложка: https://gallerix.ru
Новое
Видео
4 ноября День народного единства
4 ноября 1612 года – День воинской славы России. Освобождение Москвы от иноземных захватчиков во время Смуты
Твардовский. До и после Тёркина
Твардовский. До и после Тёркина
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.