"Был путь очень долгим до башни цзяннаньской..." Древний Китай

6/24/2024

Государственная история Китая насчитывает пять тысячелетий. Почти половина ее относится к древнему периоду, к временам появления первых царств, рождения китайской философии, письменности, искусства, объединения разрозненных царств в могучую империю.

География

Древний Китай представлял собой огромное пространство на востоке Евразии, ограниченное с севера-востока тайгой, с севера – степями и пустынями, с запада массивными горами, с юга – джунглями, и с востока – океаном. Китай формировался вокруг великих рек – изначально Хуанхэ, позднее к ней добавилась Янцзы. География и естественные природно-климатические условия делили страну на две большие экономические зоны – просоводческий Север и рисоводческий Юг. Условное разделение между ними шло по Циньлинскому хребту, Суншаньскому нагорью, долине реки Хуайхэ.

Природные и хозяйственные отличия дополнялись этническими. На Севере жили предки современных ханьцев, на Юге – народы, говорившие на языках юэ. Начиная с периода Вёсен и Осеней (Чуньцю, VIII–V вв. до н.э.), царства Юга стали принимать активное участие в китайской политике и постепенно китаизировались. Долины великих рек и их притоков концентрировали вокруг себя подавляющее большинство населения Китая.

Речные разливы, обогащающие землю плодородным илом, давали возможность прокормить огромное население, но время от времени они же превращались в катастрофические наводнения, губившие все живое. Наводнение 602 года до н.э. привело к изменению русла Хуанхэ, многотысячным человеческим жертвам и тяжелейшим экономическим последствиям, еще масштабнее было наводнение 11 года н.э. На Янцзы наиболее масштабным стало наводнение времен Троецарствия в 229 году н.э. Чтобы усмирить нрав великих рек, китайцы возводили дамбы, рыли каналы, углубляли и чистили русла.

Истоки

Древние китайцы верили, что мир и природные явления появились из частей тела гиганта Паньгу, люди возникли по прихоти богини Нюйвы из глины, а первым китайцем был легендарный Желтый император Хуанди. При мудром и справедливом Хуанди царил Золотой век: появились письменность, сельское хозяйство, медицина, астрономия.

Ученые придерживаются несколько иной трактовки событий. По утвердившейся в науке версии, первые люди современного типа (Homo Sapiens Sapiens) появились на территории Китая около 70 000 лет назад, вытеснив потомков синантропов. Однако вопрос эволюции гоминидов в Китае чрезвычайно сложен: каждый день несет новые открытия и меняет устоявшуюся картину в сторону удревнения.

Непрерывную историю китайской равнины мы можем проследить с неолита. В IX тысячелетии до н.э. в Китае начался переход к земледелию и оседлому образу жизни. Этот процесс сопровождался трансгрессией Мирового океана, понижением вод и формированием Великой равнины – главного цивилизационного очага Древнего Китая. Только к 1300 году до н.э. геоморфологические изменения завершились, и равнина обрела схожие с современными очертания. Помимо Великой равнины, археологи насчитывают пять историко-культурных зон времен неолита, условно называемых «Запад Средней Хуанхэ», «Древнее Приморье», «Нижняя Янцзы», «Средняя Янцзы» и «Шаньдун».

Каждая из зон имела свою специфику и стала центром формирования протогосударственных и государственных образований в бронзовом веке. К важнейшим неолитическим культурам Китая, число которых превышает восемь десятков, относятся Пэйлиган (7000–5000 гг. до н.э., провинция Хэнань), Хоули (6500–5500 гг. до н.э., Шаньдун), Яншао (5000–3000 гг. до н.э., Хэнань, Шэньси, Шаньси), Давэнькоу (4100–2600 гг. до н.э., Аньхой, Хэнань, Цзянсу), Хэмуду (5000–4500 гг. до н.э., Чжоушань, Чжэцзян), Луньшань (2600–2000 гг. до н.э., долина Хуанхэ) и др.

Ранние династии

Китайская мифологическая традиция выводила первую национальную династию Ся к XXI–XVII вв. до н.э. и считала ее основателя Великого Юя прямым потомком Желтого императора. После открытия в 1959 году культуры Эрлитоу существование Ся нашло археологическое подтверждение. Следующая за ней династия Шан (1600–1046 гг. до н.э.) имеет не только материальные, но и письменные свидетельства своего существования. Во время раскопок во множестве были обнаружены панцири черепах и гадательные кости с нанесенными на них иероглифами.

Династия Чжоу (1046–256 гг. до н.э.) существовала в период развитой письменной традиции, поэтому от нее сохранились тексты философского, литературного и исторического содержания. Чжоу делилась на Западную Чжоу (до 770 года до н.э.) и Восточную Чжоу (с 770 до 256 гг. до н.э.). Ослабление власти дома Чжоу привело к возникновению нескольких независимых царств – Цзинь, Ци, Сун, Лу, Чжэн, Вэй и Хань, и «варварских княжеств» – Чу, Цинь, Янь, У и Юэ. Период дробления, когда возвышалось то одно, то другое царство, известен в китайской истории как эпоха Вёсен и Осеней (770–476 гг. до н.э.).

Следующий период – эпоха сражающихся царств (475–221 гг. до н.э.) – запомнился бесконечными войнами за гегемонию. В итоге победу одержало царство Цинь, подчинившее остальные государства. Его правитель Ин Чжэн (Шихуанди) положил конец распрям и объединил Китай в единую империю. При Шихуанди начали возводить Великую Китайскую стену, инициировали обширные работы по развитию транспортной сети – дорог и каналов, провели унификацию мер и весов, установили деление на провинции, округа и уезды.

Однако беспримерная жестокость, с которой внедрялись новшества, привела к восстанию 206 года до н.э. и установлению династии Хань (206 год до н.э. – 220 год н.э.). При империи Хань, современнице Римской империи, Китай достиг невероятных успехов в государственном управления, расширении границ, культурном развитии. Ханьская держава стала образцом для подражания последующих китайских династий.

Управление в Древнем Китае

Во главе империи стоял император, принимавший окончательные решения по всем важнейшим вопросам. Непосредственное руководство центральным аппаратом осуществлял чэнсян (великий канцлер). Его слово имело наибольший вес для императора. При императоре находился тайный совет (чжуншу шэн), состоявший из особо доверенных советников. За различные сферы управления отвечали министерства (бу), в т.ч. министерства церемоний (либу), финансов (дубу), общественных работ (гунбу), наказаний (синбу), военных дел (бинбу) и т.д. Власть на местах принадлежала губернаторам (цзэ), отвечавших за вверенные им провинции. Округа возглавляли тайшоу, также утвержденные в столице. Уезды управлялись местными чиновниками (сяньлин и сяньчжан).

Эффективное управление громадными территориями было достигнуто за счет продуманного административного деления и разветвленной бюрократии. Качество кадров улучшалось путем сдачи специально разработанного экзамена на замещение государственной должности. К сдаче испытания допускался любой взрослый мужчина. Это позволяло рекрутировать наиболее выдающихся людей вне зависимости от происхождения и статуса. Подобный меритократический подход («политика выдвижения талантов») основывался на конфуцианском учении.

Инициатором экзаменационной системы, внедренной в середине II века до н.э., стал Дун Чжуншу, известный ученый и государственный деятель, которого современники называли «Конфуций эпохи Хань». По результатам экзаменов кандидат получал аттестацию на одну из шести степеней и занимал чиновничий пост в центральном или провинциальном аппарате. Через экзаменационное сито проходило не более 10% соискателей в зависимости от экзаменационного тура. Неудивительно, что среди китайских чиновников было столько выдающихся ученых и литераторов.

Военное искусство

Помимо четко выстроенного управления, могущество империи поддерживалось вооруженными силами. Эпохи Чуньцю (Вёсен и Осеней) и Сражающихся царств способствовали появлению в Китае выдающихся трактатов по военному искусству. Первое место среди них отводят «Искусству войны» Сунь-Цзы. Труд Сунь-Цзы переведен на все главные языки, его и в наши дни изучают в военных академиях. К имперскому периоду войска представляли собой высокоорганизованные соединения с развитой боевой тактикой и строгой дисциплиной.

Численность регулярной армии при воинственном императоре Уди (правил в 141–87 гг. до н.э.) достигала 300 000 человек, что сопоставимо с римской армией времен расцвета империи. При необходимости регулярные части дополнялись местными ополчениями, особенно при защите провинций от набегов кочевников. Армии состояли из пехоты, конницы, колесниц и инженерных частей. Высокого уровня достигли фортификационные сооружения. Если не брать в расчет крестьянские восстания, время от времени повергавшие Китай в хаос, главные военные усилия были направлены против северных варваров сюнну (хунну, гунны). В походах против них прославились полководцы Вэй Цин, Хо Цюй-Бин, Ли Гуань-Ли и Чжао Чунго.

Внешняя политика. Китай и соседи

Хотя конфуцианская философско-политическая концепция рассматривала Китай как самодостаточное срединное царство, при династии Хань внешняя политика была активной и многосторонней. Она включала борьбу с кочевыми племенами, налаживание торговых и дипломатических связей, экспансию на запад.

Важнейшим достижением императора Уди, имевшим всемирно-историческое значение, стало создание Великого шелкового пути в последние десятилетия II века до н.э. Караванная торговля растянулась от Чанъаня (столицы Китайской империи) через всю Евразию до средиземноморских портов эллинистических царств (позднее Римской империи). По этому маршруту передвигались не только товары, но и технологии, культурный опыт, идеи.

Начиная с 73 года н.э. по приказу правящих императоров полководец Бань Чао предпринял несколько военных походов на запад, чтобы обезопасить торговые маршруты и получить сведения о далеких странах. По некоторым сведениям, самые дальние китайские разъезды достигали восточного побережья Каспийского моря. Во II веке н.э. были установлены дипломатические отношения с Римской империей. К сожалению, мы мало что знаем об этом. На востоке Китай имел прочные связи с Кореей, Японией и Вьетнамом, оказал огромное влияние на развитие их национальных культур. В Центральной Азии Китай поддерживал дипломатические отношения с государствами сюнну, кушанским царством и Ферганской долиной. Китайские послы посещали Парфию, Бактрию и Индию.

Философия и религия

Для китайской цивилизации характерно переплетение и взаимопроникновение философских размышлений и религиозных начал. Две наиболее влиятельные философские школы древности – конфуцианство и даосизм – очень быстро обрели религиозные очертания – с храмами, жертвоприношениями, священными ритуалами.

Учение, основанное великим учителем Кун-Цзы (Конфуцием) в конце VI – начале V вв. до н.э., было сосредоточено на этических и моральных нормах, идее социальной гармонии и общественной жизни. Конфуций проповедовал гуманность, добродетель, сыновью почтительность, праведность и мудрость. Вот почему конфуцианство получило признание в качестве государственной религии при династии Хань.

Даосизм же, учение современника Конфуция Лао-Цзы, фокусировал свое внимание на метафизических основах бытия. Главные понятия даосизма – Дао (путь), Дэ (добродетель), Увэй (недеяние), Цзыжань (естественность) и Пу (первоначало) призывали к внутреннему совершенствованию, спокойствию и отказу от внешнего успеха во имя следования глубинным законам вселенной. Даосизм никогда не имел того официального статуса, как конфуцианство, но путь самосовершенствования, практикуемый в монастырях (Лоугуаньтай, Цюцюань, Юйцюань и др.), в народном воображении создал даосам образ чародеев. В конце концов, именно с именем Лао-Цзы на устах началось восстание «желтых повязок» 184–204 гг. н.э., потрясшее империю Хань до самых основ.

Кроме конфуцианства и даосизма, начиная с I века н.э. нашел своих последователей в Китае и буддизм. Позднее, при династиях Суй и Тан (VII–IX вв. н.э.) буддизм в форме чань-буддизма достиг расцвета и огромного влияния в Китае.

Другой значительной философской школой в Древнем Китае выступал легизм. Зародившийся в эпоху Вёсен и Осеней, легизм сосредоточил свои интересы на государственном управлении. Разработанная легистами система отталкивалась от постулата о греховной природе человека. Вот почему они ратовали за тотальный контроль государства, строгие наказания, милитаризм и ограничение свобод. При этом легисты, считая этатизм единственным противодействием хаосу, призывали к сильному государству, которое можно получить путем усиления военной мощи, экономики и соблюдения законов. При императоре Цинь Шихуанди легизм получил статус официальной идеологии, но та жестокость, с которой легисты воплощали в жизнь свои идеи, скомпрометировала их в глазах последующих поколений.

Древнекитайский язык и письменность

Древнекитайский язык принадлежит к сино-тибетской языковой семье и относится к слоговым языкам изолирующего типа. Он начал формироваться в период неолита, примерно 8000 лет назад. Согласно археологическим данным, иероглифическая письменность возникла в эпоху Шан, около 1200 года до н.э. Об этом свидетельствуют надписи на гадательных костях. В последующие эпохи, особенно при династии Чжоу, письменность получила свое развитие.

Классическое оформление китайские язык и письменность получили в V–II вв. до н.э., когда появились выдающиеся философские и военные трактаты, поэтические сборники и первые исторические хроники. Уже тогда письменные тексты обрели особое значение в китайской цивилизации. В них видели источник знаний и могущества, рукописи переписывали, хранили в особых скрипториях. Большим почетом пользовалось искусство каллиграфии (шуфа): считалось, что каждый штрих имел смысл и передавал стиль автора и характер сочинения.

Со временем письменный и разговорный языки начали удаляться друг от друга, но классический китайский в форме вэньянь сохранился до начала XX века в научных трудах и литературных произведениях. Важное место в языковой культуре Китая занимали т.н. чэнъюй (идиомы) – выражения из четырех иероглифов, в концентрированном виде передающие какую-либо глубокую философскую мысль или мудрую житейскую сентенцию.

Китайские технологии

Уже в эпоху Шан китайцы добились впечатляющих достижений в бронзовой металлургии и шелководстве. При династии Чжоу был создан лунный календарь. Он позволил точнее планировать сельскохозяйственные работы и религиозные ритуалы. Какого уровня достигли китайские инженеры и строители в III веке до н.э., свидетельствуют Великая Китайская стена и печи особой конструкции, позволяющие выплавлять чугун. При династии Хань в аграрном секторе стали массово и целенаправленно применяться методы ирригации, железные плуги, трехрядные сеялки и водяные мельницы, значительно повысившие сезонную урожайность.

В 105 году н.э. чиновник Цай Лунь придумал бумагу. Наблюдая за гнездами ос, изобретатель открыл чудесные свойства целлюлозы. В результате сотен опытов он разработал действенную технологию создания бумаги. До этого времени тексты записывали на бамбуке и шелке (подобно тому, как в античности египтяне и греки писали на папирусе и пергаменте). Секрет изготовления бумаги долгие годы хранился в тайне. Только в VII веке (через 600 лет) бумажное производство развилось в Японии, Корее, Средней Азии. В Европу бумага попала только в XI веке.

Другими важнейшими изобретениями китайцев до начала III века н.э. стали: в военном деле арбалет и требушет; в медицине – акупунктура и метод лечебного голодания; в механике – ременная передача и цепной подъемник; в геологии – сейсмометр; в строительных работах – тачка, в гидротехнике – система транспортных каналов.

Китайская культура

Уже в V веке до н.э. начали складываться отличительные черты китайской культуры. Эстетическое и этическое влияние конфуцианства и даосизма определяло выбор темы и художественного решения. Архитектура Древнего Китая сочетала изящество и функциональность, даже при впечатляющих размерах сооружений. Сохранилось не так много архитектурных памятников времен империи Хань и более ранних времен, однако стилистическое единство и преемственность сохранялись вплоть до начала XX века. Поэтому по поздним шедеврам, уцелевшим изображениям и описаниям мы можем судить о грандиозности архитектуры древних китайцев.

До наших дней дошли аутентичные участки Великой Китайской стены, знаменитая Терракотовая армия и великолепный, судя по истории Сыма Цяня, мавзолей императора Цинь Шихуанди. Современные методы сканирования подтвердили, что гробница не разграблена, и по ней действительно протекают реки, наполненные ртутью, как писали древние историки – следовательно, могут быть верны и сведения о несметных богатствах, снесенных в гробницу. Однако китайские археологи не спешат вскрывать усыпальницу первого императора, считая, что технологии пока не соответствуют поставленным задачам.

Китайская живопись тесно связанна с каллиграфией. Художники использовали кисть и тушь, чтобы увековечить на шелке или бумаге мгновения жизни, красоту природы, величие и хрупкость человеческого существования. Китайский живописный стиль уделял много внимание простоте и энергии линий, минималистической выразительности. Нередко избранный сюжет сопровождался поэтическим комментарием. Излюбленной тематикой художников были птицы, цветы, насекомые, либо мифологические сцены с драконами и чудесными метаморфозами.

Китайская музыка была неотъемлемой частью придворных и храмовых церемоний, считалась важным средством морального воспитания. В стране существовали специальные музыкальные школы, где обучались игре на инструментах, вокалу и музыкальной теории. Самые известные инструменты китайской музыки – это струнные гучжэн и цинь, духовые сяо (флейта) и шэн (орган), ударные колокола, гонги и барабаны. В зависимости от жанра и предназначения, использовалось сочетание различных инструментов, что создавало уникальные звучания и неповторимые интонации.

Пройти тест по теме

Источник обложки: Папик.ПРО