Битва за Москву – подвиг всего народа
О сибиряках и дальневосточниках дивизии Виктора Ивановича Полосухина, остановивших врага под Москвой
О вкладе сибиряков в ход Битвы за Москву сказано немало, однако мы все еще имеем весьма общее представление об их вкладе. Целесообразно обратиться к историческим источникам для более детальной картины, где именно дивизии, формировавшиеся в Сибирском военном округе, участвовали, какие населенные пункты защищали, а затем и освобождали. В канун 80-летия контрнаступления советских войск под Москвой рассмотрим некоторые материалы по участию сибирских дивизий.
Пожалуй, одним из наиболее знаменитых сибиряков, оказавших деятельное сопротивление на оборонительном этапе Битвы за Москвы, является Виктор Иванович Полосухин – военачальник, командир 32-й стрелковой дивизии в годы Великой Отечественной войны. К моменту начала Великой Отечественной войны 32-я Краснознамённая стрелковая дивизия дислоцировалась на Дальнем Востоке, у станции Раздольное Приморского края. Дальневосточники, возглавляемые сибиряком из Кузнецка, в октябре 1941 года были переброшены с Ленинградского фронта на помощь защитникам Москвы.
К 12 октября произошли первые столкновения с врагом, а 16 октября дивизии пришлось живым щитом встать на пути подразделений группы армий «Центр» на можайском направлении. Самой важной битвой для бойцов под командованием Полосухина стало сражение у Бородинского поля, где вновь закипел бой с захватчиком. Военнослужащие предложили поднять знамена полков 1812 года, хранившиеся в музее. В. И. Полосухин и руководство музея единогласно приняли предложение, и знамена времен Кутузова были распределены между полками дивизии. 322-й стрелковый, 133-й артиллерийский полки и другие подразделения приняли бой против 40-го моторизированного танкового корпуса. Бои продолжались 6 дней. Именно здесь противник терял последние резервы для наступления на Москву, но это было только началом разгрома.
К концу октября дивизия Полосухина была переброшена на левый фланг 5-й армии. Здесь части заняли оборону к востоку от Нарских прудов и к югу от реки Нара в соседстве с 33-й армией. В течение месяца дивизия пресекала все попытки противника нащупать слабые места и прорвать оборону, выйдя во фланг армии.
В самый сложный момент дивизия стала волнорезом последнего шквала плана «Тайфун». 1 декабря 1941 года мотопехота и танковая группа противника сумели прорвать фланг 33-й армии. Немецкие силы двинулись по направлению к деревне Акулово (между Кубинкой и Наро-Фоминском). В условиях открытого фланга и с противником в тылу сибиряки не дрогнули и в течение двух дней пресекали все попытки прорваться к Кубинке. Особый вклад внесла 26-я отдельная рота фугасных огнеметов, приданная дивизии.
Маршал Г. К. Жуков вспоминал: «1 декабря гитлеровские войска неожиданно для нас прорвались в центре фронта, на стыке 5-й и 33-й армий, и двинулись по шоссе на Кубинку. Однако у деревни Акулово им преградила путь 32-я стрелковая дивизия, которая артиллерийским огнем уничтожила часть танков противника. Немало танков подорвалось и на минных полях».
1 декабря в районе Дютьково силы противника начали атаку на 113-й стрелковый полк. В этот момент произошло то, чего противник никак не мог ожидать. Целая линия заранее подготовленных фугасных огнеметов ФОГ превратила заснеженное поле боя в огненный ад. Лишь немногие из атакующих смогли добраться до водоема и прыгнули в студеную воду, пробив лед горящими руками. Огнеметчики 1-го взвода 26-й отдельной роты фугасных огнеметов действовали во главе с командиром взвода лейтенантом М. С. Собецким. Остатки сил противника катались по снегу, пытались сбить огонь. Атака была отбита. Верховный главнокомандующий лично приказал наградить огнеметчиков.
Прорыв был направлен на Юшково – крайнюю точку в наступлении на Наро-Фоминском направлении, которой смогли достичь немецкие войска. Пытаясь развить наступление, противник пробовал ввести через тонкую линию прорыва танковые части. Обширные минные поля заставили бронетехнику сгрудиться на дороге. Этим воспользовались сибиряки Полосухина. По скоплению целей работала артиллерия (154-й гаубичный артиллерийский полк). Штурмовая авиация наносила точечные удары. Инженерные части, подобравшись вплотную, начали методично забрасывать бутылками с зажигательной смесью оставшуюся технику. Прорыв был остановлен, противник начал отходить.
Участвуя в контрнаступлении советских войск под Москвой, 32-я дивизия Виктора Ивановича Полосухина освободила 200 населенных пунктов, пройдя более 100 километров. Дивизия стала именоваться 29-й гвардейской за подвиги личного состава в Московской битве согласно приказу наркома обороны СССР от 24 мая 1942 года. Геройский командир не дожил до этого дня. В ходе разведки перед атакой в одном из населенных пунктов под Можайском на пути контрнаступления полковник Виктор Иванович Полосухин был смертельно ранен.
Годы понемногу стирают память об этих удивительно смелых людях, однако неравнодушные местные жители, земляки героев, содружество офицеров продолжают работу по сохранению памяти о подвиге защитников Москвы – сибиряков и дальневосточников, казахов и узбеков – всего народа страны, в едином порыве поднявшегося на встречу врагу. Пожалуй, это ярчайший пример в истории, когда общие усилия всех защитников столицы принесли русскому оружию победу, вермахт стушевался, «Тайфун» был обращен вспять. Вечная память героям!