Битва трех императоров: как Наполеон I разгромил Александра I и Франца II
2 декабря 1805 года состоялось сражение при Аустерлице, ставшее одним из самых громких триумфов императора Франции
В отечественную военную историю битва при Аустерлице вошла как первое за столетие генеральное сражение, проигранное русскими войсками. В мировой истории эта «битва трех императоров», как ее назвали из-за личного участия в ней Наполеона I, Александра I и Франца II, считается последней точкой в судьбе Третьей антифранцузской коалиции. А история мировых войн числит победу в Аустерлицком сражении одной из самых блестящих среди всех, одержанных Наполеоном Бонапартом. Действительно, невзирая на то, что его силы уступали силам русско-австрийских войск, император Франции сумел нанести такой удар по противнику, что вынудил Австрию выйти из Третьей коалиции и заключить унизительный для нее Пресбургский мирный договор, а Россию — отказаться от продолжения военных действий.
Поражение как залог победы
Сражение под Аустерлицем стало прямым следствием разгрома французского флота в Трафальгарском сражении. Потерявший возможность перебросить свою Большую армию на Британские острова, Наполеон развернул ее на восток, где к тому времени уже сформировался и начал боевые действия союз, в котором главные роли играли Великобритания, Австрия и Россия. Точнее сказать, самую главную роль в этом союзе играла Британия, которая делала отчаянные усилия, чтобы вынудить ставшую империей Францию отказаться от десанта и переноса боевых действий на землю метрополии. Именно из этих соображений британский премьер-министр Уильям Питт сделал все для заключения 11 апреля 1805 года Петербургского союзного договора, который обязывал Англию выделить 2,25 млн фунтов стерлингов и продолжать войну с Францией на море, а Россию — выставить 180 тысяч своих солдат для войны с Наполеоном на суше. Только такой расклад мог заставить французского императора перенести фокус своего внимания с британских земель на австрийские. И это случилось. Потеря флота прикрытия под командованием Пьера-Шарля де Вильнева в Трафальгарском сражении 21 октября 1805 года поставила крест на наполеоновских планах вторжения в Англию — и стала залогом победы под Аустерлицем.
«Схватка русской и французской гвардии в сражении под Аустерлицем». Картина художника Джузеппе Рава, 2001 год
Источник: g-rava.it
К этому времени австрийская армия, вошедшая в Третью коалицию, на свой страх и риск, не дожидаясь русских войск, начала военные действия на суше — и быстро начала нести крупные потери. Спешным маршем переброшенная на восток из Булонского лагеря французская армия нанесла австрийцам серьезное поражение в середине октября в битве под Ульмом. Причем Наполеон сделал это, располагая вдвое меньшими силами, чем армия австрийского фельдмаршал-лейтенанта Карла Мака — 72 тысячи солдат против 150 тысяч, продемонстрировав, что даже такое неравенство не может служить поводом для поражения. Потеря основной части армии Австрии вынудила русские войска сражаться против французов практически в одиночку, но навязать им такое же сражение, как австрийцам, и разбить в одной схватке французскому императору не удалось. Генерал от инфантерии Михаил Кутузов, умело маневрируя имевшейся в его распоряжении 50-тысячной армией, сумел вывести ее из-под удара и благополучно отступил под город Ольмюц, где и остановился в ожидании подхода подкреплений из России и союзников-австрийцев.
Под командованием императоров
К этому времени Наполеон уже взял Вену и держал под контролем значительную часть Австрии, и ситуация складывалась так, что без генерального сражения обойтись не могла ни та, ни другая сторона. Французы, хотя они и пользовались захваченными ими австрийскими воинскими магазинами, испытывали заметную нехватку припасов, и затягивать кампанию было не в их интересах. К тому же Наполеону было хорошо известно о том, что пока попытки Англии, России и Австрии убедить Пруссию выступить на их стороне остаются безрезультатными, но шансы на ее вступление в войну возрастают, а это серьезно угрожало его тылам. В свою очередь, Австрия не намеревалась терпеть оккупацию своей территории и стремилась нанести французам критический удар, заодно рассчитавшись за проигрыш под Ульмом. А российский император Александр I весьма внимательно прислушивался в тот момент к аргументам австрийского императора Франца II и тоже был намерен завершить войну одной блестящей победой, которая, скорее всего, окончательно склонила бы пруссаков к открытию боевых действий.
«Наполеон при Аустерлице». Картина Франсуа Жерара, 1810 год
Источник: commons.wikimedia.org
Поэтому все аргументы генерала Михаила Кутузова, предлагавшего не спешить с генеральным сражением, дождаться подкреплений из России и подхода австрийцев из Северной Италии (а также, возможно, вступления Пруссии в войну на стороне Третьей коалиции), были отметены австрийским и русским императорами, прибывшими к своим войскам под Ольмюц еще 19 ноября. Вручив формальное руководство объединенной армией Кутузову, оба императора фактически отстранили его от реального командования, принимая решения по собственному усмотрению. Именно так и был в конечном итоге утвержден план сражения под Аустерлицем, предложенный австрийским генерал-квартирмейстером Францем фон Веройтером. Его идея заключалась в нанесении основного удара по правому флангу французских войск и их глубокому охвату, после которого, как считал австриец, французы вынуждены будут или отступить, или капитулировать. Серьезного противодействия от Наполеона фон Веройтер не ожидал, разделяя общее мнение (которое всеми силами поддерживал и сам император Франции) о слабости противостоящих союзникам французских войск и их нежелании вступать в генеральное сражение.
Обмануть — значит победить
Можно сказать, что победа Наполеона под Аустерлицем была одним из первых примеров очень удачного применения дезинформации противника. Сумев сохранить часть своих войск вне внимания союзников и всеми силами демонстрируя собственную слабость и нерешительность, император Франции добился того, чтобы императоры Австрии и России решились атаковать. Позиция обороняющегося сводила на нет и без того небольшую разницу противников в живой силе (около 75 тысяч человек у Наполеона и порядка 86 тысяч у Франца II и Александра I) и артиллерии, в которой союзники имели перевес примерно в сто стволов. К тому же вскоре после начала движения колонн, на которые русско-австрийская армия была разбита по плану фон Веройтера, стало понятно, куда будет нацелен основной удар и насколько при этом оголится центр позиции союзников. Этим и воспользовался французский император, сумевший заставить наступающего противника завязнуть в ожесточенных схватках с обороняющимися французскими войсками на правом фланге. Пока русско-австрийские колонны под командованием генерала от инфантерии Федора Буксгевдена продолжали атаковать французов по первоначальному плану, наполеоновские войска одним ударом сбросили противника с господствующих Пратценских высот — и рассекли русско-австрийскую армию, лишив ее управления.
«Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году». Картина художника Богдана Виллевальде, 1884 год
Источник: guns.allzip.org
С этого момента судьба битвы была предрешена. Войска под командованием Буксгевдена оказались в ловушке и вынуждены были отступать через покрытые слабым льдом Сачанские пруды под ожесточенным огнем французской артиллерии. Русский гвардейский корпус, стоявший в резерве у Пратценских высот, к тому времени был практически уничтожен в попытках не позволить противнику занять господствующее положение. Дольше и лучше всех держались войска под командованием Петра Багратиона, занимавшие правый фланг союзной армии, но и они в итоге вынуждены были отступить, но сделали это в строю и без паники.
Когда плачут императоры
Общие потери войск Третьей коалиции были существенными: убиты и ранены были свыше 15 тысяч человек и более 12 тысяч попали в плен. При этом самые тяжелые потери — около 21 тысячи человек от общего числа — пришлись на долю русских войск, которые сражались наиболее отчаянно и упорно. Французская армия потеряла порядка 12 тысяч солдат и офицеров убитыми и ранеными, что тоже было для нее весьма ощутимо, но на фоне блестящей победы воспринималось как приемлемая плата за нее. И хотя Аустерлицкое сражение не привело к полному разгрому армии Третьей коалиции, значительные потери и тот факт, что Наполеону удалось одержать победу при недостатке сил, произвели угнетающее впечатление на императоров Франца II и Александра I. Они еще днем, до окончания битвы, уехали из военного лагеря в более чем расстроенных чувствах: так, Александр I, по свидетельству лейб-гусара из его конвоя, в какой-то момент просто остановил коня, сел под дерево и заплакал.
«Возвращение русских кавалергардов после атаки на французов под Аустерлицем 2 декабря 1805 года». Картина художника Николая Самокиша, 1885 год
Источник: guns.allzip.org
В тот же день австрийский император заявил российскому, что не видит возможности продолжать войну с Наполеоном и выходит из коалиции. Это означало ее развал: Россия не могла противостоять Франции в одиночку, пусть даже и с учетом того, что деньги на формирование и содержание армии давала Великобритания. Лишь год спустя, в сентябре 1806 года была создана новая, Четвертая коалиция, в которую на сей раз одной их первых вошла Пруссия. Но и она не добилась успеха, и лишь катастрофа армии Наполеона во время Отечественной войны 1812 года позволила «старым» державам одержать верх над «новой» Францией, на три с лишним десятилетия вернув в Европу тот миропорядок, который они считали справедливым и правильным.
Обложка: «Штаб русско-австрийской армии во время сражения под Аустерлицем». Картина художника Джузеппе Рава, 2003 год. Источник: g-rava.it
Смотрите также:
Как Александр I создал первый Евросоюз
Изворотливый фельдмаршал: 10 фактов о Михаиле Кутузове
Битва народов: величайшая схватка Европы
Новое
Видео
Холодная война: Венгерское восстание 1956.
Холодная война: Венгерское восстание 1956.
16 февраля 1916 год Взятие крепости Эрзеру́м
16 февраля 1916 года на закавказском фронте Первой мировой войска генерала Юденича взяли турецкую крепость Эрзерум. Турецкий гарнизон отступил, потеряв до 70% личного состава
Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе
Лекция посвящена истории расцвета и постепенного упадка древнерусского государства. Лекция охватывает события с момента гибели князя Святослава в 972 г. до распада древнерусского государства после смерти великого князя Мстислава Владимировича в 1132 г. Внутри этого времени выделены следующие этапы развития государства Русь: междоусобие Святославичей, "героический век" - княжение Владимира I (980-1015), междоусобие Владимировичей (1015-1019), расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром (1019-1054), постепенный упадок центральной власти при сыновьях и внуке Святополке II Ярослава Мудрого Х в., последнее временное усиление авторитета великокняжеской власти в княжение в Киеве Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава Великого (1125-1132). В лекции разобраны вопросы о формировании территории государства Русь, развитии русского колонизационного процесса, становлении древнерусской народности, тенденции в развитии центрального и местного государственного управления Руси в конце Х - начале XII вв. Становление и развитие письменного права ("Русская Правда"). Основные направления и события внешней политики и международного положения Руси. Поднят вопрос о причинах и значении крещения Руси и развитии новой христианской культуры древнерусского народа. Рассмотрены причины упадка центральной власти во второй половине XI в., в частности роль в данном вопросе затухания международной торговли по пути "Из варяг в греки". Анализируются отношения Руси с Великой Степью. Даны характеристики ряда древнерусских князей, в особенности - Владимира I, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха.