Андрей Смоляков: Чем лучше сыграешь зло фашизма, тем правильнее
Известный актер в интервью «Истории.РФ» – о своей работе в «Сталинграде» и отношении к немецким коллегам-артистам.
Ежегодно в ноябре многие россияне с особым трепетом говорят и вспоминают о Сталинграде. Знаменитая битва за город продолжалась невероятно долго: с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года. После ряда кровопролитных сражений с немцами, которые происходили и на земле, и в воздухе, 19 ноября 1942 года Красная Армия наконец перешла в контрнаступление – началась знаменитая операция «Уран». А через несколько дней, 23 ноября, близ города Калач-на-Дону наши войска сомкнули кольцо окружения вокруг 6-й армии фельдмаршала Паулюса.
Героические действия советских войск в ходе сталинградской баталии, конечно, не остались незамеченными в искусстве, в том числе в кинематографе.
В 2013 году на экраны вышел фильм «Сталинград» режиссера Федора Бондарчука, в основу которого легла история героической обороны Дома Павлова. Это кино без преувеличения можно назвать уникальным. Во-первых, фильм «Сталинград» стал первой российской кинокартиной, снятой в формате IMAX 3D. Во-вторых, в год проката он стал самым кассовым российским фильмом в новейшей истории: сборы составили 51,7 миллиона долларов!
О причинах успеха этой картины и о том, почему даже фашиста важно сыграть правильно, мы поговорили с известным актером театра и кино, народным артистом России Андреем Смоляковым, исполнившим в фильме роль сержанта-артиллериста Полякова.
Правильно, что фильм сняли в формате IMAX
– У вас гораздо более весомый багаж, чем у других актеров этого фильма – вы уже снимались в картине под названием «Сталинград» режиссера Юрия Озерова. Скажите, какие впечатления у вас остались после того и другого фильма?
– И там и там была очень серьезная работа и серьезный подход. Что касается первой картины, которую снимал Озеров, то там для меня были какие-то моменты откровений, которых я в ту пору не знал; даже по части того персонажа, которого я играл, – Леонида Хрущева, сына Никиты Сергеевича Хрущева. Пришлось столкнуться с такими случаями, которые в нашей истории замалчивались (в фильме показывается, как сын Хрущева случайно убивает сослуживца из трофейного пистолета, после чего его отправляют под трибунал; документально эта версия никак не подтверждается. – Прим. ред.). Это было и интересно, и неожиданно для меня.
– По сравнению с фильмом Озерова кино Бондарчука – это настоящий блокбастер с обилием спецэффектов и компьютерной графики. Как вы отнеслись к такому видению этой истории?
– Что касается работы Федора Сергеевича, то это уже был современный подход к кинематографу, и это тоже было интересно. Мне кажется, есть огромная правильность в том, что фильм был снят именно в формате IMAX. Я думаю, что еще и этим Бондарчук дополнительно привлек энное количество молодых людей в кинотеатры, чтобы они посмотрели кино про войну. А таких фильмов у нас снимается много, особенно к празднику 9 мая они появляются в изобилии.
– Да, и при этом «Сталинград» Бондарчука обогнал все остальные новинки, став самым кассовым российским фильмом в новейшей истории. Видимо, неспроста?
– Это качественная картина, и вклад (зрителей. – Прим. ред.) в этот фильм был соразмерен задачам, которые поставили перед собой создатели картины. Это современное кино, снятое современными средствами, о той ситуации, которая была вокруг Сталинграда.
– В вашей семье наверняка сохранились воспоминания о Великой Отечественной. Кто-то из родных рассказывал вам о том времени?
– Да, у меня был дед Ваня – муж бабушкиной сестры, который как раз прошел Сталинград. Он очень не любил про это рассказывать, но, во всяком случае, что такое заградотряд, я узнал от него.
Мы, актеры – пацифисты
– Вместе с вами на площадке было много молодых актеров…
– А я прямо такой весь из себя старый! (смеется)
– Я, конечно, не это имела в виду, не обижайтесь. Хотела сказать о том, что вы пришли на съемки этой картины с уже весомым актерским опытом, и у вас за плечами были съемки в «Сталинграде» Озерова. А для многих ваших коллег работа в фильме Бондарчука, наверно, стала откровением, как когда-то для вас?
– Ребята вокруг были талантливые, и они все молодцы. Там просто была очень серьезная, скрупулезная работа, и надо отдать должное Федору. Ведь он тоже не такой режиссер, который снимает абы как: текст выучили – и понеслась. Нет, это были очень хорошие, серьезные репетиции, много разговоров на тему каждой сцены непосредственно до съемок. И я не видел в ребятах незнания чего-то. К тому же, я думаю, что в наш век Интернета каких-то секретов и тайн гораздо меньше.
– Наряду с темой подвига и героизма советских бойцов одно из центральных мест в фильме занимает тема любви. Кроме того, фильм несколько меняет отношение к немецким солдатам. Значит ли это, что «Сталинград» призван воспитать в зрителях какую-то человечность, сочувствие?
– Искусство вообще должно воспитывать в людях человечность, духовно выращивать человека.
– Роли солдат вермахта как в фильме Озерова, так и у Бондарчука исполнили немецкие актеры. Как вы думаете, каково им было играть фашистов?
– Вы знаете, у нас такая замечательная профессия, что мы (я, во всяком случае, строю такую иллюзию), как правило, пацифисты. Поэтому если было некое зло, то оно и было, и зачем закрывать на это глаза? Среди русских тоже были предатели. Я вот, например, в фильме «Я – учитель» играл власовца (власовцы – члены Русской освободительной армии, воевавшие на стороне фашистской Германии против СССР. – Прим. ред.). Это было в истории, и это надо играть, надо показывать, чтобы об этом знали. И чем лучше ты это сыграешь, тем это и правильней.
В Музее военной формы одежды Российского военно-исторического общества проходит уникальная мультимедийная выставка #МЫСТАЛИНГРАД, приуроченная к 75-летию разгрома немецко-фашистских захватчиков в Сталинградской битве. Приглашаем!
Новое
Видео
Восточно-Прусская наступательная операция. 13 января – 25 апреля 1945 года
Цель Восточно-Прусской наступательной операции состояла в разгроме группировки противника в Восточной Пруссии и северной части Польши. Немецкое командование стремилось любой ценой удержать Восточную Пруссию. В ходе операции Красная Армия прорвала немецкую оборону и вышла к Балтийскому морю, разгромив основные силы фашистской Германии. После овладения Восточной Пруссией были полностью нарушены морские коммуникации противника и резко затруднено снабжение курляндской группировки, блокированной в советской Прибалтике. В ознаменование одержанной победы Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За взятие Кенигсберга».
Восточный фронт. Великое отступление (видеоблог Петра Романова)
Восточный фронт. Великое отступление (видеоблог Петра Романова)
Крымская наступательная операция Красной Армии в 1944 году: начало «стратегии сокрушения»
Крымская наступательная операция Красной Армии в 1944 году: начало «стратегии сокрушения»