Александр Михайлович Романов: две стихии Великого князя

В 1910 году в Севастополе открылась первая в России авиационная школа. Шефство над ней взял дядя Николая II – Александр Михайлович Романов. За свою жизнь Великий князь успел проявить себя на многих поприщах: он служил во флоте, выступал активным сторонником военных реформ, а после Октябрьской революции смог покинуть страну и оставил мемуары о том, как жила царская семья до краха империи.
Морской флот: история приключений и разочарований
Сразу после рождения Сандро (так его называли домашние) был номинально назначен шефом 73-го пехотного Крымского полка. С детства он, как и его братья, готовился к военной службе. Александра Михайловича манила морская стихия. Впервые о поступлении на флот он подумал в 1878 году, когда его наставником стал лейтенант Николай Зеленой. Преподаватель из него, по словам Великого князя, был никудышный, зато рассказчик отменный. Рассказы Зеленого о жизни русских моряков запали юноше в душу. «Получалось впечатление, что флот переходил от одного приключения к другому, и полная неожиданностей жизнь выпадала на долю каждого, кто ступал на борт военного корабля», – вспоминал Александр Михайлович.
В девятнадцать лет Сандро отправился в свою первую кругосветку на корвете «Рында», а позднее уже самостоятельно на яхте «Тамара» добрался до берегов Индии. В 1893 году Сандро побывал еще в одном кругосветном путешествии на фрегате «Дмитрий Донской». Команда прибыла в Соединенные Штаты на празднование 400-летия открытия Америки. Оценив обстановку, Александр Михайлович набросал для императора записку, в которой изложил свое мнение относительно внешней политики России и ее участия в грядущих войнах. Великий князь был дружен с царем: несмотря на формальное родство дяди и племянника, они общались на равных из-за небольшой разницы в возрасте – Сандро был всего на два года старше Ники, как называли того в семье.
В записке императору Александр Михайлович предсказал русско-японскую войну и предложил заранее приступить к активной подготовке, в частности, к строительству кораблей. Увы, даже несмотря на высокий статус Великого князя, его предложения не были восприняты с должной серьезностью. В 1901 году Александр Михайлович работал над установкой орудий на броненосце «Ростислав», а спустя три года стал вице-председателем комитета по усилению флота на добровольные пожертвования. Благодаря его настойчивым требованиям, в короткие сроки было построено восемнадцать минных крейсеров и миноносцев. Когда русско-японская война завершилась досадным поражением Российской империи, Александр Михайлович вновь напомнил о своей программе преобразований. На всех совещаниях он постоянно просил увеличить расходы на военно-морской флот и приступить к сооружению линкоров новых типов. Но и на этот раз не нашел должной поддержки. Из-за своего упорства, граничащего с упрямством, Великий князь нажил себе немало врагов. Даже после того, как он расстался с военным флотом и занялся развитием торгового, недоброжелатели сделали все, чтобы и этот пост Александр Михайлович покинул. Тем не менее любовь к морю он сохранил на всю жизнь: увлекался яхтенным спортом и был патроном Петербургского парусного клуба.
Энтузиаст и покровитель авиаторов
Будучи человеком азартным и увлекающимся, от морского флота Великий князь обратился к авиации. Узнав, что французский конструктор Луи Блерио совершил перелет через Ла-Манш, он с головой окунулся в тему воздухоплавания. Стараниями Александра Михайловича в 1910 году в Севастополе открылась авиационная школа. Место выбрали неслучайно: не так далеко находилось имение Сандро «Ай-Тодор». В годы Первой мировой войны Великий князь командовал авиацией Южного фронта, а после Октябрьской революции был уволен со службы и вернулся в Крым.
Выпускники авиационной школы оказались по разные стороны баррикад и теперь бились друг с другом на фронтах Гражданской войны. Матрос Филипп Задорожный, некогда служивший в авиашколе, стал комиссаром революционного Севастопольского комитета. От беды Великого князя уберег лишь непререкаемый авторитет в среде военных летчиков. В 1917 году его арестовали и держали в имении Дюльбер, а охраной командовал вышеупомянутый Задорожный. Тот наотрез отказался расстреливать бывшего шефа и позволил ему уехать. В 1918 году на британском корабле Александр Михайлович с семьей покинул Россию навсегда.
В эмиграции Александр Михайлович поселился в доме своего родственника – Великого князя Кирилла Владимировича. Вопреки легендам о том, что заграницей Сандро бедствовал и чуть ли не работал водителем такси, в действительности он не слишком изменил своим привычкам. Отдыхал на Лазурном Берегу, играл в бридж, обедал в дорогих заведениях, взялся за написание мемуаров. Впрочем, рады ему были не везде: представители британской монархии выделили супруге Великого князя Ксении Александровне большой коттедж неподалеку от Виндзорского замка, а вот Александра Михайловича даже не пригласили. Эмоциональный и скорый на принятие резких решений Сандро уже в эмиграции пытался развестись с супругой, встретив новую любовь, но впоследствии отказался от смелого решения. Большинство Романовых, живущих ныне, являются потомками Александра Михайловича и Ксении Александровны. Понимая иллюзорность своих надежд, Великий князь все же мечтал вернуться однажды на родину и говорил: «Если мы вернемся в Россию, то и там будем работать не покладая рук; нам самим придется строить свое благополучие, помощи ждать будет не от кого. Раз и навсегда мы должны понять, что новой России мы ничего не можем дать, кроме любви».
Новое
Видео
Крылатые машины Туполева (Лекция Владимира Ригманта)
Крылатые машины Туполева (Лекция Владимира Ригманта)
Тарковский за 22 минуты.
Тарковский за 22 минуты.
Освобождение Красной Армией Европы в 1944-1945 годах: актуальные вопросы
Освобождение Красной Армией Европы в 1944-1945 годах: актуальные вопросы