90 лет уникальному советскому проекту. Еврейская автономная область
Один из самых малоизвестных регионов Российской Федерации — Еврейская автономная область — располагается на Дальнем Востоке, в землях Среднего Приамурья. Меж тем, этот субъект федерации тоже обладает своей богатой и интересной историей, о которой стоит рассказать подробнее.
На чтение: 4 минуты
На востоке России — великой страны —
Мы построили область, которой верны.
У Биры и Биджана в таежном краю
Мы нашли наше счастье и долю свою.
Еврейская автономная —
Наш надежный, приветливый дом.
Ты судьба моя, ты земля моя.
Здесь единой семьей мы живем.
Где стоят часовыми Хинган и Даур
И до самого устья Тунгуски — реки
Величаво несет свои воды Амур
Под еврейский напев и под русский мотив.
(Гимн Еврейской автономной области)
Древние времена
Земля, на которой располагается Еврейская автономная область, была заселена ещё в 4-м тысячелетии до нашей эры. Археологи обнаруживали в различных районах региона предметы быта, инструменты, орудия каменного и железного века. Исследования показывают, что здесь жили достаточно высокоорганизованные по меркам того времени племена и племенные союзы. Поколениями люди здесь занимались земледелием, разводили скот и собак, охотились, ловили рыбу, собирали таёжные дары. Коренные обитатели этих земель имели перспективы обрести собственную государственность, но, как и многих других, их смела набирающая силу Монгольская империя Чингисхана. Надолго опустели огромные пространства Приамурья, а потомки тех, кто когда-то населял их, рассеялся по Дальнему Востоку. Мы знаем их под названием дауров и дючеров. Многие из них смешались с китайцами и русскими, и практически к нашим дням утратили национальную идентичность, хотя общины кое-где ещё сохраняются.
Кроме дауров и дючеров, к коренному населению области относятся гольды, или, как их сейчас более принято называть, нанайцы. В отличие от своих соседей, они предпочитали летом заниматься рыбным промыслом, а зимой кочевали по тайге, охотясь на многочисленную здешнюю живность. Кроме того, здесь жили и бирары — одно из племён эвенков, также кочевого народа, вдобавок ещё и очень воинственного, доставлявшего много беспокойства другим племенам.
Так век шёл за веком, и к XVII веку уклад жизни здешних жителей мало чем отличался от тех времён, когда здесь хозяйничали монголы. Сложиться здесь полноценному государству было решительно невозможно. Различные племена конфликтовали друг с другом, объединяясь в случае необходимости лишь на короткое время. Поэтому приход со стороны третьей силы был закономерен.
Присоединение Приамурья
Вторая половина XVI века — начало движения России на восток, в Зауралье. Огромные неизведанные пространства, никому толком не принадлежавшие, манили многих первопроходцев, отчаянных людей авантюрного склада. Движение продолжилось в XVII веке — русские отряды преодолели Обь, Енисей, Лену и, наконец, достигли Амура и Тихого океана. Всего за 70 лет наши соотечественники исследовали огромные пространства. Впервые о землях Приамурья они получили сведения от тунгусов, встреченных по пути на восток. Якутский воевода Пётр Головин отправил туда экспедицию Ивана Москвитина, который вернулся со сведениями о плодородной земле в долине Амура. Вдохновлённый этими известиями, Головин отправил в Сибирский приказ предложение занять приамурские земли. Первым территорию нынешней Еврейской автономной области пересёк отряд Василия Пояркова следовавший к устью Сунгари.
Далеко не все коренные племена встретили русских первопроходцев доброжелательно. Тот же Поярков вступил в конфликт с местными, и целую зиму просидел в осаде в своём острожке. Последовавшему за ним Ерофею Хабарову пришлось ещё тяжелее — некоторые селения пришлось предавать огню и мечу. Но добиться главного ему удалось — после стычек все местные признали над собой власть России и стали платить ясак. Прекратились вековые межплеменные свары, коренное население получило возможность перейти на новую ступень социального и экономического развития.
В 1656 году на землях нынешней Еврейской автономной области сменившим Хабарова Онуфрием Степановым был заложен Косогорский острог — первый русский населённый пункт в этих местах. Постепенно стали появляться русские поселенцы. Плодородные здешние земли, которые толком не были освоены, давали замечательный урожай, и Приамурье стало главной хлебной житницей всей Восточной Сибири.
Но активность русских на Амуре беспокоила китайцев, и в середине XVII века маньчжуры пошли войной. Несмотря на героическое сопротивление, справиться с превосходящими силами врага не удалось, и Россия вынуждена была пойти на территориальные уступки, подписав Нерчинский договор. Приамурье попало под контроль Цинской династии, которая толком эти земли освоить оказалась не способна. Зато коренному населению пришлось несладко — маньчжуры насильно переселили их в свои земли, а взамен спустили туда с гор тунгусов. В итоге Приамурье надолго оказалось пустынным. Большая часть территории современной Еврейской автономной области вообще не была никем заселена — люди не хотели селиться в этих сложных местах, где труднодоступная гористая местность перемежалась заболоченными на многие вёрсты равнинами, непроходимой тайгой, наполненной опасными хищниками, ядовитыми змеями, тучами кровососущих насекомых, а также шайками разбойников. И долгое время сюда проникали только одиночки или небольшие группы, охотившиеся за россыпями золота.
Россия вовсе не отказалась от планов присоединить к себе Приамурье. Но сделать это оказалось возможным только к середине XIX века. К тому времени дряхлый феодальный Китай уже не мог контролировать эти земли, и они легко могли быть захвачены крупными геополитическими игроками — США, Великобританией, Францией. Последние пока ещё были заняты покорением Юго-Восточной Азии, но рано или поздно обязательно обратили бы внимание на столь лакомый кусок. В 1850-е годы русские вернулись на Амур, что было закреплено подписанием Айгунского договора. А дата его подписания — 28 мая 1858 года — входит в число памятных дат Еврейской автономной области — с тех пор и навсегда эти земли являются частью нашей страны.
В составе России
Земли будущей Еврейской автономной области входили в состав Амурской области. В пореформенные времена здесь были расселены казаки из Амурского казачьего войска. Так на территории будущей автономии появились поселения, сохранившиеся до сих пор — Венелево, Воскресеновка, Верхне-Спасское, Головино, Дежнёво, Доброе, Екатерино-Никольское, Забеловское, Квашнино, Кукелево, Луговое, Михайло-Семёновское, Нижне-Спасское, Нагибово, Пузино, Петровское и другие. Следом за казаками сюда из европейской части России, перенаселённой и малоземельной, стали приезжать крестьяне. Тогда же земли будущей автономии были основательно изучены петербургским учёным Густавом Ивановичем Радде, который за свои труды по их флоре, фауне и географии был удостоен Демидовской премии и Золотой медали Русского географического общества. Радде является своего рода знаковой фигурой для области, и не случайно его имя носит одна из старейших казачьих станиц, в которой находится дом-музей знаменитого учёного. Кстати, именно в станице Радде была открыта казачья школа, ставшая первым учебным заведением на этих землях.
Однако заселение этих мест всё равно шло довольно медленно — ехать сюда добровольно решались немногие. Природа к своим первопроходцам была сурова, а в условиях примитивного крестьянского хозяйства прокормиться тут было довольно сложно. Страдало население и от постоянных набегов хунхузов — китайских бандитов, десятилетиями отравлявшими жизнь южных дальневосточных рубежей России. К сожалению, власть всегда была занята другими вопросами, чтобы доходили руки до Дальнего Востока. И богатейшие земли ещё долго стояли неосвоенными.
С 1870-х годов сюда стали переселяться корейцы, страдавшие от японского колониального гнёта. Возникли целые поселения, находившиеся на территории современных Смидовичского и Октябрьского районов Еврейской автономной области. Корейцы обладали высокой культурой земледелия и опытом жизни и труда в сходных условиях, они первыми стали выращивать тут рис, в том числе и на территории возникшего позднее Биробиджана. Вероятно, именно корейские поселения были самыми успешными в этих землях.
Экономический «бум» конца XIX века не мог обойти стороной и эти задворки Российской империи. Движение товаров немыслимо без развитой дорожной сети, а Дальнему Востоку было что предложить на российский и международный рынки. Транссибирская магистраль тогда прошла стороной от современной Еврейской автономной области, зато здесь была построена знаменитая «колесуха» - Амурская колёсная дорога, строившаяся с 1898 по 1909 годы. Здесь работали каторжники, вначале только уголовные, но в годы первой революции стали сюда ссылать и политических. В тяжелейших условиях они строили дамбы и мосты, перебрасывали переправы через реки, прокладывали телеграфные линии, рыли дренажи и, конечно, обустраивали само дорожное полотно. Жить приходилось в шалашах и землянках, из технических средств в наличии были только шанцевый инструмент да тачки, оставляло желать лучшего и питание. Но одна «колесуха» не могла удовлетворить потребность в путях сообщения, тем более что трасса проходила к северу от заселённых районов, и население по старинке предпочитало передвигаться по рекам. Лишь перед Первой мировой войной будет построена Амурская железная дорога, последний, восточный участок которой проходил через земли будущей автономии.
В целом хозяйственные успехи этих земель были довольно скромными. В начале ХХ века здесь было около трёх десятков сравнительно крупных поселений. Общая площадь пашни составляла примерно 15 тысяч гектаров, что, конечно, довольно мало для такого перспективного края.
Большой поток переселенцев пришёл в эти места в годы Столыпинской аграрной реформы. Здешние никем не востребованные земли определили под переселенческие участки, получившие общее название Бирско-Биджанского района. Появился целый ряд новых поселений. Правда, и отсев был немалым — всё же подготовка к освоению новых земель велась на местах из рук вон плохо, да вдобавок мешали наводнения и чрезмерные осадки. Немало крестьян, не сумев наладить хозяйствование, уехали несолоно хлебавши.
Строительство Амурской железной дороги несколько оживило активность населения. Возникают новые поселения вдоль железнодорожных станций — Волочаевка, Облучье, Бира, Биракан, Тихонькая. Там же появились и первые промышленные предприятия края — железнодорожные ремонтные мастерские, лесозаводы, угольные шахты. Стали развиваться и кустарные мастерские, появились артели.
Революционные времена и первые годы Советской власти
После отречения Николая II от престола Приамурское генерал-губернаторство было упразднено. Будущая автономия вошла в состав Приамурского края, позднее переименованного в Дальневосточный. Октябрьский переворот и приход к власти большевиков негативно был воспринят казаками — служилым сословием, задававшим тон в Приамурских землях. В итоге в марте 1918 года был создан так называемый Союз казачьих войск во главе с атаманом Григорием Михайловичем Семёновым. В апреле 1918 года на Дальнем Востоке началась интервенция США и Японии, а в мае того же года на Транссибирской магистрали вспыхнул мятеж Чехословацкого корпуса. В итоге к 1919 году на юге современной территории Еврейской автономной области находились семёновцы, на севере — красные партизаны, а район железной дороги контролировался колчаковцами, белочехами и японцами. Территория области не раз становилось местом жестоких сражений. После разгрома адмирала Колчака американцы покинули Дальний Восток, зато японцы усилили свой контингент и стали угрожать Красной Армии. В этих условиях большевики пошли на создание буферной, формально независимой Дальневосточной республики. В неё вошла в том числе и территория будущей Еврейской автономной области.
В мае 1921 года ситуация вновь обострилась. Во Владивостоке произошёл антисоветский переворот, в результате которого к власти в Дальневосточной республике пришли противники большевиков. В ноябре 1921 года правительство братьев Меркуловых объявило о походе на Москву. Был занят Хабаровск, и белая армия добралась до станции Ин (ныне — Смидович Еврейской автономной области). В феврале 1922 года состоялось решающее сражение Гражданской войны на Дальнем Востоке — знаменитый бой у станции Волочаевка (ныне — Смидовичский район Еврейской автономной области). Командующий Народно-революционной армией Василий Константинович Блюхер сумел нанести поражение белоповстанческой армии, которой командовал генерал Викторин Михайлович Молчанов. Потом на месте этого сражения создадут мемориальный комплекс и откроют музей — сегодня он, восстановленный после многих лет запустения, вновь одна из самых популярных исторических достопримечательностей региона.
15 ноября 1922 года Дальневосточная республика была включена в состав РСФСР на правах области. На территории будущей автономии, где тогда насчитывалось 56 населённых пунктов, прошли выборы депутатов сельсоветов, делегатов на партийные съезды. В 1926 году от системы губерний и уездов было решено оказаться, и огромный Дальневосточный край был нарезан на районы и округа. На землях будущей Еврейской автономной области были созданы Михайло-Семёновский, Екатерино-Никольский, Некрасовский и Хингано-Архаринский районы.
В годы Новой экономической политики хозяйственная жизнь этого региона улучшилась. Часть людей, сорванных с места Гражданской войной, вернулась в эти места, продолжали активно селиться здесь из Приморья безземельные корейцы. И тем не менее, по состоянию на 1926 год здесь жило чуть более 32 тысяч человек, то есть менее 1 человека на 1 квадратный километр. Для решения этой проблемы было открыто организованное переселение на Дальний Восток.
Еврейская автономия
Евреи в ту пору были крупнейшим народов мира, не имеющим собственной государственности. В мире предлагались разные проекты по обретению этим народом государства, и Советский Союз, страна с самым большим еврейским населением, тоже вынашивал подобные планы, разумеется, в рамках единой страны. Подталкивало к такому шагу и бедственное положение большей части еврейского населения, жившего в землях бывшей черты оседлости. Нехватка земель в западных регионах могла бы с успехом восполниться огромными неосвоенными территориями на Дальнем Востоке. К тому же Советское руководство опасалось распространения сионизма среди советских евреев, и поэтому жаждало создать, если так можно выразиться, советскую еврейскую культуру, идеологически воспитать. С этой целью создавались еврейские школы, где преподавали на идише, который назывался языком еврейского пролетариата, работали еврейские театры, издавались журналы и газеты. С другой стороны, это означало постепенное уничтожение традиционного уклада еврейской жизни.
Горячим сторонником дать национальную автономию евреям был Михаил Иванович Калинин. Его идея заключалась в том, чтобы превратить значительную часть еврейского населения в оседлое крестьянское население, при том, что земледелие само по себе никогда не было ведущей профессией среди евреев. Ещё в годы Гражданской войны были сделаны первые попытки сделать еврейские автономии, поначалу в тех местах, где они действительно веками проживали — в Литве, Белоруссии, на Украине и в Крыму. В последнем, например, евреи стали первыми, кто создал колхозы — задолго до коллективизации. Общее руководство осуществлял Комитет по земельному устройству трудящихся евреев, или КомЗЕТ при ЦИК СССР. Возглавлял его революционер Пётр Гермогенович Смидович, человек, сделавший немало для выстраивания советской национальной политики на Дальнем Востоке и Севере. Сегодня его имя носит бывший посёлок Ин и соответствующий район Еврейской автономной области.
Но формирование национальных автономий было затруднено в первую очередь из-за противодействия коренного местного населения, вовсе не желавшего выдавливания себя евреями с насиженных мест. Кроме того, евреи не составляли национального большинства ни в одном районе Советского Союза. Поэтому в конце 1920-х годов возник проект переселения советских евреев в слабонаселённые, но перспективные земли. Решилась бы и проблема плохого их хозяйственного освоения. При этом никого бы не пришлось выселять, освобождая место для евреев — там и так, как уже неоднократно упоминалось, население было малым. К тому же местное население по большей части было свободно от предрассудков, и не стало бы противиться соседству с евреями, как это было в Крыму или на Украине.
Переселение евреев планировалось начать с самых обжитых южной и юго-западной частях Бирско-Биджанского района, и далее двигаться в глубь осваиваемой территории. В марте 1928 года было принято Постановление Президиума ЦИК СССР о начале переселения еврейского населения. Насильно никого не гнали, но велась огромная идеологическая и пропагандистская работа, к которой подключили даже международные еврейские организации, обрадовавшиеся тому, что появилась национальная еврейская автономия. Первые поселенцы, десять человек из Смоленска, поехали на новые земли 17 апреля 1928 года. За ними последовали евреи из Белоруссии и Москвы. Но число их было невелико, хотя план заселения Биро-Биджанского района был грандиозен по своему замыслу — планировалось, что к концу первой пятилетки евреев здесь будет уже 60 тысяч, а к концу второй — 150 тысяч.
Один из первых переселенцев Меер Альбертон, оставивший после себя путевые заметки «Биробиджан» вспоминал, какие толки ходили среди местного населения о тех, кто ехал в эти края: «Странные какие переселенцы? Не похожи на других ходоков. Кажется, украинцы. Плохо говорят на русском языке. Но они не настоящие украинцы. Говорят, что они «украинские евреи». Да как много их? Это целое село сразу. О-о! Чего они только не знают, местные жители. Они знают, что странные переселенцы скоро привезут «трахторы». Для них вспахать эту землю будет так же легко, как застрелить утку. Они привезут машины – сажать рис и строить дороги. Их молодежь везёт с собой кино. Кино с огромным полотном, больше, чем стена. А будет оно электрическим, а не с маленькой лампочкой за полотном. Чего еще понавезут они с собой? Да всё привезут.«
Советская власть, замахиваясь на столь грандиозный проект, наступила на те же грабли, что и их предшественники времён империи, пытавшиеся организовать переселенчество. Она хотела проделать этот процесс быстро, и при этом без должной подготовки. Документы тех лет неумолимо свидетельствуют, что постановка дела на местах была из рук вон плохой. Очевидец тех событий Виктор Финк вспоминал впоследствии: «Я нашел на Тихонькой в бумагах ОЗЕТа три телеграммы, которые очень характерны для всей постановки переселенческого дела в Биробиджане. 2 мая 1928 г. из Тихонькой телеграфируют в Хабаровск: «В четверг прибывает 165 переселенцев. Расквартировать невозможно. Срочно вышлите палатки». 16 мая в четыре адреса: «В Тихонькой скопление переселенцев. Помещений совершенно нет. Четвертый день сильный дождь. Люди болеют. Настроение крайне напряженное. Дайте срочное распоряжение занять клубы, школы». И 31 мая третья телеграмма: «Фуража (и) продовольствия совершенно нет. Лошади (и) переселенцы голодают». Вот что характеризует подход к биробиджанскому делу! Раньше сгоняют людей, а потом ломают себе голову над вопросом, что с ними делать. Так оно повелось с 1928 года...»
Тем не менее, на переселенческих участках постепенно осваивались переселенцы — от 2 до 20 семей в каждой коммуне. Первопроходцы были в большинстве своём энтузиасты, поверившие в заботу о них Советской власти — они самоотверженно работали на осушении болот, вырубании тайги, постройке жилищ, прокладке дорог. Прошли выборы первого еврейского сельсовета, стали появляться кредитные и потребительские учреждения.
Строительство еврейской автономии осложнялось большим числом корейцев, поселившихся в этих краях. Многие и вовсе не натурализовались, селясь самовольно и хозяйствуя на самозахватах как заблагорассудится. Даже северные границы Биробиджана — столицы новой автономии — предлагали некоторые корейские товарищи сузить, поскольку там уже расположились корейцы со своими рисовыми плантациями. Но корейцев в итоге решили переселить на Амур. Попутно была уничтожена некогда процветавший преступный промысел азиатского населения этих земель — выращивание опиумного мака и продажа наркотической продукции по всем окрестностям.
Переселенчество на Дальний Восток широко освещалось советскими средствами массовой информации. В 1936 году на киноэкраны страны вышла картина Владимира Корша-Саблина «Искатели счастья», рассказывавшая о биробиджанских переселенцах.
Поначалу от евреев поступало множество заявлений на переселение, причём не только от отдельных граждан и семей, но и от целых коллективов. Интересно, что идеология тех лет открыто противопоставляла Биробиджанский проект Палестинскому. Так, вышедшая в 1930 году брошюра за авторством некоего И. Сударского «Биробиджан и Палестина» содержала в себе такие утверждения: «Сионисты надеялись, что земельные массивы на Украине, в Белоруссии и в Крыму быстро иссякнут, – пишет автор, – и тогда они вновь смогут обманывать мир своей Палестиной. И вдруг – все надежды лопнули, как мыльный пузырь… Конкурировать с Биробиджаном Палестине не под силу». И многие поначалу действительно в это верили. Росла численность населения, появлялись новые посёлки и колхозы. Пора было повысить администратиный статус этого региона. В 1930 году был образован Биро-Биджанский район с центром в селе Тихонькая. В 1931 году она была переименована в Биробиджан. А в 1934 году район был преобразован в Еврейскую автономную область, при этом в него включили ещё некоторые земли, в том числе посёлок Облучье и село Пашково.
Сейчас может показаться удивительным, но в Биробджан когда-то ехали даже евреи из-за рубежа. Рубеж 1920-1930-х годов — это время сильного экономического кризиса, вошедшего в историю как «Великая депрессия». Множество людей осталось без работы и, кто посмелее, обратил свой взор на советский Дальний Восток. Работавшие на Западе и в Америке прокоммунистические организации вели оживлённую агитацию, и немало людей приехало из США, Аргентины, Германии, Франции, Румынии, Бельгии, Польши и даже из Палестины. Особенно старались заманить людей, обладающих нужными специальностями. В 1932 году количество приехавших из-за рубежа евреев составляло десятую часть от общего числа биробиджанских переселенцев.
Впрочем, даже несмотря на все успехи, сразу было видно, что достигнуть планируемой численности переселенцев не получается. Тем более, что с 1933 года наметился отток населения. Из почти 20 тысяч приехавших осело здесь только чуть больше 8 тысяч. Тем не менее, Советское Правительство, заинтересованное в том, чтобы заселить эту приграничную область, пошло на создание Еврейской автономной области. Любопытно, что западные газеты, не бывшие в курсе истинной ситуации, даже прогнозировали повышение её статуса до союзной республики и чуть ли не создание собственной республиканской армии для противостояния японским аппетитам. Реальная ситуация была, как мы видим, намного скромнее.
Девяносто лет автономии
В годы индустриализации в Еврейской автономной области развернулось создание промышленности. Первопроходцами в этом стал Наркомат местной промышленности. В Биробиджане была выстроена швейная фабрика, началось возведение обувной и трикотажной фабрик. Большие деньги были потрачены на реконструкцию и строительство новых железных и шоссейных дорог. Для строительных нужд были построены заводы по добыче извести и строительного камня, обжигу кирпича. В регионе появились новые школы, детские сады, больницы, звуковой кинотеатр, а в посёлке Биракан открылось первое среднее специальное учебное заведение — горно-металлургический техникум, позднее преобразованный в железнодорожный. В регионе выпускались газеты на русском языке и на идише. Одним из самых видных литераторов Еврейской автономной области был Эммануил Генрихович Казакевич, будущий автор знаменитых повестей «Звезда», «Весна на Одере» и «Синяя тетрадь».
В годы Великой Отечественной войн на фронт ушли более 11 тысяч жителей Еврейской автономной области, больше половины из них — непосредственно из областной столицы, Биробиджана. Более 7 тысяч человек были удостоены орденов и медалей. 18 жителей края, ушедших на войну, получили звание Героя Советского Союза.
Выходец из области Жорж Абрамович Коваль в годы войны был разведчиком в Соединённых Штатах Америки, добывшим немало информации об американском «Манхеттенском проекте» - в 2007 году ему посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации.
4 человека из Еврейской автономной области стали кавалерами трёх орденов Славы. С фронтов Великой Отечественной войны не вернулось более 3,5 тысяч жителей этого региона.
Оставшиеся жители Биробиджана и других районов автономии, как и вся страна, самоотверженно работали на достижение победы. На предприятиях Еврейской автономной области выпускались шины, запасные части, медицинское оборудование, лыжи, различные металлические изделия, конные повозки, различные запасные части. Швейная фабрика освоила ремонт парашютов. Нехватка рабочих рук вынудила привлекать к труду на производстве женщин и детей, а недостаток специалистов побудил открыть дополнительные школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. В регионе были созданы новые производства — бумажная фарика, прядильн-ткацкий комбинат, оловоплавильный комбинат.
Известно, что во время войны и сразу после неё обсуждалась возможность преобразования Еврейской автономной области в автономную советскую социалистическую республику. Но планам этим не суждено было сбыться. Советское руководство возобновило практику переселения лиц еврейской национальности в область. То был последний массовый переезд евреев на Дальний Восток. Вскоре разгорелось дело Еврейского антифашистского комитета, а затем началась борьба с космополитизмом, значительно охладившие отношение власти к евреям.
В Биробиджан из разорённых войной регионов, подальше от бытового антисемитизма, от мест, где в горниле войны сгинули многие их родственники, уезжали уже не вчерашние жители местечек, а лица с образованием, специалисты, и даже представители партийной номенклатуры. Это подстегнуло экономическое развитие области. Было завершено строительство цементного завода, обувной фабрики, кондитерская фабрика, завод металлоизделий. Товары народного потребления массово выпускали артели промкооперации. Велось активное дорожное строительство. Первые годы после войны на предприятиях региона массово трудились японские пленные, восполняя собой нехватку рабочих рук. Еврейское же население в послесталинские времена стало разъезжаться, особенно когда была разрешена эмиграция в Израиль.
В последующие десятилетия ведущей отраслью областной промышленности стало машиностроение. На заводе «Дальсельмаш» выпускались комбайны и прицепы, завод металлоизделий производил силовые трансформаторы, а потом и целые трансформаторные станции.
Область стала играть заметную роль в удовлетворении потребностей Дальнего Востока в лесоматериалах, олове, извести. Активно развивалась лёгкая промышленность и сельское хозяйство. Велось массовое жилищное строительство, старая деревянная застройка уступила место кирпичной. В 1984 году торжественно отмечалось пятидесятилетие образования Еврейской автономной области, а её столица Биробиджан за успехи в хозяйственном и культурном строительстве был удостоен ордена «Знак Почёта».
Несмотря на достигнутые успехи, в экономике области имелось множество проблем, характерных не то чтобы для неё конкретно, а скорее для всего союзного хозяйствования. В юбилейном 1984 году были выделены крупные средства на реконструкцию промышленности автономии, расширение сельскохозяйственных угодий, капитальный ремонт дорог. В Биробджане был открыт первый вуз — педагогический институт. А в 1990 году здесь появился Научно-исследовательский институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Академии наук. К моменту распада СССР в Еврейской автономной области добывалось 100% бруситов, производилось 97% зерноуборочных комбайнов на гусеничном ходу, 20% силовых трансформаторов, 20% оловянных концентратов. Весь Дальний Восток пользовался чулочно-носочными, трикотажными, швейными и обувными изделиями, сделанными в Биробиджане. Продукция ряда здешних предприятий шла на экспорт. В 1991 году здесь даже была создана одна из первых свободных экономических зон, правда, сильной отдачи от неё не было, поскольку чёткого её правового статуса тогда Правительство не утвердило.
Распад СССР особенно больно ударил по периферийным регионах, к числу которых относилась и Еврейская автономная область. Долгие годы за ней ходила слава самого отсталого региона России. На то был целый комплекс причин, и политических, и экономических. Множество предприятий, оказавшихся неспособными конкурировать с продукцией импортного производства, закрылись. Удивительно, но в глубоком коллапсе оказалась даже добывающая отрасль, хотя вывоз сырья и самые кризисные годы приносил хорошие дивиденды. Резко упало и сельскохозяйственное производство — валовой сбор зерна, овощей, картофеля, мяса, молока снизился до 10 раз. В самые тяжёлые годы до пятой части экономчески активного населения сидели без работы. Нечего удивляться тому, что остававшиеся ещё евреи в этой автономии предпочли в данной ситуации искать счастья на исторической прародине — в Израиле; ну или хотя бы в других регионах. Больше половины еврейского населения уехало отсюда в период с 1994 по 1998 годы. Сегодня в Израиле живёт более 15 тысяч репатриантов из Биробиджана и его окрестностей, которые представляют собой земляческое сообщество, регулярно проводят всеизраильские встречи.
Еврейская автономная область в наши дни является единственным субъектом Российской Федерации с таким статусом, подтверждённым Конституцией. Периодически поднимается вопрос о её упразднении и присоединении к Хабаровскому краю, хотя противники этого упирают на перспективы здешних мест и необходимость дополнительных вливаний в экономику, а также необходимость развития её как самобытного еврейского образование. Вот только спорным остаётся даже само именование области Еврейской — после нескольких волн советской, а затем российской эмиграции евреев доля представителей этой национальности среди всего населения едва достигает 1%.
Перспективы данного региона достаточно туманны, и тем не менее он остаётся полноправным субъектом Российской Федерации, и даже показывает некие тенденции к развитию. Сильно выросли посевные площади, возродилась добыча полезных ископаемых. Многие соседние регионы, конечно, рванули далеко вперёд по сравнению с автономией, но, по крайней мере, кризисный период в Биробиджане преодолён. Основной объём промышленности, не связанной с добычей полезных ископаемых, представляют собой в основном предприятия пищевой, лёгкой, текстильной и деревообрабатывающей промышленности. Немалое развитие в последние годы получил транспорт.
Пытаются в регионе развить и туристическую составляющую, упирая на еврейский колорит и уникальную природу края. Заповедник «Бастак», Бираканские пещеры, гора Камень Монах, Кульдурские источники ежегодно притягивают к себе тысячи туристов. Могло бы их быть много больше, да регион достаточно удалённый, и в основном едут туда из соседних регионов. В заключение хочется только пожелать, чтобы этот удивительный регион, самим фактом своего существования являющийся памятником, окончательно восстановился и достиг достойного себя уровня.
Новое
Видео
Кто остался в Донецке? Заметки военкора
Кто остался в Донецке? Заметки военкора
Холодная война: Гонка вооружений.
Холодная война: Гонка вооружений.
Сердечное согласие как путь к вселенскому побоищу (видеоблог Петра Романова)
Сердечное согласие как путь к вселенскому побоищу (видеоблог Петра Романова)