2024 - Год семьи в России

1/24/2024

Семья как явление зародилась в животном мире до появления человека. Нам известны крепкие, часто на всю жизнь, отношения среди птиц, многолетние союзы у волков, сезонные – у лисиц и горностаев, большие семьи у львов и гаремы у морских котиков. Особенность человека – это восприятие всех этих моделей семейного поведения в зависимости от цивилизационного контекста и национальных традиций.

Семья как социокультурный феномен

Согласно этнографическим исследованиям второй половины XX века, в человеческих сообществах существуют как моногамные, так и полигамные, а также переходные типы семей. Это связано не с природными и физиологическими особенностями человека, а исключительно с религиозными воззрениями, культурными особенностями и жизненными обстоятельствами. Поэтому воспитание, достаток и долговременные тренды формируют и меняют взгляд на семью. На протяжении человеческой истории семейные отношения, социальные роли, сама структура семьи постоянно эволюционировали и варьировались.

01. Богиня-мать на троне с львицами из поселения Чатал-Гуюк, ок. 6000 лет до н.э.

В социологии семья в самом общем виде рассматривается как первичная группа, скреплённая родственными и духовными связями между мужем, женой, братьями, сёстрами, родителями и детьми, ведущая единое хозяйство и проживающая под одной крышей. Такой союз накладывает определённого вида обязательства на каждого из его членов, и в случае их невыполнения семья может распасться. Кроме того, с течением времени семья трансформируется: рождаются дети, умирают родители, меняются взгляды на брак, любовь, отношения между полами и т.д. Важно подчеркнуть, что репродуктивная, хозяйственная, воспитательная функции семьи оказывают прямое влияние на экономику, демографию, культуру государства, а, значит, являются важными факторами государственной политики.

Зарождение семьи

Археологические и генетические исследования последних лет подтверждают предположения историков о близкородственных группах homo sapiens как основной форме социального существования. Условия обитания и наличие внешних опасностей диктовали ту или иную форму семьи, которая, в свою очередь, влияла на дальнейшую эволюцию данного общества. В неолите преобладала т.н. матриархальная семья, когда главой рода считалась женщина, и счёт родства шёл по материнской линии. В некоторых районах Тибета и Непала, в Юго-Восточной Азии, в Микронезии, в Западной Африке до сих пор сохраняются общины с высоким статусом женщины и даже полиандрией (многомужеством).

Утренний туалет римской матроны. Художник Хуан Хименес Мартин, конец XIX века

Однако подобная практика даже в первобытную эпоху не являлась повсеместной. Существовали племена с главенством мужчин, существовали всевозможные переходные формы – власть вождя-мужчины в материнскородовых общинах, попеременное проживание супругов то в общине мужа, то в общине жены, и т.д. С распадом родоплеменных отношений взяла вверх патриархальная форма семьи, где жена переходила в род мужа, и действовало наследование имущества и статуса по мужской линии.

Семья в античности

В античности под семьёй часто подразумевалась familia – совокупность всех домочадцев (включая домашних рабов) во главе с хозяином дома, а целью семью считалось продолжение рода и поддержание домашнего очага. Важнейшее значение имел статус будущего супруга, его происхождение – это определяло будущий статус супруги. Женитьба раба на свободной женщине делала ее рабыней, но свободный, женившийся на рабыне, оставался свободным. Невесту нередко выкрадывали или покупали – позднее, в более цивилизованные времена, это перешло в свадебный ритуал. Свадьба представляла собой радостное событие, невеста блистала в праздничном наряде, гости пировали на обильном застолье. В Греции и Риме брак был моногамным – измены, особенно в республиканском Риме, строго осуждались и наказывались. Мужчина, уличённый в прелюбодеянии, мог быть убит на месте мужем, братом, сыном или отцом своей любовницы, или должен был уплатить крупный штраф. Женщина в случае измены изгонялась из дома мужа и получала развод.

Спартанские юноши

Больше всего воспитанию детей уделяли место спартанцы. Они предпочитали растить их в специальных заведениях за государственный счёт, дабы вырастить сильных и ответственных членов общества. Как мальчики, так и девочки получали образование, причём женщины пользовались самостоятельностью, невиданной в остальной Греции. Они могли владеть имуществом и выходили замуж позднее своих современниц. В остальной Греции и в Риме дети воспитывались в семьях. Почтенная мать аристократического семейства (матрона) пользовалась большим уважением.

Семья доиндустриальной эпохи

Христианство закрепило в Европе моногамный брак как единственно правильный и угодный богу. Численность и состав семьи зависели от материального положения и места жительства. В деревнях долгое время сохранялись большие семьи в несколько поколений, что было рационально с точки зрения ведения хозяйства. Городские семьи, как правило, имели нуклеарный характер (родители и дети).

Средневековая семья. Книжная миниатюра XV столетия

С появлением в начале VII века ислама в странах, принявших новую религию, широко распространилась полигиния (многожёнство). На Ближнем Востоке, в Средней Азии, Северной Африке богатые люди могли иметь до четырёх жён, а правители содержали целые гаремы. Многожёнство также практиковалось среди кочевников-степняков. Наличие нескольких жён говорило о благосостоянии мужа – простые ремесленники или скотоводы обходились одной женой. На Востоке часто применялся обычай левирата, когда вдовы снова выходили замуж за ближайших родственников своих бывших мужей. Это позволяло обустроить сирот и поддержать женщин.

Семья в России

Традиционная российская семья формировалась в рамках крестьянского уклада и земледельческого труда. В деревне женатые сыновья нередко оставались в доме отца и вели совместное хозяйство. Потребность в рабочих руках диктовала стратегию большой расширенной семьи, когда помимо супружеской пары и их детей с ними проживали родители, братья, сестры, зятья, золовки, снохи и т.п. Идеалом семьи считалось большое потомство.

Русская мещанская семья, 1880-е гг.

По смерти кого-то из родителей дети не шли по миру, а оставались под опекой ближайших родственников. На этом фундаменте выросло мировоззрение русского крестьянского общества: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Когда под влиянием индустриализации привычный быт дал трещину, то многие воспринимали это как трагедию, как крах мира солидарности и взаимовыручки, исчезновение тёплых человеческих отношений.

Кардинальные социальные сдвиги – такие как установление советской власти, антирелигиозная пропаганда, урбанизация – полностью поменяли семейный уклад. Большие семьи остались в прошлом, женщины эмансипировались и пошли на производство. Семейные кодексы 1920-х гг. признавали сожительство мужчины и женщины за фактический брак, регистрация браков стала необязательной, рассматривалась как буржуазный пережиток. В Петрограде начала 1920-х гг. количество разводов достигало фантастических 90% – настолько легко горожане относились к созданию семьи.

Русская крестьянская семья, 1920-е гг.

В 1930-е гг. институт семьи окреп: государство, заинтересованное в «здоровой ячейке общества», отошло от революционных экспериментов и обратилось к вековым традициям. Конечно, возродить большую семью было невозможно, однако созданием огромного числа детских садов и школ, ростом социальной защиты правительство поощряло деторождение. Противоречивые события 1990-х гг. напрямую отразились на состоянии российской семьи. Просела демография, катастрофически возросло количество неполных семей и одиноких людей – к концу XX века до 30%.

Современная семья

Сексуальная революция на Западе значительно перевернула традиционные представления о семье. В сознание стали внедряться новые образцы отношений – шведская семья, бостонский брак, сологамия («брак с самим собой»), однополые союзы, смена пола и т.д. Традиционная семья подверглась нападкам как патриархальная, тираническая, «устаревшая». Однополые браки так или иначе получили юридическое закрепление в законодательстве 24 из 27 стран-членов Евросоюза. Агрессивное продвижение и насаждение нетрадиционной повестки предсказуемо вызвало обратную реакцию в виде неприятия значительных общественных групп, а в России приняты законы, запрещающие пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений.

Несмотря на то, что на фото запечатлена свадьба космонавтов Андрияна Николаева и Валентины Терешковой, примерно так выглядели все советские бракосочетания

Современная традиционная семья сегодня подвержена давлению с экономической, социальной, гендерной и медийной сторон. Как она пройдёт эти испытания, какие формы примет, покажет ближайшее будущее. Хотелось бы, чтобы здоровый рациональный подход в этом важнейшем вопросе возобладал.

Династии

Особое место в истории семьи занимают знаменитые династии – сформировавшиеся семьи, известные в нескольких поколениях. Они служат предметом пристального внимания, их истории интригуют и демонстрируют связующую нить предков и потомков сквозь века. Наибольшую известность получили царские и королевские династии. В России на протяжении семи с половиной веков правила династия Рюриковичей, а в Японии императорский дом Ямато насчитывает двухтысячелетнюю историю.

Русская купеческая семья

Ключевую роль в финансовом мире имеют семейные кланы. В дореволюционной России многие купеческие фамилии – Морозовы, Рябушинские, Мамонтовы, Гучковы – вышли из старообрядцев с их строгим семейным укладом. В актёрской среде современной России известны династии Михалковых, Бондарчуков, Мироновых. Традиция воинской службы в дворянских кругах создала не одну прославленную династию генералов – Тучковых, Волконских, Можайских и др. Среди научных династий стоит упомянуть Соловьёвых (род великого историка), Капиц, Боткиных. В Советском Союзе особое внимание уделяли рабочим династиям. Семьи, три или четыре поколения которых посвятили себя родному заводу, получали свою толику известности и благодарности общества.

Главное фото, источник: culture.ru