2024 - Год семьи в России
Семья как явление зародилась в животном мире до появления человека. Нам известны крепкие, часто на всю жизнь, отношения среди птиц, многолетние союзы у волков, сезонные – у лисиц и горностаев, большие семьи у львов и гаремы у морских котиков. Особенность человека – это восприятие всех этих моделей семейного поведения в зависимости от цивилизационного контекста и национальных традиций.
Семья как социокультурный феномен
Согласно этнографическим исследованиям второй половины XX века, в человеческих сообществах существуют как моногамные, так и полигамные, а также переходные типы семей. Это связано не с природными и физиологическими особенностями человека, а исключительно с религиозными воззрениями, культурными особенностями и жизненными обстоятельствами. Поэтому воспитание, достаток и долговременные тренды формируют и меняют взгляд на семью. На протяжении человеческой истории семейные отношения, социальные роли, сама структура семьи постоянно эволюционировали и варьировались.
В социологии семья в самом общем виде рассматривается как первичная группа, скреплённая родственными и духовными связями между мужем, женой, братьями, сёстрами, родителями и детьми, ведущая единое хозяйство и проживающая под одной крышей. Такой союз накладывает определённого вида обязательства на каждого из его членов, и в случае их невыполнения семья может распасться. Кроме того, с течением времени семья трансформируется: рождаются дети, умирают родители, меняются взгляды на брак, любовь, отношения между полами и т.д. Важно подчеркнуть, что репродуктивная, хозяйственная, воспитательная функции семьи оказывают прямое влияние на экономику, демографию, культуру государства, а, значит, являются важными факторами государственной политики.
Зарождение семьи
Археологические и генетические исследования последних лет подтверждают предположения историков о близкородственных группах homo sapiens как основной форме социального существования. Условия обитания и наличие внешних опасностей диктовали ту или иную форму семьи, которая, в свою очередь, влияла на дальнейшую эволюцию данного общества. В неолите преобладала т.н. матриархальная семья, когда главой рода считалась женщина, и счёт родства шёл по материнской линии. В некоторых районах Тибета и Непала, в Юго-Восточной Азии, в Микронезии, в Западной Африке до сих пор сохраняются общины с высоким статусом женщины и даже полиандрией (многомужеством).
Однако подобная практика даже в первобытную эпоху не являлась повсеместной. Существовали племена с главенством мужчин, существовали всевозможные переходные формы – власть вождя-мужчины в материнскородовых общинах, попеременное проживание супругов то в общине мужа, то в общине жены, и т.д. С распадом родоплеменных отношений взяла вверх патриархальная форма семьи, где жена переходила в род мужа, и действовало наследование имущества и статуса по мужской линии.
Семья в античности
В античности под семьёй часто подразумевалась familia – совокупность всех домочадцев (включая домашних рабов) во главе с хозяином дома, а целью семью считалось продолжение рода и поддержание домашнего очага. Важнейшее значение имел статус будущего супруга, его происхождение – это определяло будущий статус супруги. Женитьба раба на свободной женщине делала ее рабыней, но свободный, женившийся на рабыне, оставался свободным. Невесту нередко выкрадывали или покупали – позднее, в более цивилизованные времена, это перешло в свадебный ритуал. Свадьба представляла собой радостное событие, невеста блистала в праздничном наряде, гости пировали на обильном застолье. В Греции и Риме брак был моногамным – измены, особенно в республиканском Риме, строго осуждались и наказывались. Мужчина, уличённый в прелюбодеянии, мог быть убит на месте мужем, братом, сыном или отцом своей любовницы, или должен был уплатить крупный штраф. Женщина в случае измены изгонялась из дома мужа и получала развод.
Больше всего воспитанию детей уделяли место спартанцы. Они предпочитали растить их в специальных заведениях за государственный счёт, дабы вырастить сильных и ответственных членов общества. Как мальчики, так и девочки получали образование, причём женщины пользовались самостоятельностью, невиданной в остальной Греции. Они могли владеть имуществом и выходили замуж позднее своих современниц. В остальной Греции и в Риме дети воспитывались в семьях. Почтенная мать аристократического семейства (матрона) пользовалась большим уважением.
Семья доиндустриальной эпохи
Христианство закрепило в Европе моногамный брак как единственно правильный и угодный богу. Численность и состав семьи зависели от материального положения и места жительства. В деревнях долгое время сохранялись большие семьи в несколько поколений, что было рационально с точки зрения ведения хозяйства. Городские семьи, как правило, имели нуклеарный характер (родители и дети).
С появлением в начале VII века ислама в странах, принявших новую религию, широко распространилась полигиния (многожёнство). На Ближнем Востоке, в Средней Азии, Северной Африке богатые люди могли иметь до четырёх жён, а правители содержали целые гаремы. Многожёнство также практиковалось среди кочевников-степняков. Наличие нескольких жён говорило о благосостоянии мужа – простые ремесленники или скотоводы обходились одной женой. На Востоке часто применялся обычай левирата, когда вдовы снова выходили замуж за ближайших родственников своих бывших мужей. Это позволяло обустроить сирот и поддержать женщин.
Семья в России
Традиционная российская семья формировалась в рамках крестьянского уклада и земледельческого труда. В деревне женатые сыновья нередко оставались в доме отца и вели совместное хозяйство. Потребность в рабочих руках диктовала стратегию большой расширенной семьи, когда помимо супружеской пары и их детей с ними проживали родители, братья, сестры, зятья, золовки, снохи и т.п. Идеалом семьи считалось большое потомство.
По смерти кого-то из родителей дети не шли по миру, а оставались под опекой ближайших родственников. На этом фундаменте выросло мировоззрение русского крестьянского общества: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Когда под влиянием индустриализации привычный быт дал трещину, то многие воспринимали это как трагедию, как крах мира солидарности и взаимовыручки, исчезновение тёплых человеческих отношений.
Кардинальные социальные сдвиги – такие как установление советской власти, антирелигиозная пропаганда, урбанизация – полностью поменяли семейный уклад. Большие семьи остались в прошлом, женщины эмансипировались и пошли на производство. Семейные кодексы 1920-х гг. признавали сожительство мужчины и женщины за фактический брак, регистрация браков стала необязательной, рассматривалась как буржуазный пережиток. В Петрограде начала 1920-х гг. количество разводов достигало фантастических 90% – настолько легко горожане относились к созданию семьи.
В 1930-е гг. институт семьи окреп: государство, заинтересованное в «здоровой ячейке общества», отошло от революционных экспериментов и обратилось к вековым традициям. Конечно, возродить большую семью было невозможно, однако созданием огромного числа детских садов и школ, ростом социальной защиты правительство поощряло деторождение. Противоречивые события 1990-х гг. напрямую отразились на состоянии российской семьи. Просела демография, катастрофически возросло количество неполных семей и одиноких людей – к концу XX века до 30%.
Современная семья
Сексуальная революция на Западе значительно перевернула традиционные представления о семье. В сознание стали внедряться новые образцы отношений – шведская семья, бостонский брак, сологамия («брак с самим собой»), однополые союзы, смена пола и т.д. Традиционная семья подверглась нападкам как патриархальная, тираническая, «устаревшая». Однополые браки так или иначе получили юридическое закрепление в законодательстве 24 из 27 стран-членов Евросоюза. Агрессивное продвижение и насаждение нетрадиционной повестки предсказуемо вызвало обратную реакцию в виде неприятия значительных общественных групп, а в России приняты законы, запрещающие пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений.
Современная традиционная семья сегодня подвержена давлению с экономической, социальной, гендерной и медийной сторон. Как она пройдёт эти испытания, какие формы примет, покажет ближайшее будущее. Хотелось бы, чтобы здоровый рациональный подход в этом важнейшем вопросе возобладал.
Династии
Особое место в истории семьи занимают знаменитые династии – сформировавшиеся семьи, известные в нескольких поколениях. Они служат предметом пристального внимания, их истории интригуют и демонстрируют связующую нить предков и потомков сквозь века. Наибольшую известность получили царские и королевские династии. В России на протяжении семи с половиной веков правила династия Рюриковичей, а в Японии императорский дом Ямато насчитывает двухтысячелетнюю историю.
Ключевую роль в финансовом мире имеют семейные кланы. В дореволюционной России многие купеческие фамилии – Морозовы, Рябушинские, Мамонтовы, Гучковы – вышли из старообрядцев с их строгим семейным укладом. В актёрской среде современной России известны династии Михалковых, Бондарчуков, Мироновых. Традиция воинской службы в дворянских кругах создала не одну прославленную династию генералов – Тучковых, Волконских, Можайских и др. Среди научных династий стоит упомянуть Соловьёвых (род великого историка), Капиц, Боткиных. В Советском Союзе особое внимание уделяли рабочим династиям. Семьи, три или четыре поколения которых посвятили себя родному заводу, получали свою толику известности и благодарности общества.
Главное фото, источник: culture.ru
Новое
Видео
Внешняя политика России 1801-1825 гг.: основные этапы и направления
Основной вызов этого времени, и не только для России, но и мира в целом, связан с наполеоновской агрессией. Латентная враждебность в отношении Российской империи существовала и в Англии. Даже в случаях войн с Турцией, Швецией и Ираном за спиной противников обнаруживалось французское или английское участие. Наполеон представлял исторически реализуемый западный проект, предполагавший решение двух принципиальных задач: объединения западного мира и установления мирового господства. По его мнению, все европейцы должны были составить единую нацию, куда русские не включались. Поэтому войны с европейскими государствами мыслились как внутринациональное дело, а борьба с Россией - как противостояние с внешним противником, символизирующем собой варварство. Кульминацией внешнеполитического противостояния с наполеоновской Францией стал 1812 год. Геополитические задачи, возлагаемые Наполеоном на этот поход, не ограничивались принуждением России к континентальной блокаде. В замыслах французского императора было создание на западных российских территориях ряда буферных государств (пример - Великое княжество Литовское). Одним из основных внешнеполитических последствий правления Александра I стало утверждение Российской империи как великой державы и усиление ее стабилизирующей роли в европейской политике. Однако ценой этого стала "примерка" на себя роли "европейского жандарма" (санкционирование военной интервенции в Испании, Италии и Пьемонте) и, самое главное, жертвование внешнеполитическими интересами России во имя европейской безопасности. Тем не менее, за первую четверть XIX ст. границы империи существенно расширились (Финляндия, Польша, Северный Азербайджан, Дагестан, Валахия, Грузия), обеспечив благоприятное геополитическое положение страны.
Внутренняя политика Российской империи 1812-1825
Внутренняя политика Российской империи 1812-1825.
Революция за 22 минуты.
Революция за 22 минуты.