Российская революция 1917 г.: историческая память и школьное образование. Часть 1

10/12/2013

В преддверие 100-летней годовщины Великой революции 1917 г. Российское военно-историческое общество при поддержке МГИМО-Университета, Московского государственного педагогического университета, издательской корпорации «Российский учебник» (в нее вошли такие известные издательства как «Дрофа», «Астрель» и «Вентана»), ГИВЦ Министерства культуры РФ, и журнала «Историческая экспертиза» провели круглый стол «Российская революция 1917 г.: историческая память и школьное образование».

На круглом столе обсудили комплекс проблем, связанных с формированием социальной и культурной памяти о революционных потрясениях 1917 г., сосредоточив внимание на роли образовательных учреждений в этих процессах.

В рамках мероприятия был презентован доклад, подготовленный группой исследователей из МГИМО и посвященный эволюции отражения революций 1917 г. в детской и учебной литературе Германии, СССР и России.

Выступления:

Волобуев Олег Владимирович, д.ист.н., профессор МГОУ
Концептуальные подходы к освещению истории 1917 г. в учебнике истории

Могилевский Николай Александрович, к.ист.н., доцент МГИМО (У) МИД России
Основные проблемы освещения Русской революции 1917 г. в школьных учебниках 1990-х - 2000-х гг.

Савельев Алексей Леонидович, главный редактор журнал «История»
Революция 1917 года: массовая культура и научно-методическая периодика

Синчук Юрий Владимирович, д.полит.н., профессор МГЛУ
Всемирно-историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции: что должен знать каждый студент?

Давыдов Сергей Геннадьевич, к.филос.н., доцент НИУ «Высшая школа экономики»
Представления о революционных событиях 1917 г. у современной московской молодежи

Тихонов Виталий Витальевич, к.ист.н., Институт российской истории РАН
Историография профессионалов и политика памяти о Революции 1917 года в СССР, середина 1950-х-1980-е гг.

Пахалюк К.А., ведущий специалист Научного отдела Российского военно-исторического общества, аспирант Кафедры политической теории МГИМО (У) МИД России
«Безальтернативность Октября»: революция 1917 г. в советском учебном кинематографе (на основе фондов РГАКФД)

Агафонов Сергей Валерьевич, учитель высшей категории, соавтор учебников по отечественной истории
Старушка из поэмы А.А. Блока «Двенадцать» как символ российского политического абсентеизма начала XX века

Болтунова Екатерина Михайловна, к.ист.н., доцент НИУ ВШЭ, академический руководитель международной магистерской программы "Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом"
Память о революции 1917 г. и память о войне в советской прессе 1940-х - 1970-х гг.

Баранова Полина Германовна, студентка-бакалавр МГИМО (У) МИД России, Тращенко Анна Алексеевна, студентка-магистр МГИМО (У) МИД России
Образ Октябрьской революции в детской художественной литературе советского периода

Аникин Даниил Александрович, к.филос.н., доцент Саратовского национального исследовательского университета имени Н.Г. Чернышевского
От автономии к независимости: 1917 год в современных украинских учебниках истории

Никифоров Юрий Александрович, к.ист.н., доцент МПГУ
Октябрьская революция в учебниках истории современной Азербайджана

Вишняков Ярослав Валерианович, д.ист.н., профессор Кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО (У) МИД России
Русская революция в исторической памяти Балкан (на примере Сербии)

Мальцев Ярослав Игоревич – студент-магистрант Свободного университета Берлина
«В свете Октября»: Ноябрьская революция в учебной литературе ФРГ и ГДР

Лошкарев Иван Дмитриевич, преподаватель Кафедры политической теории МГИМО (У) МИД России
Национальный вопрос в 1917 году в освещении школьных и вузовских учебников в Беларуси

Автор статьи