Московский университет
ЛОМОНОСОВ - ШУВАЛОВУ
Письмо М.В.Ломоносова И.И.Шувалову об учреждении Московского университета (19 мая - 19 июля 1754)
«Милостивый Государь Иван Иванович.
Полученным от Вашего Превосходительства черновым доношением Правительствующему Сенату к великой моей радости я уверился, что объявленное мне словесно предприятие подлинно в действо произвести намерились к приращению наук, следовательно к истинной пользе и славе отечества. …Принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении Московского Университета кратко вообще.
1) Главное мое основание, сообщенное Вашему Превосходительству, весьма помнить должно, чтобы план Университета служил во все будущие роды. Того ради, несмотря на то, что у нас ныне нет довольства людей ученых, положить в плане профессоров и жалованных студентов довольное число. Сначала можно проняться теми, сколько найдутся. Со временем комплект наберется. Остал[ь]ную с порожних мест сумму полезнее употребить на собрание Университетской Библиотеки, нежели зделав ныне скудной и уской план по скудости ученых, после как размножатся оной снова переделывать и просить о прибавке суммы.
2) Профессоров в полном Университет меньше двенатцати быть не может, в трех факультетах.
В Юридическом три:
I. Профессор всей юриспруденции вообще, которой учить должен натуральныя и народныя права, также и узаконения Римской древней и новой империи.
II. Профессор юриспруденции Российской, которой кроме вышеписанных, должен знать и преподавать внутренния государственныя права.
III. Профессор политики, которой должен показывать взаимныя поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прошедшия веки и как состоит в нынешнее время.
В Медицинском 3 же.
I.Доктор и профессор химии.
II.Доктор и профессор натуральной истории.
III.Доктор и профессор анатомии.
В Философском шесть.
I. Профессор философии.
II. --------- физики.1
III. --------- оратории.
IV. --------- поезии.2
V. --------- истории.3
VI. --------- древностей и критики.4
3) При Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян. О ея учреждении хотел бы я кратко здесь предложить, но времени краткость возбраняет.
Не в указ Вашему Превосходительству советую не торопиться, чтобы после не переделывать. Ежели дней полдесятка обождать можно, то я целой полной план предложить могу.
Непременно с глубоким высокопочитанием пребываю Вашего Превосходительства
всепокорнейший слуга Михайло Ломоносов.
Полностью: Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 10. М.-Л., 1950-1983
ШУВАЛОВ - СЕНАТУ
В Правительствующий Сенат покорное доношение Каммергера и Кавалера И.И.Шувалова.
Как наука везде нужна и полезна, и как способом той просвещенные народы превознесены и прославлены над живущими во тьме неведения людьми, довольно известно.
Свидетельство видимое нашего века от Бога дарованного к благополучию нашей Империи Государя Императора Петра Великого. Премудрый сей Государь божественным своим предприятием исполнение имел чрез науки, безсмертная его слава оставила в вечныя времена разум превосходящие дела…
Установленная здесь Государем Петром Великим Санктпетербургская Академия, которую наша Всемилостивейшая Государыня, Божиею милостию нами царствующая, между многими к благополучию своих подданных милосердиями, не малою суммою против прежняго к вящей пользе их размножению и одобрению наук и художеств пожаловать изволила.
Сия Академия со славою у иностранных и с пользою здешнею свои плоды производит.
Но пространная Ея Императорского Величества Империя не может довольствоваться одним оным ученым корпусом; ибо за дальностию, как дворяна, так и разночинцы к приезду в Санктпетербург многия имеют препятствии, хотя первые к надлежащему воспитанию и научению к службе Ея Императорского Величества, кроме Академии, в Сухопутном и Морском Кадетских Корпусах в инженерстве и артиллерии открытый путь имеют; но для учения высшим наукам желающим дворянам или тем, которые в вышереченныя места для каких либо причин не записаны, и для генеральнаго учения разночинцам за нужное нахожу покорно представить Правительствующему Сенату мое мнение о учреждении в Москве Университета для дворян и разночинцев по примеру Европейских Университетов, где всякаго звания люди свободно наукою пользуются и две гимназии, одну для дворян, другую для разночинцев, кроме крепостных людей.
Установление онаго Университета в Москве тем способнее быть кажется: 1. великое число в ней живущих дворян и разночинцев; 2. положение онаго среди Российскаго Государства, куда из округ лежащих мест способно приехать можно; 3. содержание всякаго не стоит многаго иждивения; 4. почти всякой имеет у себя родственников и знакомых, где себя квартирою и пищею содержать может; 5. великое число в Москве у помещиков на дорогом содержании учителей, из которых большая часть не токмо учить науки не могут, но и сами тому никакого начала не имеют и только младыя лета учеников, лучшее время к учению пропадает, умалчивая о великой плате, которая безполезно им дается.
Все почти помещики имеют старание о воспитании детей своих, не щадя иные по бедности великой части своего имения и ласкаясь надеждою произвести из детей своих достойных людей в службу Ея Императорского Величества, а иные не имея знания в науках или по необходимости не сыскав лучших учителей, принимают таких, которые лакеями, парикмахерами и другими подобными ремеслами всю жизнь свою препровождали.
Такие в учениях недостатки реченным установлением исправлены будут…
И я весьма щастливым себя почту, естьли моим представлением подам причину к разсуждению и установлению толь нужнаго и полезнаго дела, которое несумненно к общему нашему благополучию и славе служить будет.
подлинное подписал Ея Императорскаго Величества
Действительный Каммергер и Кавалер Иван Шувалов.
слушано Июля 19 дня, 1754 года
Доношение об учреждении в Москве университета и двух гимназий (19 июля 1754). Полностью
ИМПЕРАТРИЦА - РОССИИ
БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ
ЕЛИСАВЕТЪ ПЕРВАЯ, ИМПЕРАТРИЦА
И САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ,
и прочая, и прочая, и прочая.
Когда бесмертныя славы в Бозе почивающий, любезнейший наш родитель и государь Петр Первый, император великий и обновитель отечества своего, погруженную во глубине невежеств и ослабевшую в силах Россию к познанию истинного благополучия роду человеческому приводил, какие и коликие во все время дражайшей своей жизни монаршеские в том труды полагал, не только Россия чувствует, но и большая часть света тому свидетель… Сему, последуя, из наших истинных патриотов и зная довольно, что единственно наше желание и воля состоит в произведении народного благополучия к славе отечества, упражняясь в том, к совершенному нашему удовольствию прилежность свою и труд в общенародную пользу прилагали; но как всякое добро происходит от просвещенного разума, а напротив того зло изкореняется, то следовательно нужна необходимая о том стараться, чтоб способом пристойных наук, возрастало в пространной нашей империи всякое полезное знание; чему подражая для общей отечеству славы, Сенат наш, и признав за весьма полезное к общенародному благополучию, всеподданнейше нам доносил, что действительный наш камергер и кавалер Шувалов поданным в Сенат доношением, с приложением проэкта и штата о учреждении в Москве одного университета и двух гимназий, следующее представлял: как наука везде нужна и полезна, и как способом той просвещенные народы превознесены и прославлены над живущими во тьме неведения людьми, в чем свидетельство видимое нашего века от бога дарованного… А чтоб сие вновь предпринятое дело доброй и скорой успех имело с надлежащим порядком, без малейшаго потеряния времени; того для всемилостивейше мы повелели над оным университетом и гимназиями, быть двум кураторам, упомянутому изобретателю того полезного дела действительному нашему камергеру и кавалеру Шувалову и статскому действительному советнику Блюментросту, а под их ведением директором коллежскому советнику Алексею Аргамакову; а для содержания в оном университете достойных профессоров и в гимназиях учителей, и для прочих надобностей, как ныне на первой случай, так и повсягодно, всемилостивейше мы определили довольную сумму денег, дабы ни в чем и никакого недостатка быть не могло, но тем более от времени до времени чрез прилежание определенных кураторов, которым сие толь важное дело от нас всемилостивейше вверено, и чрез искуснейших профессоров науки в нашей империи распространялись и в цветущее состояние приходили, чего мы к совершенному нашему удовольствию ожидать имеем; и для того всех находящихся в оном университете, высочайшею нашею протекциею обнадеживаем; а кои особливую прилежность и добропорядочные свои поступки окажут, те пред другими с отменными авантажами в службу определены будут; и об оном для всенароднаго известия сие наше всемилостивейшее соизволение публиковать повелели, о чем сим и публикуется. На каком же основании оному учрежденному в Москве университету и гимназиям, и в них профессорам и учителям, и во скольких классах быть надлежит, о том публиковано будет впредь регламентом, со внесением в оной всего, что потребно для лучшаго установления онаго университета и гимназии.
Проект об учреждении Московского университета (1755). Полностью
ЛЕТОПИСЬ УНИВЕРСИТЕТА - 1755
Январь, 12
Императрица Елизавета Петровна подписала в день памяти св. Татианы (именины матери И.И. Шувалова) «Проект об учреждении Московского университета». Согласно Проекту университет состоял из трёх факультетов: юридического, медицинского и философского, всего в количестве 10 кафедр, каждую из которых занимал один профессор.
Штатная сумма, выплачиваемая ежегодно на содержание университета, составляла 10 тыс. рублей.
Университет получал ряд привилегий. Он находился под покровительством императрицы и подчинялся непосредственно ведению Сената; все «чины университета» без ведома кураторов и дирекции не были подсудны никакому суду, кроме университетского; дома их освобождались от «постоев и всяких полицейских тягостей». В тоже время среди данных привилегий отсутствовало право «производить в градусы», т.е. присуждать учёные степени. В университет могли поступать выходцы из всех сословий, за исключением помещичьих крестьян (но и им могло быть предоставлено это право, если помещик соглашался дать будущему студенту вольную и обеспечивать его из своих средств на время обучения).
Директором Московского университета назначен А.М. Аргамаков.
Здание Аптекарского дома, где разместился университет, вместило все университетские подразделения: библиотеку, «физическую камеру», анатомический театр, химическую лабораторию, обсерваторию, типографию, книжную лавку (с бумажным магазином). В нём читались лекции, жили казённокоштные студенты, работала администрация. Первый университетский дом был разобран в 1874 г. На этом месте теперь находится Государственный Исторический музей.
Январь, 24
Указ «Об учреждении Московского университета и двух гимназий» обнародован Сенатом и вступил в силу.
Февраль, 14
По просьбе куратора И.И. Шувалова президент Императорской Санкт-Петербургской АН К.Г. Разумовский приказал перевести из академической гимназии в Московский университет магистров А.А. Барсова (первый лектор математики), Н.Н. Поповского (профессор российского красноречия) и Ф.Я. Яремского (преподаватель русского и латинского языков).
Февраль, 17
В дар университету горнопромышленник Н.А. Демидов передал часть своей коллекции минералов (собрание минералов проф. И. Генкеля, у которого во Фрейбурге учился М.В. Ломоносов), составившую основу университетского минералогического кабинета.
Март, 16
Директор Московского университета А.М. Аргамаков сообщил в Императорскую Санкт-Петербургскую АН, что императрица пожаловала 4000 рублей на университетскую библиотеку, и просил совета по приобретению книг. Академикам поручено подготовить списки книг – каждому в своей области знания. К 20 марта списки были собраны.
Март, 20
На заседаниях Конференции Императорской Санкт-Петербургской АН по просьбе директора Московского университета А.М. Аргамакова рассматривался вопрос о помощи университету в приобретении оборудования для физического кабинета.
Апрель, 26
Торжественная церемония открытия (инаугурация) университета.
Апрель, 28
От куратора И.И. Шувалова к директору Московского университета А.М. Аргамакову поступили «Инструкция» и «Регламент московской гимназии», определявшие правила приёма и порядок обучения в гимназиях при Московском университете.
Среди первых принятых учеников были М.И. Афонин (будущий профессор университета), В.И. Баженов и И.Е. Старов (будущие архитекторы), Н.И. Новиков и Д.И. Фонвизин (будущие писатели), Г.А. Потёмкин, Я.И. Булгаков, А.И. Морков (будущие государственные и общественные деятели).
Май, 25
Поступление в университет 6 студентов, переведённых из Славяно-греко-латинской академии. В их числе С.Г. Зыбелин и П.Д. Вениаминов (будущие профессора Московского университета).
Июль, 1
Начало занятий со студентами в Московском университете. Университет открылся в составе одного философского факультета, на котором преподавались естественные и гуманитарные (история и философия) науки. Юридический и медицинский факультеты практически бездействовали из-за отсутствия преподавателей.
Сентябрь - октябрь
Завершён первый набор казённокоштных студентов численностью 30 человек, определённый Проектом. Жалование студента составляло 40 рублей в год.
Октябрь, 31
Указ Сената о приобретении для университета дома П.И. Репнина на Моховой улице. Это здание находилось на углу улиц Моховой и Никитской, в том месте, которое сейчас занимает Старое здание университета.
Обложка: Эмблема Императорского Московского Университета
Источник: http://aprilpublish.ru
Новое
Видео
Восстание декабристов и общественные движения 1825 года
Восстание декабристов и общественные движения 1825 года
«Судьба человека». Документальная история фронтовика.
«Судьба человека». Документальная история фронтовика.
Развитие революции в период с июльского кризиса до октября 1917 года
Лекция посвящена развитию революции от Июльского кризиса до октября 1917 года. В ходе июльского кризиса большевики потерпели поражение. Усиление правых сил привело к Корниловскому выступлению, направленному на подавление Советов и левых сил. Однако провал попытки правого переворота привел к новому усилению левых сил и большевизации советов. Однако правительство Керенского не пошло навстречу требованиям широких масс о скорейшем проведении социальных преобразований и политики, направленной на заключение мира. В ходе Демократического совещания не удалось создать авторитетное правительство. В условиях ослабления Временного правительства большевики приступили к подготовке захвата власти от имени Советов.