февраля 1613
Крестьянин Костромского уезда завел отряд польских интервентов в непроходимый болотистый лес, за что был замучен. Подвигу Сусанина посвящена опера М.И.Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сучанин»).
Подвиг Ивана Сусанина - простого крестьянина из с. Домнино - служит доказательством формирования русского национального духа к началу XVII в. Невзгоды и трудности смутного времени открыли многим современникам этих событий глаза на роль власти и личности царя в жизни русского вотчинного государства. Осознание значимости власти народом и понимание этого власти завершило формирование системы властных и социальных отношений, которая во многом определила дальнейшее развитие русского государства.
Божиею милостию, мы великий государь, царь и великий князь Михайло Феодорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашей государыни великия старицы иноки Марфы Ивановны, пожаловали есмя Костромского уезда нашего села Домнина крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии в прошлом во 121 (1612/1613 — ред.) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его Богдашкова Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими немерными пытками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии, были; и он Иван, ведая про нас великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас великого государя тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти.
И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Феодорович всея Русии, пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь, в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он Богдашка ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить, с тое полудеревни с полторы чети выти в нем на Богдашке, и на детях его и на внучатах и на правнучатах, наших никаких податей, и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину и в иные ни в какие подати имать с них не велели, велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их и внучатам и во весь род их неподвижно. А будет то наше село Домнино, в которой монастырь и в отдаче будет, и тое полдеревни Деревнищ полторы чети выти земли и ни в которой монастырь с тем селом отдавать не велели, велели, по нашему царскому жалованью, владеть ему Богдашке Собинину и детям его, и внучатам, и правнучатам и в род их вовеки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота на Москве, лета 7128, ноября в 30 день.
Возвращая советскому народу избранных героев прошлого, не могли не вспомнить и про Сусанина. К сожалению, на пути исторической реабилитации знаменитого костромского крестьянина вставали определенные трудности. Если не было никаких проблем с Мининым и Пожарским - борцами с польскими захватчиками и освободителями Москвы, не было проблем с Суворовым и Кутузовым - великими русскими полководцами, не было проблем с Александром Невским и Дмитрием Донским - выдающимися государственными деятелями и также великими русскими полководцами (небольшие проблемы с Невским возникли чуть позже, в 1939-1941 гг., в эпоху советско-германской дружбы, но 22 июня 1941 года они исчезли сами собой), не было проблемы с Петром I - создателем регулярной армии и военно-морского флота, прорубившим окно в Европу, даже с Иваном Грозным - великим полководцем и государственным деятелем, боровшимся с остатками феодальной раздробленности, - особых проблем не было, то с Сусаниным проблемы были. Все портил этот словно прилипший к народному герою родоначальник романовской династии, не попавший под историческую реабилитацию (и почему Сусанин не спас, к примеру, Александра Невского или хотя бы Петра I, которого считали как бы и не Романовым?). Но, несмотря ни на что, процесс возвращения Сусанина народу пошел.
Зонтиков Н. А. Легенды и действительность. Иван Сусанин. Кострома, 1997
В 1859 году Указом царя Александра II за раскол и укрывательство беглых 14 семей «коробовских белопашцев» и три бобылки были высланы по одной-две семьи во все приволжские губернии, и даже в Архангельскую, Вятку, на Каму. Но, несмотря на частичное сокращение льгот и преследование отдельных белопашцев, Романовы на протяжении своего царствования постоянно оказывали знаки внимания потомкам Ивана Сусанина. Начиная с 1834 года в программу поездок царского семейства, периодически посещавшего Кострому, неизменно входили и встречи с ними. Последняя встреча состоялась 20 мая 1913 года по случаю торжеств в честь 300-летия Дома Романовых.
Долгое время я не оставлял мысли найти кого-либо из ныне живущих потомков Сусанина. Но за семьдесят лет следы их затерялись И вдруг получаю письмо из Саратова. Автором его оказался Виктор Дмитриевич Белопахов. По документам Саратовского архива ему удалось подтвердить происхождение от высланного туда в 1859 году потомка Сусанина Селивестра Андреевича Белопахова и что все его потомки похоронены на кладбище села Федоровка Лысогорского района Саратовской области.
Нашлись потомки героя и в столице нашей Родины. Ими являются члены семьи московской учительницы французского языка Инны Викторовны Белопаховой и члены семьи инженера Виолетты Эрастовны Вейдеман.
Совершенно неожиданной была встреча с праправнучкой Сусанина, приехавшей из США на гастроли в Москву. Кита Бурофф Де Сеза - сопрано. Родилась в Париже. По происхождению - русская. Образование получила в школах искусства Нью-Йорка. Она поет в опере, солистка Радио Сити Мюзик Холл, играет в музыкальных спектаклях на Бродвее Гастролировала по ряду стран. В 1992 году впервые приехала в Россию.
Борисов Н. Иван Сусанин и его потомки
В широком общественном сознании вопрос о сусанинской могиле, практически, никогда не вставал, да, казалось бы, и не мог встать - какая могила может быть у человека, погибшего то ли где-то на болоте, то ли в лесной чаще! Весьма характерным в этом отношении является то, что сравнительно недавно написал костромской историк К. Воротной: «Прах русского героя – крестьянина Ивана Осиповича Сусанина покоится где-то в глубине обширных непроходимых Исуповских болот. И нет ничего страшного в том, что его тело не найдено. Главное – осталась память о нём и его подвиге». Однако все это, как мы увидим ниже, далеко не так просто. В литературе о сусанинском подвиге с давних времён существует две версии о месте захоронения Ивана Сусанина. Согласно одной из них, останки Сусанина покоятся в костромском Ипатьевском монастыре.
Зонтиков Н. А. Могила Ивана Сусанина. Иван Сусанин. Кострома, 1997
Грандиозная массовая сцена. Звучит оркестровое вступление. Занавес поднимается. Сцена представляет собой одну из улиц Москвы. Толпы народа в праздничных платьях медленно проходят по сцене. Звучит знаменитый хор «Славься, славься, святая Русь». Народ славословит царя: «Празднуй торжественный день царя, ликуй, веселися: твой царь идет! Царя-государя встречает народ!»
Медленно входят Антонида, Ваня и Собинин. Они грустны, ведь до этого торжественного дня не дожил Сусанин. По сцене проходит небольшой воинский отряд, который, заметив эту печальную группу, замедляет шаг. К ним обращается начальник отряда. Он спрашивает, почему они грустны, когда все ликуют? Он изумлен, когда вдруг узнает, что они родственники Сусанина, о котором «в народе молва, что спас он царя!» Он вместе с воинами своего отряда выражает скорбные чувства по поводу смерти Сусанина и сообщает, что они сполна отплатили полякам.
И вот снова - еще более мощно - звучит заключительный хор «Славься», который весь народ поет уже на Красной площади в Москве, под ликующий звон колоколов. Вдали виден торжественный царский поезд, направляющийся в Спасские ворота Кремля.