Чистый исторический интернет
более 300 ресурсов с достоверной информацией

Главный исторический

портал страны

543_Fanagoria.jpg

Фанагория

543

Основан крупнейший древнегреческий полис на территории нашей страны - на Таманском полуострове (Краснодарский край). Позднее Фанагория входила в состав Византийской империи и Хазарского каганата.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ГОРОДИЩЕ

Фанагория - самое большое древнегреческое городище на территории России, один из крупнейших античных городов Причерноморья. Находится в живописном месте на Таманском полуострове (между Черным и Азовским морями, напротив Крыма). Город был основан в середине VI в. до н.э. греческими переселенцами из г. Теоса (современная Малая Азия). Погиб в результате вражеского нашествия в начале X в. н.э. Имеет богатейшую историю, которая связана не только с древними греками, но также и другими народами (синдами, сарматами, евреями, хазарами, болгарами).

Городище занимает площадь около 65 га и располагается на двух плато (верхнем и нижнем), спускающихся к морскому заливу. За 1600-летнюю историю города отложился мощный культурный слой достигающий 7 м. толщины. Примерно около трети площади древнего города затоплено морем. В 1999 г. были начаты подводные исследования.

А. Трепетов. О Фанагории  

 

КВИНТЭССЕНЦИЯ БОГАТЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ЮЖНОЙ РОССИИ

Фанагория была основана в VI веке до нашей эры переселенцами из греческой области Иония, находившейся на берегу Малой Азии. Ионийские греки переселялись во вновь основанные колонии, расположенные вдоль берегов Средиземноморья и Черного моря (Понта). Одними из самых свободолюбивых оказались два города - Фокея и Теос, жители которых предпочли покинуть свою родину в полном составе, чем стать рабами.

Арриан пишет, что Фанагорию основал теосец Фанагор, бежавший от «персидской наглости». По его имени и назван город. Фанагор был ойкистом: так называли предводителя колонистов-переселенцев, который пользовался диктаторскими полномочиями. Иначе и быть не могло, поскольку процесс переселения в новые незнакомые земли был сопряжен с огромными трудностями. Успешно руководить таким процессом можно было только сильной рукой. После смерти ойкиста в городе устраивали ежегодные праздники, посвященные ему.

В отличие от средиземноморских берегов к началу VI в. до н.э. северное побережье Черного моря практически еще не было освоено греками. Например, первые эллинские колонии на Таманском полуострове, расположенном между Черным и Азовским морями, появились примерно в 70-е годы VI в. до н.э. Именно здесь теосцы основали в 540-е годы до н.э. Фанагорию. Плодородные таманские земли позволяли выращивать самую разнообразную сельскохозяйственную продукцию, в том числе и зерно.

В значительных количествах это зерно экспортировалось в IV в. до н.э. в Афины, о чем пишет известный оратор Демосфен и другие древние авторы. В так называемый «греческий период» город был процветающим центром сельского хозяйства, ремесла и торговли. Товары в Фанагорию поступали из разных концов Средиземноморья. В городе были построены великолепные общественные сооружения, в том числе храмы из мрамора, удобные большие жилые дома, улицы были замощены камнем и битыми черепками, проведена городская канализация. На морском побережье был построен порт, в который заходили корабли со всей греческой ойкумены. В конце V в. до н.э. Фанагория вошла в состав Боспорского государства, сохранив значительные элементы своей полисной (государственной) независимости.

В конце эпохи до нашей эры город оказался в водовороте бурных событий, связанных с войнами, сменами царских династий, изменениями в экономической структуре античного общества. Так, в I в. до н.э. город восстал против знаменитого понтийского царя Митридата Евпатора, который вел бесконечные войны против Рима. Он известен еще, в частности, тем, что ежедневно прини­мал небольшие порции разных ядов, чтобы уберечься от отравления. В итоге, проиграв войну Риму, он не смог покончить с собой и просил своего раба убить его мечом. В процессе раскопок в Фанагории был найден уникальный письменный документ - мраморное надгробие Гипсикратии, жены царя Митридата, подтверждающий аутентичность этих событий.

Она погибла в процессе восстания Фанагории против Митридата (в 63 г. до н.э.). Восставшие фанагорийцы осадили акрополь, где во дворце находились дети царя, и взяли их в плен (позднее они были отправлены в Рим). За активное сопротивление Митридату всесильный Рим да­ровал Фа­на­гории независимость. В первые века нашей эры на некоторое время наступил период относительного процветания всего Боспора и Фанагории в частности.

Однако в начале III в. н.э. город был захвачен врагами - по-видимому, скифами. Несмотря на то, что врагов удалось победить, вскоре наступили тяжелые времена. В IV в. н.э. город был полностью разрушен кочевыми пле­менами гун­нов, пришедшими в Причерноморье из степей Северного Китая. Этим печальным событием заканчивается античный период его истории. В средневековое время Фанагория (наряду с известной Тму­та­ра­канью, которая располагалась в 25 км от нее) была одним из административных центров Хазарского каганата (соседом Древнерусского государства), находившегося между Вол­­гой и Днепром.

В горо­де су­щест­вовали одни из самых древних в нашей стране общины христиан и иудеев. Некоторые историки полагают, что здесь проповедовал святой апостол Андрей Первозванный. В IV в., после объявления христианства государственной религией Римской империи, оно значительно усиливает свои позиции в Черноморских греческих колониях и вслед за этим начинает более успешно распространяться среди населения Северного Кавказа. Митрополит Макарий, автор известного труда об истории Русской Православной церкви, указывал, что существовала Фанагорийская епархия.

Он высказывал предположение, что учреждение этой епархии и нескольких соседних (зихийских) вполне могло произойти и в IV в. Но некоторые события и даже имена можно датировать, опираясь на письменные источники. Фанагорский епископ Иоанн присутствовал на Цареградском Соборе в 519 г. и подписался под отношением сего Собора к Константинопольскому патриарху Иоанну о возобновлении на священных скрижалях (диптихах) имен некоторых его предшественников, которые он повелел было изгладить.

Наличие в городе христианской общины подтверждают и археологические материалы, например, из находок полевого сезона 2007 г. В ходе исследований на территории акрополя были обнаружены тарелки с крестами.

Что же касается иудейской традиции, то основанием для утверждений о ее существовании служат факты находок в Фанагории надгробных камней с изображением семисвечников (менор) и сведения о том, что Фанагорийская синагога из­вестна с 16 г. н.э.

Многовековая история Фанагории - это квинтэссенция богатейшей истории Южной России. До сих пор она во многом остается не известной для нас.

История Фанагории на сайте Фанагорийской (Таманской) экспедиции Института Археологии РАН

Литература:

Связанные материалы:

1 Комментарий

  • Горожанина Марина Юрьевна / к.и.н., доцент

    До сих пор Таманская земля таит много загадок. В 2003 г. в поселке Юбилейный на Тамани был найден древний барельеф с изображением битвы женщин с воинами-мужчинами. Профессор нашего (Кубанского гос.университета)
    директор Археологической лаборатории КГУ Иван Марченко утверждает, что "таманские" амазонки принадлежали к племени савроматов. Он предполагает, что они объединялись в особые женские сообщества и жили отдельно от мужчин. Так же существует мнение, о сильном влиянии женщин в сарматском обществе. Перед битвой мужчины всегда держали с ними совет. Юная сарматка не имела права выйти замуж, пока не убьет в бою первого противника. Есть сведения о том, что одна сарматская царица Амага отстранила от власти своего мужа и стала править вместо него. Она расставляла военные гарнизоны, вела войны и одерживала победы. Так что глава сарматского племени проявила себя как выдающийся полководец.
    Не менее интересен и средневековый период в истории Фанагории. До сих пор исследователи спорят о точном месте расположения Фанагорийской епархии. Но бесспорен факт ее существования. Первым ее епископом был Феофил, принимавший активное участие вместе с Николаем Мирликийским (более известным в народе как Николай Чудотворец) в деятельности Первого Никкейского собора, утвердившего в 325 г. Символ веры. Традиция активного участия в работе Вселенских соборов сохранилась и после Феофила, так подписи местных епископов значатся под решениями Второго (381), Третьего (431), Четвертого(451), Пятого (553), и Седьмого (787) Вселенских Соборов. О христианской жизни в Тамани в V – VI в. свидетельствую и многочисленные археологические находки предметов с христианской символикой. С наступлением VI в. христианские позиции здесь еще более укрепились. Новый Византийский император Юстиниан, прекрасно понимая, что единая вера только сплачивает и укрепляет общество, усиливает распространение христианства среди местных языческих племен. В это время начинается здесь храмовое строительство. Память об этом событии до сих пор сохранилась в одном из географических названий. По преданию, в районе мыса Панагия когда-то находился первый православный храм, с таким же названием. Существует красивая легенда, о том, как во время сильного шторма греческие мореходы усиленно молились Богородице о спасении. Благополучно добравшись до берега, они в память об этом чуде построили дивный храм во имя Пресвятой Богородице. В переводе с греческого панагия (греч. παναγία — всесвятая).
    Век сменялся веком, а огонь христианской веры продолжал гореть в этом крае. Много великих православных подвижников повидала Таманская земля на своем веку. В 861 г. г.Таматарху (Тамань) посетили славянские просветители братья Кирилл и Мефодий, которые направлялись с просветительской миссией в Хазарский каганат. В этот период украшением города, построенного в византийском стиле был кафедральный собор, со всех сторон окруженный церквями и мо¬настырями. К сожалению, время их не пощадило, можно лишь надеется, что когда-нибудь мы сможем обрести хотя бы остатки этих святых сооружений. Вместе с тем запись в уставе императора Льва Мудрого (849-911 гг.) свидетельствует о существовании Тмутараканской и Никопской архиепископий.
    Наличие древних христианских памятников на Таманской земле позволило некоторым отечественным историкам выдвинуть предположение, что именно на Тамани в IХ в. произошло знаменитое Фотиево крещение руссов Аскольда и Дира, задолго до официального крещения Руси в 988 г. Т.О. Тамань можно считать первым очагом распространения христианств.
    В IХ веке Томитанская (Таманская) епархия стала автокефальной археепископией, которая значится 39 при Константинопольском Патриархате и таковой остается до ХIV в. Примечательно, что в церковной иерархии данная епархия всегда была независимой от Киева, напрямую подчиняясь Константинополю.


Яндекс.Метрика