Звезда художника Саврасова
24 мая 1830 года в Замоскворечье, в семье торговца и мещанина родился будущий художник Алексей Саврасов.
Надежда русского искусства
По мыслям отца, Леша должен был стать продолжателем его торгового дела. Но Алексей Саврасов пошёл по другому пути. С малых лет он рисовал. Любой листок бумаги становился холстом. Родители не поощряли, а бабушка хвалила. Однажды он принёс показать свои рисунки на рынок, торговцы высоко оценили талантливые работы, и они разошлись как горячие пирожки. Мальчика просили принести ещё.
В судьбу талантливого подростка вмешался господин случай. Он познакомился с А. Воробьёвым, который посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и эта встреча изменила его жизнь. Несмотря на семейные скандалы, протесты отца, четырнадцатилетний Саврасов поступает в училище. И, что примечательно, деньги для учёбы Алексей зарабатывает сам, продавая свои рисунки тем же торговцам на Никольском рынке, а те в свою очередь продавали их с наценкой.
К сожалению, проучиться пришлось недолго из-за болезни матери. Она умерла в 1848 году от чахотки, и в доме появилась мачеха, которая оказалась совсем не похожей на классическую злобную тётку. Именно она уговорила отца, чтобы Алексей вернулся в училище. И здесь ему также повезло, он попал в класс Карла Рабуса. Рабус вёл практические занятия и читал лекции по теории живописи. Именно от него Саврасов узнал о творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Гёте. И самое главное, Рабус научил своего студента видеть величие и красоту природы. Ценители называли Алексея «надеждой русского искусства». В 1850 году 20-летний мастер окончил училище и получил высокое звание художника.
Отец отечественного пейзажа
Карл Рабус много сделал для своих учеников. Помог он и Саврасову найти своего «спонсора», которым стал известный в ту пору коллекционер Лихачёв. С его помощью он объездил Украину, Крым, правда, все картины, созданные в тот период художником, по договору становились собственностью мецената.
В 1854 году училище посетила великая княгиня Мария Николаевна, она купила семь картин, в их числе две Саврасова. Это было полной неожиданностью, ведь все знали, что в коллекции дочери Николая I собраны лишь работы лучших русских и европейских художников.
Мария Николаевна пригласила молодого живописца провести лето на её даче под Ораниенбаумом. Здесь Саврасов пишет две картины – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». Эти полотна принесли ему звание академика, а первое из них купил Павел Михайлович Третьяков. Художнику посыпались заказы. Появился шанс стать востребованным придворным живописцем, но он вернулся в любимую Москву.
После смерти Рабуса Саврасова пригласили преподавать в воспитавшее его училище. Для своих учеников Алексей Кондратьевич был кумиром. Он старался привить своим студентам желание больше работать на природе и говорил им: «Ступайте писать – ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают – хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, а главное – чувствуйте». Его ученик Константин Коровин вспоминал Саврасова как человека «совершенно особой кротости, доброго, умного». Другим великим его учеником был Исаак Левитан.
Саврасов всё своё творчество посвятил русской природе, крестьянскому быту, а ведь в это время художники продолжали искать романтические идеалы, и мужицкой повседневности не было места в высоком искусстве.
«Грачи прилетели»
В начале 60-х годов художник путешествует за границей. Он посетил всемирную выставку в Лондоне, затем поехал через Францию, Швейцарию, Германию. По возвращении в Россию Алексей Кондратьевич вместе с известным живописцем Василием Владимировичем Пукирёвым работал над учебником рисования, куда вошли его русские пейзажи. Новые картины Саврасова вызывают восхищение у зрителей: в 1867 году он пишет «Сельский вид», в 1869-м – «Лосиный остров в Сокольниках».
Многие картины написаны художником в окрестностях Москвы, но он любил бывать и на Волге. Так, в 1870 году он с семьёй приехал в Ярославль и много там работал. Здесь умерла его дочь и тяжело заболела жена, что надолго подкосило творческие силы художника.
В 1871 году Саврасов пишет свою самую известную картину «Грачи прилетели». Картина родилась от впечатлений, полученных на Волге. В Костромской губернии, в селе Молвитино он написал несколько этюдов, которые позднее закончил картиной в своей мастерской. Полотно «Грачи прилетели» стало громким событием для ценителей искусства.
С картиной зрители смогли познакомиться на первом вернисаже Товарищества передвижных художественных выставок, в состав учредителей которого входил и Саврасов. Эту картину купил Павел Третьяков за большую по тем временам сумму в 600 рублей.
В тот же период из-под кисти мастера появляются такие замечательные картины, как «Разлив Волги под Ярославлем», «Волга под Юрьевцем», «Весна. Вид на Кремль», «Просёлок». Все полотна по-прежнему наполнены тонкой лирикой и романтическим настроением. Картины Саврасова выставлялись и на крупных международных выставках, в том числе в Вене в 1873 году и в Париже в 1878-м.
С конца 1870-х годов период творческого подъёма сменился затяжным кризисом. Алексей Кондратьевич тяжело заболел, от него ушла жена. Саврасов был уволен из училища, которому он отдал 25 лет. Друзья пытались помочь, но безрезультатно. К концу жизни Саврасов живёт в нужде, испытывает финансовые трудности. Он продолжал писать картины, а их за бесценок брали перекупщики.
8 октября 1897 года он умер в Москве в больнице для бедных на Хитровке. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Замечательный мастер скончался, но остались его ученики, среди которых были Михаил Нестеров, Константин Коровин, всегда с теплотой вспоминавшие своего учителя.
Обложка: В.Г. Перов «Портрет А.К. Саврасова», 1878 год. Из собрания Третьяковской галереи
Источник: https://my.tretyakov.ru
Новое
Видео
Корсунь-Шевченковская операция. 1944 год (Реплика Михаила Мягкова
Корсунь-Шевченковская операция. 1944 год (Реплика Михаила Мягкова
Великая Отечественная война. Главные вопросы. Часть 2
Мастер-класс О.А. Ржешевского, д.и.н., профессора, президента Ассоциации историков Второй мировой войны, научного руководителя Центра истории войн и геополитики Института всеобщей истории Российской академии наук
Восточный фронт. Великое отступление (видеоблог Петра Романова)
Восточный фронт. Великое отступление (видеоблог Петра Романова)