«Тихая ночь, святая ночь», или Рождественское перемирие
24 декабря 1914 года на Западном фронте Первой мировой войны началось стихийное перемирие, оно вошло в историю под именем Рождественского перемирия
Мировая история войн наполнена тысячами сцен жестокости и насилия. Люди привыкли воспринимать войну как апогей уничтожения человека человеком, а уж обе мировые войны точно не имеют себе равных по уровню ожесточения и разнообразию средств, которые человечество изобрело для убийства себе подобных.
Вопреки этому любители военной истории все-таки смогут вспомнить и немало случаев благородства, уважения к противнику и рыцарского поведения враждующих сторон. Бывало иногда даже такое, что рядовые солдаты-окопники и их офицеры просто стихийно прекращали воевать: сказывалась усталость, срабатывали общие для враждующих сторон христианские ценности... Да и в целом в условиях мировой войны человек в окопах понимал, что ему отведено совсем немного времени пожить, и он стремился растянуть это время затишья как можно дольше. В преддверии Рождества мы расскажем вам об одном из случаев такого стихийного перемирия в Первой мировой войне, многие называют его еще и Рождественским чудом.
Новая война
Первая мировая война началась еще во многом как «классическая» война. Кожаные каски с пиками, кавалерия в расписных мундирах, знаменитые французские красные штаны и другие атрибуты уходящего века были в ходу во всех враждующих армиях. Несмотря на начальные довольно крупные успехи Германии, ее сокрушительное наступление остановилось. Англичане и французы смогли, причем не без помощи России, создать непрерывную линию фронта от Северного моря до границы со Швейцарией.
В это время война еще не приобрела те страшные черты, с которыми она вошла в историю. Не было газовых атак, пехотных ударов в лоб, называемых «мясорубками», лунных пейзажей от разорвавшихся крупнокалиберных артиллерийских снарядов, танков и бомбардировщиков. Стороны не имели сильно эшелонированных окопов и позиций, все это только намечалось, готовилось. Вместе с тем и солдаты психологически еще не ожесточились так, как к 1917-1918 годам. Да и сама война, как мы уже отметили, не приобрела еще тотальный характер.
«Тихая ночь, святая ночь»
Эти слова встречаются в традиционной рождественской песне во многих европейских языках, и если слова носят определенный национальный колорит, то мелодия и ритм знакомы были всем без исключения солдатам, оказавшимся в окопах, воевавшим друг против друга. Иногда между ними не было и сотни метров, поэтому слышимость была отличной. Несмотря на то, что перемирие было стихийным и никаких официальных документов о нем нет, считается, что оно началось 24 декабря 1914 года в районе бельгийского местечка Ипр, которое чуть позже печально прославится первыми газовыми атаками в истории.
На момент, когда случилось перемирие, во враждующих странах еще не было проблем с продовольствием и товарами ежедневного потребления, солдаты получили множество посылок из дома с угощениями или полезными вещами. Над брустверами окопов стали появляться украшенные рождественские елки, солдаты зажигали свечи и пели песни. Считается, что перемирие начали немцы, которые первыми установили елки и спели песню «Тихая ночь». На пение немецких солдат, которое далеко было слышно в морозном ночном воздухе, ответили стоявшие напротив них британские и шотландские полки, а чуть позже присоединились и французы.
Вот что писал в письме домой капитан 2-го батальона шотландского полка Gordon’s highlanders:
«Мы как раз готовились открыть по ним огонь, когда увидели, что у них нет винтовок, и тогда один из наших пошел им навстречу, и примерно через две минуты пространство между двумя линиями обороны было заполнено солдатами и офицерами с обеих сторон — они пожимали друг другу руки и желали друг другу счастливого Рождества. Я тоже пошел на нейтральную полосу и пожал руки некоторым их офицерам и солдатам. Из этого я сделал вывод, что большинство из них хотели бы вновь оказаться дома, как и мы. У нас целый день играли волынки, и все ходили на открытом пространстве, ничего не опасаясь».
И такое стало происходить по всей линии фронта, сработало «сарафанное радио». Солдаты с обеих сторон выходили из окопов без оружия на нейтральную полосу. Сначала под руководством офицеров стороны забирали и хоронили своих павших товарищей, многие офицеры договаривались между собой о прекращении огня вплоть до нового года. А уж потом дело дошло до обмена подарками: солдаты менялись пуговицами со своих мундиров, головными уборами, предметами быта и даже обувью. С обеих сторон извлекались съестные припасы, запасы алкоголя и табака, которыми тоже активно обменивались по «твердому курсу». В некоторых местах состоялись даже футбольные матчи: или по правилам, или вопреки им – с участием по 100-200 человек, которые просто дружно толпились у мяча, играя в футбол. Судейские бригады в таких состязаниях состояли из офицеров с обеих сторон. Некоторые солдаты стригли друг друга на манер, принятый в их армиях, другие показывали друг другу фотографии родных и детей, шотландцы играли на волынках, а немцы – на баянах и гитарах, все дружно плясали как умели, а офицеры договаривались о том, как в будущем будут прекращать огонь на время выноса раненых и убитых с поля боя.
Перемирие на Пасху
У нас на Восточном фронте тоже существовали периоды перемирия, но чаще они происходили в Пасху. Впрочем, известно также, что во время осады Перемышля русские войска дали австро-венграм передышку на католическое Рождество, а те в ответ прекратили огонь на время Рождества православного. Много раз русские ходили к австрийцам во время Пасхи, были и ответные визиты. Это объясняется тем, что в австро-венгерской многонациональной армии служило большое число славян, тогда как в нашей армии были и католики, и знавшие языки Австро-Венгрии солдаты и офицеры. По свидетельствам наших офицеров и генералов, братание вплоть до развала армии из-за революционных событий не носило деструктивного характера и во многом было полезно. Можно было убрать убитых и забрать раненых, получить небольшую передышку в ходе боев. Вот как вспоминал эти перемирия наш генерал Данилов:
«На нейтральной полосе между окопами завязывается оригинальное знакомство. Сблизившиеся люди пожимают друг другу руки, обмениваются непонятными словами, газетами, папиросами, а иногда и бутылкою спирта или другого напитка. С нашей стороны наиболее смелые, влекомые все тем же любопытством, заглядывают в чужие окопы и рассказывают потом чудеса о житье-бытье немецких солдат».
Несмотря на эти стихийные проявления гуманности и дружелюбия, они все же оставались стихийными. Ни призывы Папы Римского, ни иные официальные прошения снизить накал жестокости не имели эффекта. Более того, вышестоящее командование всех враждующих сторон, если узнавало о таких актах перемирия, издавало строгие приказы, запрещающие братание, и устраивало «диверсии». Например, перед Рождеством 1915 года специально проводились убийственные атаки в лоб и артиллерийские обстрелы нейтральной полосы с целью избежать братаний образца прошлого года. Кстати, одним из самых главных противников перемирий в Рождество был еще никому неизвестный ефрейтор 16-го Баварского резервного полка Гитлер.
Но в любом случае, даже учитывая все эти препятствия, мы видим, что даже в самых сложных психологически и тяжелых физически условиях войны в человеке всегда найдется место для доброты и примирения с себе подобными. Именно поэтому вплоть до наших дней Рождественское перемирие 1914 года остается ярким антивоенным символом.
Смотрите также:
Как русская армия лишилась чинов и званий
От младшего до старшего: как в Красной Армии появились сержанты
Больше чем знак. Как и почему в России вернулись погоны?
7 нестандартных видов оружия Первой мировой войны, о которых вы не знали
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Чесменское сражение. Памятные даты военной истории России
10 декабря 1877 год Взятие крепости Пле́вна
10 декабря 1877 года русские войска взяли крепость Плевна в Болгарии. Блестящая победа предрешила исход русско-турецкой войны. Благодарные болгары обещали, что это сражение «навсегда останется в памяти потомков»!
Г. Копейкин. Штурм фортов Познани.
Г. Копейкин. Штурм фортов Познани.