Советско-польский Рижский мир: единство истории и «старинный спор славян»
95 лет назад Рижским миром закончилась советско-польская война, о которой самое время снимать кино.
18 марта 1921 года в Доме Черноголовых в Риге в полдевятого вечера по местному времени Польша с одной стороны и Советские Россия и Украина, выступая как суверенные субъекты международного права, с другой подписали мирный договор, подводивший итог длившимся с февраля 1919-го военным действиям. Рижский трактат обязал стороны не вести враждебной деятельности и обозначил советско-польскую границу, спустя два года признанную и Советом послов Антанты. Как выяснилось впоследствии, стратегическое преимущество от Рижского мира получила Советская Россия.
***
Польша в те годы была занята восстановлением собственной государственности, утраченной ещё в 1795 году после трёх разделов Речи Посполитой. То, что новое польское государство должно быть создано после Первой мировой войны, провозглашали великие державы, это было даже по факту признано Временным правительством в 1917 году, а потом и Советской властью. Но воевать за собственные границы полякам пришлось самим. Попутно убеждаясь при этом, что этническая ситуация в Восточной Европе изменилась: украинская, белорусская и литовская проблемы вставали перед формировавшейся с конца октября 1918-го польской государственностью во весь рост.
Правда, понятие «собственные границы» молодое Польское государство толковало весьма расширительно, включая в них целые куски Украины и Белоруссии. Поэтому советско-польская война, собственно, и началась со вторжения в Советскую Украину и даже взятия Киева. Впрочем, Польша в те годы была не оригинальна: поживиться территориями и протекторатами на руинах, как тогда казалось, России норовили и более серьёзные мировые игроки, включая аж саму Великобританию и даже потерпевшую Германию. И всех постигло разочарование – потому что большевистское руководство имело другое понимание вопроса, а Красная армия сумела это понимание убедительно аргументировать.
С весны 1920 года советско-польские военные действия носили регулярный характер, причём у обеих сторон были периоды победной эйфории, которые быстро сменялись отступлением и унынием. В конце концов РККА вытеснила агрессора аж до стен Варшавы – где и потерпела сокрушительное поражение. Таким образом, освободительная миссия вполне нам удалась, а с «победной поступью мировой революции» не сложилось.
***
Истощив ресурсы и добившись частичной реализации собственных целей, стороны закончили большую войну (кстати, до сих пор она последняя по времени между Россией и Польшей) по сути вничью, решив свои не вожделенные, но базовые задачи.
Советские республики могли отныне закончить основной этап Гражданской войны – совсем не случайно после достигнутого в октябре 1920-го перемирия с Польшей уже в ноябре Красной армией был побеждён барон Врангель. И образование СССР в декабре 1922 года было в известной степени результатом Рижского мира, подписанты которого, РСФСР и Советская Украина, составили основу нового варианта государственности на традиционной почве.
Польша получила и международно признанную восточную границу, и даже больше территории, чем предполагала проведённая западными политиками «линия Керзона».
Другое дело, что сделать своими ставших весной 1921-го польскими гражданами украинцев и белорусов «своими» Варшаве так и не удалось – в отличие от Москвы, проводившей куда более продуманную национальную политику.
В результате разрезанные «рижской» границей 1921 года белорусские и украинские земли спустя 18 лет, в сентябре 1939-го, были воссоединены с Белорусской и Украинской ССР при положительном отношении к приходу Красной армии значительного большинства местного крестьянского населения, изрядно натерпевшегося от межвоенной польской государственности. Ни страна со столицей в Варшаве, ни культ личности «первого маршала» Польши Юзефа Пилсудского очень многих жителей восточных окраин-«кресов» не вдохновляли: символом новой власти на этих землях стал устроенный в 1934 году в Берёзе-Картузской (в современной Брестской области) первый (и, к счастью, единственный) в межвоенной Польше концлагерь.
***
Не менее важно и историко-культурное значение войны 1919-1920 гг. для России и Польши. С той только разницей, что в Польше оно осмыслено и положено в основу национальной идентичности, а у нас несправедливо остаётся каким-то мутным пятном в общественном сознании – при том, что российская историческая наука имеет на сей счёт исчерпывающие знания и оценки.
Для поляков «Чудо на Висле» 1920 года совершенно заслуженно считается «точкой сборки» современной государственности.
На тему событий 1919–1920 годов уже снят и телесериал с закрученным патриотическим сюжетом, а в 2011-м известный режиссёр Ежи Гоффман снял первый польский фильм 3D «Варшавская битва. 1920» с бюджетом 9 млн долларов. В картине нашлось место не только известным польским актёрам во главе с Даниэлем Ольбрыхским, сыгравшим Пилсудского, но и российским узнаваемым лицам – например, Ольге Кабо и Александру Домогарову. Русский язык звучит в картине часто, среди персонажей не только командующий Западным фронтом Михаил Тухачевский, но и Ленин, Троцкий, Дзержинский и Сталин.
Российский зритель этого кино по понятным причинам не увидел – потому что «польский взгляд» естественным образом предполагает более чем оскорбительные характеристики нашей страны.
Но проблема не в «польском взгляде». Проблема в том, что наша общественная мысль и наше искусство не сформулировали «русский взгляд», который можно было бы сопоставить с польским. Причём именно сопоставить – даже не противопоставляя. Ведь давно известно: что одни называют «коварным шпионом», другие называют «героическим разведчиком». Ну и пусть.
***
Между тем нам есть что сказать за советско-польскую войну. В отечественной истории она тоже не вполне проходной эпизод.
Во-первых, по части национального исторического сознания. При всех тяготах войны у многих её участников (за вычетом разве что поляков, служивших в австро-венгерской и германской армиях) не было ощущения, что они воюют с иностранной державой – ведь ещё недавно они жили в одной империи и воевали на российской стороне в Первую мировую. Да и российский культурный код, несмотря на множество конфликтов с Польшей из глубины веков, склонен воспринимать их по Пушкину – это не что иное, как «сия семейная вражда». Обратите внимание: в русской истории и в русском сознании нет термина «победа над Польшей», – а это о чём-то да говорит.
Во-вторых, по части исторической справедливости. У нас нет ненависти к Польше. Но Россия (в частности, министерство культуры) настоятельно требует от польских партнёров чтить трагическую судьбу многих тысяч пленных красноармейцев той войны – так же, как в России чтут трагическую судьбу польских граждан. Но не для того, чтобы напоминать друг другу о взаимных обидах, а наоборот: чтобы к ним не возвращаться, а общую и будущую нашу историю строить, как сказал в интервью польскому телевидению Владимир Мединский, на других фактах – на Параде Победы маршала Рокоссовского, на участии Войска Польского в штурме Берлина, на восстании узников «Собибора».
В-третьих, по части понимания единства и преемственности русской истории. С начала 1919 года и по ходу всей войны с Польшей обозначилось чётко то обстоятельство, что советская власть не столько озабочена лозунгом «мировой революции», сколько продолжает государственные традиции исторической России. Характерно, что в польской кампании охотно воевали и недавние участники белогвардейских формирований, многие шли на Польский фронт добровольно – осознанно признав Советскую Россию правопреемницей России исторической.
Повторяю: всё это – не есть «белое пятно» для российской исторической науки. Интересные и насыщенные архивными материалами книги и статьи на эту тему уже опубликованы и продолжают выходить.
Не хватает только трансляции научного и политического понимания в общественное сознание, в гражданское общество. Например, силами «важнейшего из искусств».
Вышеперечисленных соображений (а их можно и дополнить!), думаю, вполне достаточно, чтобы снять о советско-польской войне 1919-1920 гг. наше кино. Столь же убедительное, как упомянутый фильм Гоффмана. Для продолжения «старинного спора» в мирном творческом русле.
***
Владимир Мединский. Мифы о революции и Гражданской войне
Андрей Сорокин. Переслушайте музыку революции. Об уроках истории вместо спекуляций
Олег Кропотов. У истоков русской идеологии: «Третий Рим» и другие представления о себе в мире и истории
Обложка: Тысячекилометровый марш на Польский фронт. 1-я Конная армия.
Источник: https://topwar.ru
Новое
Видео
16 февраля 1916 год Взятие крепости Эрзеру́м
16 февраля 1916 года на закавказском фронте Первой мировой войска генерала Юденича взяли турецкую крепость Эрзерум. Турецкий гарнизон отступил, потеряв до 70% личного состава
Лучший режиссер Нового Голливуда – Роберт Олтмен. Легендарный фильм «Нэшвилл».
Лучший режиссер Нового Голливуда – Роберт Олтмен. Легендарный фильм «Нэшвилл».
11 сентбяря 1790 г. День воинской славы России. Победа Ушакова у мыса Те́ндра
11 сентября 1790 года – День воинской славы России. Русская эскадра Фёдора Ушакова одержала победу над турками у русских берегов Черного моря – у мыса Тендра