En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
Все материалыВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Северные конвои

30.04.2020

Во время Великой Отечественной войны поставки грузов военного назначения по ленд-лизу из США, Великобритании и Канады осуществлялись по нескольким маршрутам.

Самым ранним, открытым уже в августе 1941 года, стал Северный маршрут: Англия (или Исландия) – о. Ян-Майен – о. Медвежий –Архангельск (или Мурманск). Переходы совершались за 10–14 суток.

В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали советские ледоколы. Первый конвой из Великобритании вышел 21 августа 1941 года. Он состоял из 6 английских и 1 датского транспорта в охранении 2 эсминцев, 4 корветов и 3 тральщиков и получил наименование «Дервиш» (PQ-0). 

31 августа 1941 года первый союзный конвой благополучно, без потерь, прибыл в Архангельск. Северный маршрут стал наиболее опасным: немцы, разведав маршруты конвоев, начали «охотиться» за караванами союзников. Для этого привлекались значительные силы авиации, базировавшейся в Норвегии, подлодки и эсминцы.

Большая трагедия произошла в июле 1942 года, когда был уничтожен караван PQ-17. Из 35 судов конвоя до Мурманска и Архангельска дошли только 11. Было потоплено 22 судна и 2 судна вернулись в Исландию. Советские корабли спасли около 300 моряков. Вместе с судами утонули 3350 автомашин, 430 танков, 210 самолетов.

30 мая 1942 года в воздушном бою, прикрывая караван судов PQ-16, погиб один из лучших летчиков-истребителей, командир 2-го гвардейского авиаполка, Борис Сафонов – первый дважды Герой Советского Союза периода Великой Отечественной войны.

Всего арктическими водами в Советский Союз прошло 40 конвоев, а в обратном направлении – 35 конвоев. Всего за годы Великой Отечественной войны северным маршрутом доставлено 36% всех военных грузов.

Вклад Архангельска в достижение Великой Победы огромен. Архангельск был тыловой базой. Без труда горожан невозможно было противостоять фашистам на северном фланге советско-германского фронта. 

На территории Архангельской области в годы Великой Отечественной войны было открыто несколько школ юнг: Северного морского пароходства, Архангельской гидробазы, тралового и технического флота. Обучение в школах прошли тысячи юношей. Свыше 40 000 подростков Архангельска было направлено в ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения, чтобы заменить отцов и братьев на промышленных предприятиях.

В 2019 году в центре Архангельска Российским военно-историческим обществом открыта скульптура «Детям войны», в память о тех, кто наравне со взрослыми защищал Родину от врага и неустанно трудился в тылу.

Обложка: waralbum.ru

Теги:
ГеральдикаГосударственные, политические, социальные институтыИстория Гражданской войныАрхеографияПолитическая история
6540

Поделиться

Соцсети

Новое

Владимир Мединский: «Человеком, который знает историю, сложно манипулировать»

Голиков Филипп Иванович. Красный орёл РККА

Полярный лётчик. Мазурук Илья Павлович

Всё для фронта! Всё для Победы!

Морской лётчик. Молоков Василий Сергеевич

Воспоминания о прошлом и мысли о настоящем

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Победа в Курской битве. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

День погибших в Первой мировой войне. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте