En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Нет вестей с орбиты. К годовщине «Шаттлов»

12.04.2017


В этот же день в 1951 году:
советские ВВС устроили американским бомбардировщикам
«чёрный четверг» над Корейским полуостровом

В этот же день в 1961 году:
полёт Гагарина

12 апреля 1981 года на орбиту отправился первый «грузовик» из серии Space Shuttle.

31 марта ракета Falcon 9 вывела на орбиту очередной спутник. Однако, как сообщают в компании SpaceX, первая ступень ранее уже использовалась в запуске и теперь совершила его повторно. Кажется, это хорошие новости для США, которым с 2011 года приходится возить своих космонавтов на орбиту с помощью российских ракет.

Сегодня, когда мы справляем 36-ю годовщину первого полёта в рамках программы «Космическая транспортная система», стоит поговорить о том, что достижения Маска пока не решают главной проблемы, стоящей перед американской космической программой: её, по сути, нет, потому что регулярный космос – это дорого.

«Челнок» к орбитальной станции, которую никто не построил

История программы «Шаттл» – это по сути продолжение и развитие лунной программы, Однако в 1970 году, который можно считать условной точкой, вряд ли кто-то мог сказать, что спустя 11 лет Америка получит именно это – серию космических грузовиков, которые за 30 лет совершат 133 успешных взлёта и посадки. В 1970-м же американцы определялись, что им делать дальше – на Луне-то уже побывали. Наметили много, вплоть до базы на Луне (орбитальной и собственно лунной), базу на околоземной орбите (вроде нашего «Мира», только рассчитанная на 50 человек) высадки на Марсе. Кстати, именно с орбитальной станции и планировали начать. И, если бы начали, не исключено, что первая база на орбите Земли была бы американской.

И даже логику космоса малых достижений в США вполне понимали. Так, база должна была стать малой космической программой, своего рода модулем. А затем на её основе программу можно было развивать: в сторону Луны или Марса. В весёлом фильме-катастрофе «Армагеддон» эта логика как раз демонстрируется: взлетели с Земли двумя «Шаттлами», состыковались с МКС, дозаправились и полетели спасать мир. Вот примерно так же. Однако даже на это одни американцы другим американцам денег не дали: лунная программа исчерпала лимиты ассигнований на науку без отдачи.

В итоге от малой программы остался огрызочек: космические челноки, которые должны были доставлять грузы с Земли на орбиту и обратно. Вот этот вспомогательный проект в итоге и стал для США основным космическим проектом после завершения лунной программы. Да и то потому, что расчёты показывали: теоретически челноки можно сделать самоокупаемыми. Как раз начиналась эра коммерческого космоса, плюс «Шаттлы» немного подогнали под требования военных, обеспечив тем самым с их стороны заказы на запуски.

Рабочая лошадка

Первые пять полётов «Коламбии» (один из пяти рабочих «Шаттлов»), включая старт 12 апреля 1981 года (специально приуроченный к 20-летию гагаринского полёта: смотри, Москва, что мы можем), были запланированы как испытательные. Заключительная серия тестов предполагала полёты с экипажем на «челноке», который будет постоянно использоваться в программе (был ещё шестой челнок – «Энтерпрайз», исключительно испытательный). Но затем программу испытаний сократили: челноки «вели себя» хорошо, и уже пятый полёт «Коламбии» был рабочим – корабль вывел на орбиту два телекоммуникационных спутника.

В дальнейшем круг задач «Шаттлов» был примерно таков: перемещение спутников (на орбиту и обратно), осуществление экспериментов в лаборатории «Спейслэб»; вывод на орбиту и обслуживание телескопа «Хаббл»; рейсы на орбитальные станции («Мир», МКС), сборка МКС; выполнение заказов Минобороны США.

Не в Маске дело

Главный вопрос: почему спустя 30 лет программу не обновили, не перезапустили, а именно закрыли? Причина всё та же – деньги. Несмотря на то, что и сами «челноки», и разгонные блоки многоразовые, летать «Шаттлами» дорого. Точная калькуляция довольно сложна, однако можно отталкиваться от нескольких показателей. Вся программа обошлась в 175-200 млрд долл. Средняя стоимость одного рейса по данным НАСА – 1,3 млрд долл, по крайней мере столько закладывали в бюджет во второй половине 2000-х. То есть надежды на самоокупаемость оказались уж слишком преувеличенными.

Программу как раз и прекращали с таким расчётом, чтобы отлетать пять лет на российских «Союзах», а с 2017 года летать уже на новых американских кораблях частных компаний. Кроме SpaceX работы ведут Lockheed Martin и Boeing, последняя на днях даже показала ролик на тему «как это будет».

1

То есть у нас есть ракета Маска, вроде бы наконец-то летающая повторно, и ролик от Boeing. Хотя ранее обещали не ролик, а первый пуск Starliner’а (разрабатывается как «лифт на МКС»).

Нет, мы совсем не собираемся над этим иронизировать. Пусть даже все эти проекты действительно будут окончены к ранее заявленным срокам и не в сыром виде, а действительно готовые покорять космос, как это ранее делал их «дедушка». Однако вот вопрос: а будет ли им что покорять?

Той же идее полёта к Марсу, как видим, скоро исполнится 50 лет, Маск её лишь вынул из чулана, отряхнул от пыли и заново представил Америке и прочему миру. Уже и кандидатов отбирают вовсю, но есть ли ответ на главный вопрос: где деньги? Готова ли Америка снова глобально тратиться на космос?

Космос – это мечта, вызов, судьба и будущее. А ещё это рынок. По некоторым оценкам, после преодоления порога доставки на орбиту грузов массой 500-600 тонн в год запуски должны существенно подешеветь как раз из-за масштаба и массовости, а полёты на орбиту действительно станут аналогом лифта. Осталась самая малость: достичь этого порога. Конечно, это не задача какой-то одной страны, а человечества в целом. С другой же стороны, и увильнуть некуда. То есть, конечно, можно снова урезать расходы, только ведь количество космических держав на планете невелико. И когда экономит кто-то один, прогресс, по сути, замедляется у всех.

SpaceX, Boeing и прочие могут работать, достигать успехов и молодцы они, конечно. Только вот до тех пор, пока США чётко не скажут себе и всему миру, чего они собственно от космоса хотят на смехотворный срок – лет хотя бы на 30 вперёд, как у «Роскосмоса», работы по созданию новых «челноков» осмысленны лишь частично.

И более того, отсутствие внятного ответа на этот вопрос обессмысливает «Шаттл» – удачный, хотя и дорогой пример многофункционального орбитального грузовика.

Теги:
История абсолютизмаИстория белого движенияИстория народов РоссииИстория партизанского движения
16816

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

8 сентября 1812 года – День воинской славы России. Кутузов дал генеральное сражение «Великой армии» Наполеона на подступах к Москве у села Бородино

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва при Молодях. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Первое взятие Берлина. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте