Краткий курс истории. Команданте Гевара
9 октября 1967 года был расстрелян Эрнесто Рафаэль Гевара де ла Серна, известный как Че Гевара. Последние слова всемирно известного революционера звучали так: «Стреляй, трус, ты убьешь мужчину!»
Мое поражение не будет означать, что нельзя было победить.
Многие потерпели поражение, стараясь достичь вершины Эвереста,
но в конце концов Эверест был побежден.
Че Гевара
Мечтал служить людям
Будущий команданте Кубинской революции (1953–1959 гг.) родился 14 июня 1928 года в Аргентине. Родители Гевары сумели обеспечить возможность всем своим пятерым детям получить высшее образование. В частности, Эрнесто получил диплом врача, окончив медицинский факультет Университета Буэнос-Айреса в 1953 году, и мечтал посвятить жизнь лечению больных проказой. Политические взгляды будущего революционера формировались с детства, благодаря семье. Его отец был сторонником левых сил, а в годы Второй мировой войны вместе с супругой принимал участие в деятельности боевой организации, выступавшей против диктатуры президента Аргентины Хуана Перона.
От шахмат к революции
С детства Эрнесто Гевара страдал тяжелым заболеванием – бронхиальной астмой. Этот недуг во многом определил увлечения будущего революционера в юные годы. Че Гевара обожал читать и очень любил шахматы. Любовь к шахматам послужила тому, что юный аргентинец заинтересовался Кубой: Аргентину тогда посетил его кумир, экс-чемпион мира по шахматам кубинец Хосе Рауль Капабланка. Позднее Эрнесто много путешествовал и видел бесправие и бедность простого населения «заднего двора США» – так называли в то время Латинскую Америку. Прозвище Че он получил потому, что в речи постоянно использовал аргентинское слово-паразит «che». Во время путешествий Гевара на два года оказался в Мексике, где работал врачом в Институте кардиологии и где познакомился с Фиделем Кастро, который уже готовил революцию на Кубе. Тогда Эрнесто решил оставить спокойную карьеру врача и посвятить свою жизнь революционной борьбе.
Бессмертный символ революции
В годы Кубинской революции Гевара проявил себя как храбрый солдат и талантливый командир. Несмотря на тяжелую болезнь, он совершал изнурительные марш-броски; как врач, лечил раненых, был жёсток в выражениях, но никогда не унижал подчиненных. После победы Кубинской революции команданте Гевара не мог сидеть на месте. Он считал, что нужно продолжать революционную борьбу в других точках мира, тогда как Кастро и его сподвижники полагали необходимым государственное строительство своей родины. Известный на весь мир революционер в 1965 году отправился в Конго, через год – в Боливию, где на Че Гевару началась настоящая охота. Активнейшее участие в ней принимало ЦРУ США. В 1967 году команданте попал в плен. До сих пор неизвестно, кто отдал приказ о его расстреле, но в ночь на 9 октября в здании деревенской школы в местечке Ла-Игера приговор был приведен в исполнение. Поверженный в бою, Эрнесто Че Гевара стал бессмертным символом революции.
Новое
Видео
Сталинские высотки. Легенды и факты.
Сталинские высотки. Легенды и факты.
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.