Кому они «братья»?

В сети Интернет распространяется 8-минутный пропагандистский ролик, снятый при официальной поддержке НАТО. Ключевая идея вполне ожидаема и повторяет центральный тезис исторической политики Прибалтийских стран: т.н. «лесные братьев», которые действовали на территории Латвии, Литвы и Эстонии в 1940-1950-е гг., предстают героями национально-освободительного движения. Особый эмоциональный заряд придают рассказы ветеранов и художественные съемки отдельных эпизодов.
По законам жанра из повествования изгоняется все, что вредит общей идее. Забывается, что основной контингент «лесных братьев» составляли бывшие коллаборационисты, эсэсовцы, бандиты и уклонисты от призыва в Красную Армию. Забывается, что многие из них повинны в расстрелах ни в чем не повинных людей, евреев, военнопленных в годы гитлеровской оккупации. Забывается, что боролись эти «братья» не просто против советских вооруженных сил (а ведь только это показано в ролике!), но против собственного населения. Они ненавидели советскую власть, но понимали под ней конкретных партийных и хозяйственных работников, членов их семей, а также все, кто участвовал в хлебозаготовках, голосовании на выборах, подписке на государственные займы. Обычной практикой этих бандитов было безжалостное убийство целых семей, вместе с женщинами, стариками и детьми, которых лишь заподозрили в лояльности к советской власти. Но разве такие «мелочи» могут сегодня смутить тех, кто считает «лесных братьев» национальными героями.
Да, именно так – сегодня в Прибалтике (да и во всем Евросоюзе) не принято вспоминать, что жертвами «лесных братьев» преимущественно являлись те же этнические эстонцы, латыши и литовцы, которые хотели строить мирную жизнь. Только в Литве в 1944-1956 гг. так называемые «литовские патриоты» зверски убили 25 тыс. человек, включая примерно 1 000 детей. Не менее 80% составляли сами литовцы. Размах в соседних республиках был скромнее, но и там количество невинных жертв шло на тысячи. Вот достаточно типичная выписка из «Журнала учета бандпроявлений по Литовской ССР за 1946 г.»: «В ночь на 23 января в деревне Копелсе неизвестными бандитами убита семья крестьянина-новосела в составе: Баранускайте Елены, ее сыновей Альфонсаса - 20 лет, Ализаса - 24 года, Повиласа - 19 лет, Витовуаса - 14 лет и дочери Ванды - 10 лет. Дом бандитами сожжен (теракт)».
Чествуя таких «патриотов», в Прибалтике стирают из национального сознания память о тех людях, кто 1941-45 гг. сражался против нацистской Германии, строил мирную Латвию, Эстонию и Литву, закладывал основы процветания этих государств. Память о советском воине-освободители откровенно втаптывается в грязь. А ведь именно Красная Армия избавила Прибалтику от гитлеровского геноцида, когда по планам нацистов половина населения Прибалтики должно быть онемечено, а другая – уничтожена или отправлена в Сибирь. На первый план выходят коллаборационисты и бандиты, своими руками осуществлявшие холокост и другие преступления против человечества. Литовский спецназовец напрямую заявляет в камеру: «Вся наша история восходит к лесным братьям». Таким образом, цель этого ролика не просто рассказать об истории, но утвердить мысль об исторической преемственности сил специального назначения всех трех прибалтийских республик по отношению к этим «борцам». А заодно понравиться натовцам, которые будут довольны тем, что современные прибалты сегодня также ненавидят Россию как ее ненавидели «лесные братья» в 1940-х годах. Но неужели кровь невинных сограждан, кровь детей может быть оправдана желанием подлизаться к западным покровителям? Все это только приведет к дальнейшему расколу общества прибалтийских республик, усилит тенденции к ненависти между согражданами, даст питательную почву к росту неонацистских настроений.
Очевидно, что цель этого пропагандистского ролика – поднять дух современных спецназовцев в Прибалтике и указать потенциального противника. Но как можно заявлять о своей принадлежности к европейской цивилизации, основанной на идеалах прав человека, и одновременно гордиться связями с откровенными преступниками, называя «братьями» гитлеровцев и их пособников?
Новое
Видео
Роль и место Русской православной церкви в истории России
Лекция М.Ю. Горожаниной, к.и.н., доцента Кубанского государственного университета
11 ноября 1480 год Стояние на Угре́
11 ноября 1480 года завершилось «Стояние на Угре». Без боя Русское государство окончательно обрело независимость
Памятные даты военной истории России
Восстание в лагере Собибор. Памятные даты военной истории России