Коминтерн с человеческим лицом. Судьбы тех, кто решал судьбы мира
Министр культуры РФ, Председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский:
Во-первых, я выражаю благодарность всем тем, кто принимал участие в создании выставки «Строители нового мира. Коминтерн. 1918-1924». Единственное, что здесь из скромности не упоминается фамилия автора идеи выставки, но мы знаем, что её придумал Дмитрий Анатольевич Медведев. Когда Председатель Правительства РФ был на выставке «РОСИЗО» пару лет назад, он увидел картину Бродского и заметил, что есть картины, по которым можно делать целые отдельные экспозиции, настолько много мыслей, информации, эмоций, контента в них содержится. Эту вскользь брошенную идею кураторы выставки, замечательно развили.
Действительно, за картиной «II Конгресс Коминтерна» Бродского стоит целая эпоха, отталкиваясь от полотна можно эту эпоху изучать, думать, сравнивать. Величественное произведение, которое мы сейчас видим, триумфально вернулось в наше художественное пространство. Его автор, Исаак Бродский, был признан одним из лучших учеников Репина, говорят, что сам мастер называл своего ученика «Рафаэлем нового времени». Теперь Бродский воспринимается как основоположник советского реализма, один из столпов русского реализма.
Но я хотел бы сейчас поговорить не о художественных достоинствах этой картины, а о его времени. А также о том, что неслучайно она появилась сейчас здесь, став одним из элементов масштабной программы, реализуемой правительственным оргкомитетом, посвященной 100-летию Великой российской революции. В рамках этой программы сотни выставок и специальных акций проходят в музеях, архивах, театрах, кинотеатрах по всей стране, очень много специальных акций запланировано на осень этого года.
Это полотно, которое практически открыло серию памятных мероприятий, посвященных 100-летию революции, наталкивает на много размышлений. Во-первых, становится ясно, что такой гигантский социальный эксперимент определил судьбу человечества на протяжение всего XX века, да и нынешнего времени. Мы сейчас понимаем, что он мог состояться только в России. Насколько мы помним, основоположники марксизма относились к нашей стране с пренебрежением, считая, что это отсталая территория, что уж где-где, а здесь ожидать реализации социальных экспериментов не приходится. Они ошибались. Не знаю, хорошо это или плохо, но они серьезно ошибались. Ибо та жажда справедливости, та любовь к свободе, которая живет в нашем народе, сотворили, казалось бы, невозможное. Развитие всего человечества, как мы понимаем сегодня, пошло по другому пути. И этот путь был обозначен в октябрьские дни 1917-го года.
Путь российской революции и идущего за ней в кильватере остального мира был полон проб и ошибок, тупиков и прорывов. Были великие достижения, которыми мы по праву можем гордиться, были огромные ошибки, все это соседствовало с чудовищными преступлениями, о которых мы тоже не имеем права забывать. Но ничто не прошло бесследно. Идея справедливости заложена сегодня в основу международных институтов, которые в целом удерживают мир от войны. И те механизмы социального мира, которые пока нам позволяют поддерживать в обществе баланс интересов, были заложены в период потрясений начала XX века, в период Великой российской революции. Идеи Октября, можно сказать, попали в золотую копилку идей человечества. Стоя у этой картины можно сделать первый вывод: мы должны отдать должное людям, которые делали эту революцию, людям, которые здесь изображены.
Давайте посмотрим на этих людей. В большинстве своем мы их не помним, а современная молодежь их и не знала никогда. В президиуме мы видим товарища Зиновьева. Много ли скажет людям на улице имя когда-то бывшего всемогущего хозяина Петрограда? Разве кто-то вспомнит, что именно он скрывался в том самом шалаше вместе с Лениным в Разливе? Искусствоведы, наверное, еще расскажут про то, как изымались картины с этими двумя вождями на пленэре, когда вскоре бывший некогда ближайший соратник Ленина вдруг оказался врагом народа.
По большому счету, лишь несколько фамилий, несколько имен, портретов вызывают какие-то эмоции у современного молодого поколения. Понятно: Ленин, Сталин... Кстати сказать, по иронии судьбы именно Сталин поставил точку в истории Коминтерна. Именно Сталин в мае 1943 года распустил эту организацию, дав, таким образом, четкий сигнал: отныне суверенитет страны окончательно находится в приоритете по отношению к перспективе мировой революции.
У людей, изображенных здесь, сложная судьба, в большинстве своем – трагическая. В конце 30-х годов XX века на членов исполкома Коминтерна обрушилась волна репрессий. По официальным данным, 113 сотрудников были арестованы, 57 – приговорены к расстрелу. Можно приводить много конкретных примеров, конкретных судеб, и я хотел бы особо отметить очень интересную книгу Андрея Шухова «Обреченные победители. История одной картины».
Сам я книгу еще не видел, но имел удовольствие читать в рукописи, имел смелость предлагать некоторые идеи и правки по содержанию. Мне кажется, что книга очень интересная, она рассказывает о конкретных участниках этого события, об их судьбах, о том, что привело их на заседание Конгресса Коминтерна, как сложилась их судьба после этого. Скажу откровенно, граф Монте-Кристо, со всеми своими перипетиями судьбы, отдыхает по сравнению с каждым вторым из героев этой картины.
Какую цену человек готов платить за свои убеждения? Исаак Бродский на своём полотне предельно персонифицировал идею коммунизма. Он постарался представить Коминтерн с человеческим лицом. Если мы сейчас воспользуемся приложением «Артефакт», то сможем узнать биографии, судьбы ключевых персонажей этой картины, наведя экран телефона на их изображения. Приложение очень интересное, используется уже во многих наших музеях.
В завершении, говоря о персонализации людей, здесь изображенных, о персонализации идей коммунизма, я хотел бы донести до вас еще один, заключительный тезис, самый простой. История – это всегда люди, и история революции – это история людей, которые эту революцию делали.
Коллонтай, Карахан, Арманд, Радек, Цеткин, Рахъя, Кун… Всё это фигуры второго ряда, которые мелькают в революционном водовороте. Нам, даже тем, кто увлечен историей, никогда не хватает времени разобраться, кем в действительности были эти люди, что ими двигало. Авантюристы, функционеры, неисправимые мечтатели, а может быть – конченные циники. Все эти сотни людей жили, боролись, мучились, страдали. Нередко заставляли страдать других. Как я говорил, судьбы многих из них читаются, как захватывающий роман. Некоторые заставляют просто недоуменно пожать плечами: как вообще можно было так жить?
Легко судить их судом сегодняшнего дня, с позиции сегодняшнего момента, из прекрасных светлых помещений московского «Манежа», сидя за чашкой капучино, легко выносить вердикты. Но я бы поостерегся. Потому что и спасительная сентенция о том, что «время было такое», тоже не годится. Время было такое благодаря их стараниям, их деятельности, да и само по себе. Но и они в этом времени: иногда – герои, иногда – палачи, а чаще всего – жертвы. Мало кому из них выпало упокоиться с миром, в теплой постели, как говорил поэт: «при нотариусе и враче». Кстати, тот самый поэт, который был расстрелян в Петрограде по вердикту лютовавшего тогда товарища Зиновьева, восседающего на этой картине в президиуме.
Как бы то ни было, весь наш мир, все наше сегодня без этих людей было бы совсем другим, мы должны это понимать. И что главное для нас, в чем большая польза таких выставок, издаваемых книг, в чем будет большая польза фильма по этой картине от Первого канала, который тоже делается при нашем участии. Она в том, что мы должны знать нашу историю, знать этих людей, стараться понять мотивацию их поступков, в чем-то стараться их простить. Но самое главное, мы должны стараться извлечь из их жизни уроки. Именно этим и ценна, и полезна для нас история.
Я надеюсь, что обмен мнениями, поводом для которого послужило закрытие этой выставки, будет полезным.
Доклад прочитан Министром культуры Российской Федерации, Председателем Российского военно-исторического общества Владимиром Мединским в Манеже на «круглом столе» к закрытию выставки «Строители нового мира. Коминтерн. 1918-1924». Центральное место на выставке занимает масштабное полотно Исаака Бродского «II конгресс Коминтерна. (Торжественное открытие второго Конгресса Коминтерна во дворце имени Урицкого, бывшем Таврическом)». Среди других экспонатов - живописные работы, скульптура, графика, редкие фото 1920-х годов, архивные документы и многое другое. Выставка стала историко-документальным исследовательским проектом, рассказывающим о том, как в постреволюционной России зарождалось советское государство.