Киммерийцы. Гроза Азии и Причерноморья в доскифский период
В «Одиссее» Гомера они предстают как народ, живущий на крайнем Западе у океана, куда никогда не проникают лучи солнца. Известно, что они платили дань Урарту, нападали на Ассирию и Фригию. В их истории больше академических споров чем установленных фактов. Точно известно, что именно киммерийцы в VIII-VII веках до н.э. господствовали в Северном Причерноморье.
Что о них написано в письменных источниках
О киммерийцах достоверно известно из античных и ассирийских, а также библейских источников. Ещё есть данные археологии. Соотнести их друг с другом порою крайне сложно.
В античных источниках киммерийцы предстают как доскифское население Северного Причерноморья, которое постоянно угрожает древним государствам Азии (Урарту, Ассирии, Фригии). Данные ассирийской письменной традиции интересны тем, что записи относятся к периоду непосредственных контактов с киммерийцами. Кстати, ассирийские источники проводят различие между скифами и киммерийцами. Античные источники, как правило, на несколько веков позднее, чем описываемые в них события.
Строго говоря, киммерийцы – это не отдельный народ, а группа народов или, точнее, племён. По сути, это такое же объединительное название, как и современные «европейцы» или «азиаты».
Что говорит археология
Киммерийцы олицетворяют железный век Северного Причерноморья. «Киммерийская эпоха» датируется XI-VII веками до н.э. Археологи связывают происхождение киммерийцев с племенами срубной культуры. Характерные черты киммерийцев – солярные знаки, в том числе и характерный ромбовидный значок с вогнутыми сторонами и кружочком в середине. Термин «киммерийская археологическая культура» является условным, но широко используемым историками и археологами. Им обозначатся предскифское население Северного Причерноморья.
Быт и язык
Про быт киммерийцев известно крайне мало, а про язык и вовсе непонятно, существовал ли он. Изобразительное искусство соседних народов позволяет восстановит лишь фрагменты быта киммерийцев. Известно, что они носили штаны, сапоги, кожаные куртки и островерхие шапки.
Вопрос о киммерийском языке до сих пор не решён. Скорее всего, язык всё-таки был и относился к семейству индоиранской языковой группы. Непонятна и этимология слова «киммериец». Есть версия, что kimbroi означает человека, принадлежащего какой-то земле.
Гроза древней Азии
Считается, что киммерийцы – это кочевые племена, однако среди них, безусловно, были и полукочевые и даже оседлые. Киммерийцы в начале I тысячелетия до н.э. представляли собой мощную и грозную силу. Известно, что в конце VIII века до н.э. они платили дань Урарту (территория совр. Армении, Турции, Ирана и Азербайджана). Кстати, именно с этого государства советские школьники начинали изучать отечественную историю.
В 714 году до н.э. царь Урарту Руса I совершает поход на киммерийцев и терпит сокрушительное поражение. Примерно к этому же периоду относится возрастающая пассионарность киммерийцев. Они постоянно угрожают государствам Передней Азии и Закавказья: Фригии (равно как и выделившейся из его состава Лидии), а также Ассирии (совр. Ирак).
Киммерийское войско, полностью состоявшее из конницы, владело новаторской для того времени коннострелковой тактикой. Как известно, стрелять, да ещё и стрелять метко, на коне очень трудно. Киммерийцы, как и монголы – этим владели весьма искусно. Это и обеспечило им военные успехи.
Более всего пострадала от киммерийцев Фригия. Скорее всего, в первой четверти VII века до н.э. это государство было разрушено в результате совместных походов киммерийцев и Урарту. В это же время киммерийцы нападают и на столицу Лидии – Сарды, и на греческие города побережья Эгейского моря (которые располагались примерно там, где находятся современные турецкие курорты – Бодрум, Мармарис и др.).
Считается, что кочевые и полукочевые племена Передней Азии и Закавказья, а также беглые рабы из Ассирии и Урарту также участвовали в губительных набегах киммерийцев. Впрочем, отношения между кочевниками и государствами Передней Азии и Закавказья далеко не всегда были линейными. В источниках есть сведения о том, что часть киммерийцев была на службе у Ассирии. Также есть данные и о союзе киммерийцев с Урарту.
Киммерийцы нанесли значительный урон государствам Передней Азии и Закавказья.
Новая скифская волна
Впрочем, век господства киммерийцев не был длительным. Стремительно захлестнув своими набегами Переднюю Азию и Закавказье киммерийцы сами стали жертвами еще более мощной волны кочевников.
Всего через 50-60 лет после вторжения киммерийцев в Переднюю Азию туда же вторгается другая кочевая сила того же, ираноязычного происхождения – скифы. В середине VII века до н.э. скифский вождь Мадий возглавил поход в Малую Азию. Вероятнее всего, этот поход был инициирован ассирийцами, которые пытались таким образом ослабить киммерийцев. Это действительно произошло: в результате столкновения скифы полностью разгромили киммерийцев, но ассирийцам легче от этого не стало. В конце VII столетия до н.э. последние территории некогда большой ассирийской империи были завоеваны Вавилоном при непосредственном участии скифов.
Что осталось после них
После скифского погрома этноним «киммерийцы» ещё долго существует в письменной традиции. Вполне возможно, киммерийцы к этому времени уже стали «скифами» (были ассимилированы), а возможно и продолжали существовать. Точного ответа современная историческая наука дать не может.
В любом случае киммерийцы потеряли свой пассионарный драйв и завершили свою историческую миссию. О некогда грозной силе с тех пор напоминают лишь оставленные ими имена проливов и населенных пунктов в Северном Причерноморье. Так, Керченский пролив в период античности называли Боспор Киммерийский, а примерно в 50 км от современной Керчи был древний город Киммерик.
Литература
1. Иванчик А.И. Современное состояние киммерийской проблемы. Итоги дискуссии // Вестник древней истории. 1999. № 2.
2. Тереножкин А.И. Киммерийцы. М., 1976.
3. Яйленко В.П. Древности Боспора. М., 2011.
Новое
Видео
Миф Куликовской битвы
«Ныне же, братья устремимся на битву, от мала до велика, победными венцами увенчаемся!»
Вячеслав Тихонов: «Войну в этой картине нельзя было в цвете снимать»
Вячеслав Тихонов: «Войну в этой картине нельзя было в цвете снимать»
«Война и мир в мае 1945». Вторая часть лекции В.Мединского для студентов Дипакадемии
«Война и мир в мае 1945». Вторая часть лекции В.Мединского для студентов Дипакадемии