Какие пожары на Руси тушили молоком?
Гроза с давних времен вызывала у простых людей чувство страха и тревоги. Это была стихия, от которой невозможно спрятаться. Вот и наполнялась она смыслом сокровенным, сакральным. Это было не просто природное явление в современном его понимании, а милость Божья, символ Божественного провидения или кара.
В дохристианский период главным повелителем грома и молний считался бог Перун. Прошло время, и на смену ему пришел Илья-пророк. По всем поверьям, он передвигался по небу на колеснице, запряженной «златоогненными конями». Илья-пророк метал копья в бесов, и в этот момент происходила гроза, а гром – это грохот несущейся колесницы. Если молния попадала в дерево, значит, там прятался черт. Считалось, будто на месте сгоревшего дерева можно найти кусочек застывшей смолы, что являлось доказательством меткого «выстрела». Если молния попадала в дом, то это была Божья милость или кара, а ей сопротивляться нельзя.
История сохранила массу народных поверий, связанных с пожарами во время грозы. В первую очередь это относится к способам тушения огня. Считалось, что, чтобы справиться с огнем, пожар нужно было заливать молоком. Естественно, цистерны с ним, как правило, под рукой не оказывалось, и допускалось использование для этих целей кваса или пива. А вот вода, по мнению крестьян, наоборот, только усиливала пожар. Был еще один способ утихомирить огонь – бросить в него освященное пасхальное яйцо.
Еще один интересный момент – это отношение к умершим от поражения молнией. К таким покойникам относились двусмысленно: считалось, что, с одной стороны, это наказание за грехи, а с другой – милость Божья, отметившая отдельного человека и забравшая его с собой. В некоторых случаях погибшего от молнии даже признавали святым.
Ф.Ф. Бухгольц. Пожар в деревне
Естественно, люди старались уберечь от молнии свое жилище, а про громоотводы тогда никто и слыхом не слыхивал. Считалось, что молния дважды в одно место не попадает, а потому головешки от сгоревшего от удара молнии дома тщательно оберегали и хранили. А вот чтобы защититься от шаровой молнии, применяли другое средство – косяки дверей и окон смазывали молоком. Еще, говорят, помогали веточки березы, освященные в Троицу. Особую тревогу у жителей деревень вызывали сухие грозы, без дождя. Если они случались, хозяин просил у Ильи-пророка «раскрыться» небесам и дать пролиться дождю.
Считалось, что самые сильные грозы – в Ильин день, 2 августа. В храмах в этот день служили молебны, в домах зажигали свечи и читали молитвы. Закрывали двери, трубы, окна, нельзя было есть и разговаривать. Наши предки верили, что в открытом рту мог спрятаться бес, мечущийся от молний Ильи-пророка. Чтобы избежать беды, скотину оставляли на лугах.
К.Е. Маковский. Дети, бегущие от грозы
Во время грозы под лавками не прятались, вся семья держалась в сенях, чтобы успеть спастись от пожара, и при этом входная дверь оставалась открытой в знак покорности Божьей воле.
Был еще один «проверенный» русский обычай. Во время буйства стихии (метели или грозы) и пожаров – звонить в колокол. Считалось, что колокольный звон является оберегом от нечистой силы, помогает потерявшимся путникам найти дорогу.
И.М. Прянишников. Погорельцы
Сегодня стихийные природные явления, как и прежде, поражают нас своей силой и могуществом, но знаний о них у нас стало гораздо больше, поэтому в грозу мы точно можем не держать двери открытыми.
Узнать больше о русских народных приметах и славянских поверьях вы можете на нашем сайте «История РФ», созданном Российским военно-историческим обществом, в рубрике «Быль и небыль».
Новое
Видео
К 65-летию избрания Н. С. Хрущёва Первым секретарём ЦК КПСС: исторические юбилеи и политика «хрущёвского десятилетия»
Лекция посвящена событиям, которые происходили после смерти Сталина: борьба за власть, интриги, и, наконец, приход к власти Никиты Сергеевича Хрущёва, который в 1953 г. сделал ставку на союз с Маленковым, чтобы оставить позади Берию. Однако уже в 1955 г. из-за разногласий по поводу развития промышленности Хрущев добивается отставки Маленкова, став, таким образом, полновластным лидером.
Восточный фронт. Великое отступление (видеоблог Петра Романова)
Восточный фронт. Великое отступление (видеоблог Петра Романова)
След как «познавательный» инструмент историка
О лекторе Андреас Буллер - доктор философии, Штутгарт, Германия. Полное содержание лекции опубликовано в книге "Три лекции о понятии СЛЕД".