Как в России появился первый вытрезвитель
«А кто не пьет?! Назови! Нет, я жду!» – восклицал герой Леонида Броневого в фильме «Покровские ворота». Действие картины происходит в середине ХХ века, но уже в конце предыдущего столетия пьянство вышло на первое место среди главных бед страны. И царская Россия озаботилась этой проблемой. Была объявлена монополия на торговлю спиртными товарами, в каждом регионе стали создаваться попечительства народной трезвости. Эти попечительства, кроме контрольных функций, взяли на себя и просветительские задачи. Народу объясняли, что спиртные напитки вредны, и взамен предлагали всевозможные развлечения, отвлекающие от пьянства, а также пытались лечить алкоголиков.
Комитет, попечительствующий народной трезвости, был создан и в Туле. Случилось это в 1901 году, организацию возглавил тульский градоначальник Андрей Андреевич Любомудров.
А.А. Любомудров
Первые попытки лечения алкоголизма уже предпринимались врачами в Саратове и Киеве, а затем в Ярославле. Но вот в Туле впервые к проблеме подошли более основательно. 7 ноября 1904 года состоялось торжественное открытие приюта для опьяневших, по сути – первого вытрезвителя в России. Кроме медиков приюта и амбулатории для опьяневших, этим благородным делом занимались священники церкви Николая Чудотворца и волонтеры.
Содержание приюта осуществлялось за счет городской казны. Перед ним ставилась задача спасти тульских оружейников, чтобы они больше не замерзали пьяными под заборами. Помощь оказывали всем лицам, которые подбирались чинами полиции, или иными службами, или гражданами, в тяжелом и бесчувственном пьяном виде и которые не могли обойтись без медицинской помощи.
Тогда же в Туле при Народном доме открылась и чайная – как альтернатива питейным домам. Первые улучшения в общегородской статистике по алкогольной части стали ощущаться уже через год. В 1,7 раза сократилась уличная смертность «от опоя». За первый год работы приюта, он же вытрезвитель, в нем умер только один человек. Успешное излечение, если верить подсчетам, составило 60,72 %.
Первый тульский вытрезвитель и местное общество трезвости при храме завершили свою работу в 1917 году. Спустя 70 лет, в годы перестройки, к этому опыту вернутся борцы за трезвость горбачевской эпохи. А вот вытрезвители советская власть станет использовать гораздо раньше, но исцеления от пагубной привычки в этих заведениях, увы, уже не предполагалось. Процесс работы вытрезвителей хорошо показан в известной песне Владимира Высоцкого:
Приятно все-таки, что нас здесь уважают:
Гляди – подвозят, гляди – сажают!
Разбудит утром не петух, прокукарекав,
Сержант подымет – как человеков!
Новое
Видео
Холодная война: Ядерные тревоги.
Холодная война: Ядерные тревоги.
Великое переселение народов и славянская колонизация Восточно-Европейской равнины
В лекции дана общая картина эпохи Великого переселения народов. Подняты причины этого явления, его этапы, характерные черты, итоги и значение. Дана характеристика как европейским народам (германцам, славянам), участвовавшим в Великом переселении, так и азиатским кочевым союзам племен (гуннам, аварам и другим тюркским племенам), которые степным коридором прорывались из восточных степей на европейское пространство и вместе с европейскими "варварами" стали разрушителями античного мира. В лекции названы наиболее значительные вожди "варварского мира" - Одоакр, Теодорих, Аттила. Поднимаются вопросы о зарождении новых варварских королевств на землях бывшей Римской империи и за ее пределами. Особое внимание уделяется отличиям эпохи великого переселения народов в романно-германской истории и истории восточных славян, т.к. это существенный момент, определивший многие особенности последующей русской истории. Наиболее важными отличиями явилось отсутствие античного наследства на территориях, осваиваемых восточными славянами, и более суровый природно-климатический фактор. Все это задержало социально-экономическое развитие восточного славянства в сравнении с германо-романскими народами в эпоху Средневековья. В лекции поднята также проблема происхождения славян, в частности указано на расхождение выводов лингвистов и археологов относительно времени отделения праславян от древнеевропейского сообщества и формирования славянства как самостоятельного народа. Славяне представлены как земледельческий народ, однако степень развития земледелия у разных восточнославянских племен была разной. Более совершенные технологии земледелия (перелог, пашенное земледелие) распространились на юге восточнославянского мира в Поднепровье, и на его базе здесь быстрее шел процесс разложения первобытного строя. В более северных районах господствовало подсечно-огневое земледелие, что обусловило и сохранение там первобытного родового строя. Дана картина колонизации восточнославянскими племенами Восточно-европейской равнины: от лесостепи Среднего Поднепровья до северных озер, от Карпатских гор до Волго-Окского междуречья. Славяне ассимилируют значительную часть угро-финского и летто-литовского населения Восточно-европейской равнины, делают своими данниками периферийные угро-финские племена. В то же время ряд восточнославянских племен (поляне, северяне, вятичи) оказываются в даннической зависимости от Хазарского каганата, большого государства, расположенного на торговых путях в Прикаспийской степи. Славянская колонизация на Верхней Волге сталкивается со встречным движением тюркской колонизации из района Волжской Булгарии. С севера "из-за моря" в районы, колонизуемые восточными славянами, начинают проникать скандинавские воины-купцы варяги, открывающие Великий Волжский торговый путь и путь "Из варяг в греки", которые связывают европейские народы и государства с богатым и развитым Востоком. Варяги становятся деятельными участниками восточнославянской истории, в которой сам торговый путь "Из варяг в греки" начинает играть огромную роль, стимулируя образование центров консолидации восточнославянских племен.
6 августа 1915 г. Подвиг крепости Осове́ц
6 августа 1915 года применив удушающие газы, германские войска предприняли штурм русской крепости Осовец. Став жертвами оружия массового поражения, наши солдаты смогли подняться в контратаку. Этот эпизод вошёл в истории как «атака мертвецов»