Прибалтика. Повторение без учения

8/5/2020

Больничная палата в Вильнюсе. Лежат в основном после операций на глаза. Радио в помещении – основной источник развлечения. Но это 1989 год. И здесь, в Литве, основное развлечение сейчас – политика.

Транслируется Съезд народных депутатов. И сквозь закрывающие глаза бинты прямо видишь, как уши всей палаты прилипают к радиоточке. Исторический момент: в эту самую минуту делегаты съезда от прибалтийских республик делают заявление, что это всесоюзное собрание прибалтов не касается. Ибо они из состава СССР выходят.

И покидают съезд.

В палате начинается радостно-облегчённый гвалт. И даже не зная литовского, чуть ли не дословно понимаешь, о чём они говорят: их мечта сбылась …

На самом деле Литва из Союза тогда ещё не вышла. Как и две другие балтийские республики. Пока одна только Латвия признала 28 июля 1989 года незаконной Декларацию 1940 года о провозглашении Латвийской СССР. Но лиха беда начало – очень скоро с такими же заявлениями выступили Эстония и Литва. Это означало восстановление статуса кво анте, то есть возвращение к предыдущей форме государственности, независимой. Соответственно, автоматически отменялись просьбы 1940 года к Верховному Совету СССР о принятии республик в состав Союза.

Что примечательно – ведь и вступление в состав СССР было актом, по сути, тоже автоматическим. Впрочем, как и все пертурбации, происходившие с этими территориями в их истории.

Рига. Немецкая гравюра

Рига. Немецкая гравюра

Источник: pinterest.ru


 Захват будущих латвийских и эстонских земель крестоносцами означал присоединение их к католическому миру, а их жителей – к католическому культурному коду. Литва развивалась иначе, и с крестоносцами долго боролась, но в конечном итоге, объединившись с Польшей в ходе двух уний, тоже получила тот же код. И дальнейшее пребывание в составе Российской империи никогда уже не отменяло чужести населения этих территорий русской православной цивилизации. В том числе и после того, как при Петре I были завоёваны, а затем для вящей юридической надёжности выкуплены территории Эстляндии и Лифляндии, а при Екатерине II присоединены Курляндия и Литва. При этом, господствующие классы прекрасно нашли себе место в Империи.

Впрочем, это было одним из слагаемых второй части прибалтийского "кода" – после любого автоматического подчинения местного населения любой иноземной власти начиналось тихое, но упорное её неприятие. С автоматическим ментальным обособлением народа от неё.

То же самое началось и после вхождения прибалтийских республик в состав СССР. В сентябре-октябре 1939 года Эстония, Латвия и Литва почти безропотно подписали с СССР соглашения, на основании которых там были размещены советские войска. С точки зрения политики неизбежен был и следующий шаг – советизация республик. И новые их правительства действительно были образованы по указаниям СССР.

Население Риги приветствует советские войска в июне 1940

Население Риги приветствует советские войска в июне 1940

Источник: pinterest.ru


Однако «перестроечные» декларации латвийских, скажем, парламентариев, обвинявших Москву в "международном преступлении, результатом которого явилась оккупация Латвии и ликвидация суверенной государственной власти Латвийской Республики", - ложь. Ибо потеря государственного суверенитета, как и его обретение - всегда вопрос соотношения сил, внутренних и международных. Преступным или легитимным способом он изменяется – вопрос процедуры. А Сталин процедуру соблюдал.

То же право силы в полной мере проявилось в действиях самих прибалтийских республик на следующем историческом изломе, в конце 1980-х – начале 1990-х годов, когда центральная власть в СССР теряла бразды правления и все более проявляла политическую импотенцию.

Теперь в больнице можно было оказаться, ответив на улице по-русски на обращение на «коренном» языке и услышав перед ударом в глаз злобное: "Ах, так ты – русский?!". Легко можно было потерять работу по признаку "неправильной национальности". Можно было получить пулю от своих же, если это нужно было для дела независимости. Например, чтобы повесить на русских военных убийство мирных жителей, как это произошло в Литве в 1991 году.

Но во главе – и в начале – всех процессов шли не националисты и не бандиты, а советская интеллигенция. В том числе партийная, как рядовая, так и номенклатурная во всех слоях её пирамиды.

Это можно было наблюдать по всем республикам СССР. Те, кто работал тогда в центральной прессе, наверняка вспомнят, что "горланами-главарями" национальных движений выступали самые известные, ухоженные, прикормленные центром республиканские деятели.

Вот характерный пример. Латвийский журналист Дайнис Иванс, по конфиденциальным сведениям – тайный осведомитель КГБ, – сам взахлёб рассказывал о взлёте своей политической карьеры. В 1986 году он опубликовал статью против строительства Даугавпилсской ГЭС с «экологической» аргументацией (весьма жидкой). И сразу обрел тысячи сторонников. Квартира «как-то вдруг превратилась в некий штаб революции», а сам он сделался председателем Народного фронта.

За этой внезапностью стояли десятилетия подспудного, но упорного протеста. Из-за всё той же принадлежности к иному культурному и цивилизационному коду.

Относительно недавно, после 2014 года, на одном из форумов житель Прибалтики привел сравнение: «Прибалтика относится к России, как крымчане к Украине. Они всегда отдельно, по-другому жили. Переезжаем Нарву, и другая цивилизация».

Ныне вся Европа почувствовала разницу между теми, кто цивилизацию создает, и кто пользуется ее благами. Собственной национальной культурой и государственной традицией обладали только литовцы. А на территориях Эстонии и Латвии коренные жители на собственных землях считались людьми второго сорта. Ибо земли принадлежали немецким баронам, местные на них батрачили. Цивилизация взрастала их трудами, но к ней они не принадлежали. Селянину запрещалось даже в городе остаться переночевать.

Демонстрация Народного Фронта

Демонстрация Народного Фронта

Источник: pinterest.ru


Национальное становление латышей и эстонцев началось с вытеснения немцев, литовцев – с вытеснения поляков. К культурному коду добавлялся национальный. И ради реализации права на самоопределение конгломераты малых туземных племён – ливов, куршей, эстов, латгалов, жемайтов и так далее - срочно преобразовывались в народы, которых дотоле не было. А те – в нации латышей, эстонцев, литовцев.

При этом, как ни странно слышать это сегодня, к местным русским особых претензий не предъявлялось. Это подтвердит любой, кому довелось общаться с «довоенными» русскими в Риге или в Таллинне. Всё поменялось в конце 1980-х, когда «оккупантами» назначили русских. Бесполезно повторять, чем русская власть отличалась от немецкой. В разгар событий об этом было сказано все, что можно. И всё равно преимущества советского строя воспринимались как данность, а все его пороки – как ущемление национальной свободы. Ибо власть оставалась чужой.

Отсюда – тихое шипение за спиною русских на улицах Таллина, демонстративное непонимание русского языка в Риге, апартеид по отношению к русским в Вильнюсе. И месть – как только власть советского центра ослабла.

Все возвращается на круги своя. Нынешний локомотив европейской интеграции – Германия. Туда стремятся квалифицированные безработные, туда пытаются сбыть свою продукцию трудолюбивые фермеры.

Нетрудно догадаться, кто будет назначен следующим виноватым во всех бедах малых, но гордых народов Балтии.

 

Об авторе:

Александр Пересвет

Журналист, автор более 10 книг, в том числе:

Русские — не славяне? – М., 2009

Русские — покорители славян. – М., 2013

Русские — собиратели славян. – М., 2013

Тайный дневник фельдмаршала Кутузова. – М., 2013

Повести исконных лет. – М., 2014.

Русские до истории. – М., 2017

Русские до славян. – М., 2017

Славяне до русских. – М., 2017

Русь нерусская? – М., 2018