Автор: Владимир Иванов
14 апреля 1719 года английское правительство приняло решение отозвать из России всех своих мастеров-корабеллов, которые помогали Петру I строить военно-морской флот.
А ведь начиналось все очень благопристойно. В марте 1697 года в Европу прибыло Великое посольство Петра I – 250 человек. Очень хотелось молодому царю найти союзников и перенять передовой европейский опыт. С поиском союзников у России всегда были проблемы, а вот второй пункт был выполнен блестяще. Россия очень нуждалась в знающих людях, особенно в кораблестроителях, инженерах, моряках. Русский царь не ставил задачей пригласить только иностранных специалистов, его желание состояло в том, чтобы появлялись и свои профессионалы в соответствующих отраслях.
Петра I поразил Лондон, но особенно заинтересовала его «Лондонская заводь», торговая гавань, в которой размещалось около двух тысяч судов. Вряд ли царь мог предположить, плавая на своем ботике по Плещееву озеру, что есть такие масштабы. Доки и верфи на Темзе затмили все его другие интересы. К сожалению, побывав в Голландии, Петр не нашел необходимой изюминки в корабельной архитектуре, а в Англии ее было в избытке. Король Вильгельм IIIотнесся к молодому царю с большой симпатией, не скупился и показал лучшие образцы, изготовленные местными корабелами, и даже провел показательные морские учения. Для потомков осталась известная фраза Петра, где он сказал, что если б не был русским царем, то хотел бы стать английским адмиралом. После всего этого он нанял целую команду мастеров-корабелов.
Первопроходцами стали Осип Най и Джон Ден, затем приехали Ричард Козенц, Ричард Броун и Ричард Рамз. Джон Ден рано умер, а вот Най за десять лет построил для Азовского флота 11 линейных кораблей, а затем переехал в Ижору и на местной верфи им были построены 20 бригантин, шесть кораблей и шесть фрегатов. После смерти царя именно он достраивал первый русский 100-пушечный линкор «Петр I и II». Но кроме этого он подготовил прекрасных русских мастеров Федосея Скляева и Лукьяна Верещагина. Всего за сорок лет на русской службе Най построил более 40 судов.
Заслугой Ричарда Козенца стал 64-пушечный линкор «Ингерманланд», а всего за 25 лет при его участии было построено шесть кораблей и множество фрегатов и других судов. Ричард Броун работал в петербургском Адмиралтействе и создал десять кораблей и два фрегата. В 1732 году он спустил на воду новаторскую 110-пушечную «Принцессу Анну». Скончался Козенц в 1740 году и был похоронен в Александро-Невской лавре.
Заслуги английских корабелов не вызывают сомнений, их вклад в строительство русского флота бесценен. Правда, сама «владычица морей» совсем не испытывала эйфории от закрепления русских на Балтике. И как свидетельствует история, затратила массу усилий и денег, чтобы это не произошло.
Создав могучий Балтийский флот, Петр уже не боялся ни императора Священной Римской империи, ни шведского короля, ни других соседей желающих навредить России. Англия вынашивала планы ввязаться в войну с Россией, но вот рассчитывать на союзников не могла. Шведы к этому времени имели весьма потрепанный флот, от былой славы которого ничего не осталось.
А Россия безостановочно продолжала строительство новых кораблей на всех балтийских верфях. Вот именно в это время британский посол в Петербурге Джеймс Джеффрис рекомендовал своему правительству отозвать из России английских корабельных мастеров. В письме лорду Стенгопу он писал, что если мастера еще долго будут работать в России, то поставят царя хозяином Балтийского моря. Посол, конечно, преувеличивал заслуги англичан, так как к этому времени русские мастера уже стали вполне самостоятельными и могли посоперничать с ними.
В мае 1719 года Джеффрис вновь требует от правительства отзыва мастеров из России. В парламенте прошли специальные слушания, и было принято постановление, призывающее английских мастеров вернуться на родину. Результат очень разочаровал английских лордов. Мастера продолжили строить корабли, распивали с русским царем водку и даже не думали покидать Россию.
Английским властям было от чего сокрушаться. Только за шесть лет русский флот вырос с 17 линейных кораблей, которые в основном были куплены за границей, и в 1719 году в Балтийском море их было уже 28, которые в основном были построены на отечественных верфях.
Тем не менее попытки справиться с неуправляемыми мастерами продолжались. В результате у Джеффриса состоялся серьезный разговор с русскими властями. Вице-канцлер Петр Павлович Шафиров объяснил послу, что Англия опоздала со своими мерами. Русские сами строят свои корабли и им известны все интриги, которые проводит против России Англия.