История русской ёлки. Ёлка советская.

12/28/2020
Начало см. - здесь.


Октябрьская революция меняет жизнь страны кардинальным образом, затронув, среди прочего, и праздники, всегда играющие важную роль в самоидентификации любого социума. Это аксиома политики -  новая власть неизбежно вводит свои и вытесняет или трансформирует старые праздники, форматируя их под собственную систему ценностей.

Любителям ёлки – символа праздника религиозного - в условиях победы режима, одним из главных принципов которого был провозглашен атеизм, было о чём волноваться, если бы праздники вообще кого-нибудь заботили в это тревожное и тяжелое время. Но сперва немного предыстории…

Ёлка-1914 - 1917: " вражеская забава".

Сразу после революции никаких претензий к ёлке высказано не было, наоборот, новая власть отменила более ранние запреты на установку ёлок, появившиеся в патриотическом запале Первой мировой войны, когда ёлке припомнили немецкое происхождение. До открытого запрета Синода на ёлки в общественных местах дело дошло в 1916 г., но на практике ситуация не была так уж печальна: царская семья посещала ёлки в ряде госпиталей, следовательно, они были, пусть и в полулегальном статусе. Да и открытки «С Рождеством Христовым!», выполненные в военном антураже, сохранились в изобилии. И это неудивительно, уж слишком полюбился и стал совершенно «своим» - важным и необходимым для миллионов людей – этот зимний праздник.


История русской ёлки.   Ёлка советская.

Рождественская открытка времен Первой мировой.

Источник фото: pinterest.ru


Для тех, кто не хотел расставаться с «ёлочной традицией» во время войны – «головной болью» стали даже не запреты, а общее ухудшение экономической ситуации в стране. Дефицит товаров и инфляция вели к тому, что соблюсти привычный уровень праздника стало неразрешимой проблемой. Современники свидетельствовали – непосредственно перед революцией, в конце 1916 г., рождественское настроение в Петербурге было подпорчено нехваткой продуктов. Цены на торты поднялись до 10 рублей (шестая часть заработка рабочего за месяц), и все равно запись за ними велась за недели. Говядины было не достать, гуси взлетели в цене, и только зайчатину продавали по сходной цене, что тоже сделало её дефицитом.  

Ёлка -1919 - 1922: "подарок Ильича". 

Но это были лишь «цветочки» перед тем, что ждало любимый праздник впереди. Но сначала новая власть была вполне лояльна к ёлкам. Было даже найдено идеологическое обоснование её права на существование, опиравшееся на популярный в мировой культуре сюжет «Рождества для бедных», не ставших в силу социально-экономического неравенства полноценными участниками приятного действа. Пока богатые наслаждались всеми прелестями праздничной кутерьмы - роскошно украшенной ёлкой, подарками, вкусными лакомствами - дети из народа только подглядывали за этим великолепием из окошка, будучи абсолютно чужими на этом «празднике жизни».
 История русской ёлки.   Ёлка советская.

Ленин на ёлке в Сокольниках. Худ. Н. Жуков.

Источник фото: pinterest.ru


И вот теперь свершившаяся революция разрушила это неравенство. Следовательно, идея устроить ёлку, доступную для детей из народа, лежала на поверхности. Первую одобренную новой властью ёлку организовали в лесной школе в Сокольниках в январе 1919 г. Её инициатива исходила от В. И. Ленина, который принял в организации и проведении активнейшее участие: закупал подарки и лично приехал на праздник. Его настроение не испортило даже случившееся по дороге экстраординарное происшествие, когда на машину вождя напали вооруженные грабители, забравшие авто, из-за чего он опоздал на четыре часа. Гвоздем праздничной программы был школьный спектакль, а затем в ней приняли участие известные оперные певцы и музыканты. Ленин водил с детьми хороводы, играл в кошки-мышки, дарил подарки. А потом все пили чай с вареньем и орехами (по крайней мере, так это выглядело в канонической версии события, изложенной его личным секретарем В. Д. Бонч-Бруевичем). А центром праздника стала ёлка, украшенная самодельными игрушками, флажками и золоченой звездой. По этому рассказу можно судить, что хотя праздник и состоялся 6 января по новому стилю (т. е. в канун старого Рождества), в его ходе не было и намека на религиозный первоисточник. Просто детский добрый праздник, развлечение для детей в стране, где пришла к власти самая народная и справедливая власть. Позднее, даже его упоминаемая дата переехала на другое время – на памятной доске на здании школы было указано, что приезд Ленина на ёлку состоялся 19 января 1919 г. 
 
История русской ёлки.   Ёлка советская.

Телефонограмма, предписывавшая раздачу Петрокоммуне орехов и сладостей для устройства ёлки к новому году в Петрограде. Декабрь 1919 г.

Источник фото: pinterest.ru


После первого удачного опыта, проведенного на самом высоком уровне, была предпринята попытка распространить эту практику празднования Нового года по всем детским организациями республики и даже в это голодное время стремились изыскать хоть какие-то резервы (орехи, сладости). И всё же в эти времена физического выживания ёлка по понятным причинам была скорее исключением, бережно хранимым осколком былой стабильной жизни и в силу этого потрясала очевидцев необычайно. В каком-то смысле она играла роль "якоря", который помогал обрести почву под ногами и обрести надежду на то, что все образуется, и впереди есть будущее. У Корнея Чуковского в дневниках есть потрясающий рассказ о том, как его дети несколько месяцев собирали сухари из своего школьного пайка, чтобы разложить их, упаковав в фунтики, как подарки для родителей под ёлку. Сами ёлки той эпохи, по выражению того же Чуковского - "маленькие, пролетарские", настольные - по 15 копеек за штуку. 

Ёлка - 1923 -1929: "религиозный хлам" и диверсия против природы. 

С окончанием гражданской войны быт потихоньку налаживается, и, кажется, что ёлка скоро начнет возвращаться на былые позиции, но именно в этот момент - в 1922 г.  - начинается кампания за преобразование праздника Рождества в «комсомольское рождество». Атеистическое государство разворачивало наступление на последний оставшийся от прежнего режима официальный институт – церковь. Ставилась задача её изоляции, вытеснения религии из бытовой повседневной жизни граждан.

История русской ёлки.   Ёлка советская.
Плакат "Долой буржуазную ёлку!" 1926 г.
Источник фото: pinterest.ru

Комсомольским организациям предписывалось организовать празднование нового эрзац-заменителя христианских святок в первый день Рождества, которое все еще оставалось нерабочим днем. В задуманный план мероприятия входили и официальные доклады с разоблачением социально-экономической подоплёки праздника, которые зачитывались в игровой форме - от лица жрецов из древнего мира. Затем переходили к спектаклям и сатирам на актуальные темы. Позже планировались уличные мероприятия – шествия с факелами, карнавалы и «комсомольские ёлки». Участники этих сатирических маскарадов облачались в самые немыслимые костюмы: Колчака, Деникина, Чемберлена, нэпмана и кулака, всех языческих богов сразу и даже изображали рождественского гуся с поросенком. И повсюду в качестве обязательного элемента присутствовала ёлка, которой пытались придать новое содержание. На бумаге все выглядело продуманным, но вскоре власть должна была признать, что эрзац-праздник вышел натужным и не сумел привлечь большого количества участников. И тактику антирелигиозной пропаганды пришлось срочно менять.
 История русской ёлки.   Ёлка советская.
"Устами младенца" - беспроигрышный аргумент в любой дискуссии. 1928г.
Источник фото: pinterest.ru

После ухода Ленина из жизни именно ёлку стали позиционировать в качестве одного из главных символов религиозных пережитков. Об этом красноречиво свидетельствует советская печать и пропагандистские плакаты. Главным лозунгом стала крылатая фраза тех времен: «Вместо того, чтобы ставить ёлку на крест, поставим крест на ёлку!».  Сначала просто не рекомендовали праздновать Рождество: взамен этого следовало устраивать «антиелочные утренники». Здесь рассказывали про хитрых попов, пели хором песенки незатейливого антирелигиозного содержания: «Динь-бом, динь-бом, больше в церковь не пойдем!» и никаких ёлок, конечно!
Затем уже в 1926 г. ЦК партии большевиков открыто назвал обычай устанавливать рождественскую ель антисоветским «поповским пережитком». В поддержку этого был принят целый ряд особых декретов о запрете вырубки елочных насаждений и продажи елок. Здесь к антирелигиозному решили подключить ещё один, говоря современным языком, «экологический» аргумент – необходимость сохранения зеленых насаждений как важнейшего государственного достояния! Апофеозом кампании выглядит появившаяся чуть позже сказка Павла Барто «Ёлка» - история про злого старика, приехавшего в лес за ёлками, нацеленная на то, чтобы вывернуть наизнанку всем известный образ из песни, про родившуюся в лесу ёлочку. Если в первоначальном варианте срубленная ёлочка приносит детишкам «много-много радости», то в новом варианте старик – абсолютный разрушитель, уничтоживший прекрасную и гармоничную жизнь обитателей леса: белочек, ежей и птиц ради никому не нужных порубленных деревьев, увезенных им в город.   
  
История русской ёлки.   Ёлка советская.
Проект документа о запрете порубки зеленых насаждений (ёлок и берез) в связи с религиозными обрядами. 1929 г.
Источник фото: fontaka.ru

Наконец, в сентябре 1929 г. празднование Рождества было запрещено окончательно на всей территории Советского Союза. Для проверки того, насколько успешно реализуется эта инициатива властей стали создаваться своеобразные «летучие отряды» - патрули из комсомольцев и профсоюзного актива, которые ходили по домам и проверяли, нет ли у нарушителей тайно поставленной ёлки - "религиозного хлама", "дурмана", с которой и берет начало вредная религиозность детей. Сам праздник Нового года (пусть он и был рабочим днем!) конечно, никуда не делся – были карнавалы и вечера, лыжные праздничные походы и зимние костры, только ёлки в публичном пространстве все эти годы не было! 
Ёлка - 1930- 1935: "в неглубоком подполье".
Значит ли это, что ёлку не ставили никто и нигде? Конечно же, нет! Многие вспоминали о ещё одном неожиданном повороте в «ёлочной» судьбе – «она ушла в подполье». Несмотря на то, что за это можно было легко поплатиться работой, а то и ещё чего похуже, в семьях, чтящих традицию, и совсем не обязательно глубоко религиозных, чаще, из среды интеллигенции, новогоднюю ёлку ставили тайно, за плотно задернутыми шторами, стараясь не приглашать в гости случайных людей.
Часто «в преступную схему» был включен и дворник, который выезжал в лес, срубал там деревце, перерубал пополам для скрытности, чтобы можно было легко засунуть в небольшой мешок. А уж на месте снова скреплял деревце планками, и свежая лесная ёлка радовала домашних. Так родители хотели дать возможность и своим детям ощутить то волшебное чувство счастья и радости, которое помнилось им по своим детским годам.  Иногда ёлка «проскальзывала» и в публичное пространство в виде иллюстрации в книге, а иногда и в текстах воспоминаний, как рассказ о той самой сокольнической ёлке Ленина, опубликованный В. Д. Бонч-Бруевичем в 1931 году.  Встречаются даже свидетельства, что ёлку на протяжении всего времени наряжали и в семье самого Сталина. До 1931 года это делала его жена – Надежда Аллилуева, затем – няня детей Александра Быченкова. В новогоднюю ночь в дом приглашали и немногочисленных гостей.  
Ёлка - 1936 -1941: "хорошая советская ёлка во всех городах и колхозах!".
Прошло несколько лет, советские граждане только стали потихоньку привыкать – точнее отвыкать – от неблагонадежного праздника. Как вдруг ёлку неожиданно реабилитировали и вернули в советскую жизнь. Это произошло всего за несколько дней до Нового 1936 г. В «Правде» - самой главной газете страны, в которой ничего не могло появиться просто так - 28 декабря 1935 г. была опубликована статья второго секретаря Компартии Украины Павла Постышева под совершенно неожиданным названием: «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!». Из неё изумленные читатели узнали, что все предыдущие к ёлке претензии были нелепыми «левыми перегибами». А теперь автор – очень крупный партийный функционер - настаивал на немедленном осуждении предыдущей борьбы и настойчиво требовал вернуть ёлку в дома, правда, именуя её уже не Рождественской, а Новогодней!

История русской ёлки.   Ёлка советская.
Та самая статья Павла Постышева - реабилитация ёлки началась!
Источник фото: pinterest.ru

При всей заметности фигуры Постышева, а также наличии в воспоминаниях членов его семьи трогательной истории абсолютно "рождественского" стиля, в которой радость от наряженной к празднику ёлки вылечивает от пневмонии его тяжело болевшего сына Леонида, совершенно очевидно, что в те времена такие решения в важнейшем для страны идеологическом поле принимались в СССР совершенно на другом уровне и только с ведома одного человека. Тот же Никита Хрущев в своих воспоминаниях подтверждает, что инициатива о возвращении ёлки в жизнь советских людей действительно исходила от Постышева, но согласие на этот символический акт дал именно Сталин, сразу поддержавший высказанное предложение и одобривший решение вернуть детям ёлку, как главный символ счастливого праздника! 

История русской ёлки.   Ёлка советская.
Павел Постышев -  главный советский Дед Мороз?
«Идет высокий сутулый человек с хмурым озабоченным лицом, но лучистыми глазами и несет большую новогоднюю елку с пятиконечной звездой». Дружеский шарж Бориса Ефимова. 1935 г.
Источник фото: pinterest.ru

 Конечно, еще более красноречивым свидетельством этого является тот факт, что буквально в один день, как писали в том же самом номере «Правды» от 28 декабря 1935 г., были организованы по городам елочные базары, а во все детские учреждения улетели телеграммы, в которых предписывалось немедленно нарядить «амнистированные» деревья и провести детские праздники по полной программе. Школы, катки, детские сады, дома пионеров, библиотеки и театры – все они в один миг наполнились свежим хвойным запахом, счастливым гомоном детворы, радостно бросившейся изготавливать елочные украшения и тут же водружать их на мохнатые зеленые лапы елей.

История русской ёлки.   Ёлка советская.
Пограничник Карацупа со своим псом Ингусом. 1936 г. Картонаж.  Крайне ограниченный тираж - возможно потому, что способ крепления к ёлке выглядит несколько сомнительным...
Источник фото: pinterest.ru

В срочном порядке было налажено производство елочных украшений, не только традиционных шаров и шишек, но и на самые актуальные сюжеты – «полярники на льдине», «пограничник Карацупа со своим псом Ингусом», всеми любимые тогда дирижабли, самолеты и танки, ну и конечно, всегда популярные фигурки красноармейцев и барабанщиков. Но стеклянные игрушки стоили дорого и выпускались ограниченным количеством, наиболее популярные - делались из картона и прессованной ваты. Уже в 1937 году газеты сообщали, что продается к Новому году около 120 видов игрушек. К ним обязательно добавлялся блеск свечей и электрических лампочек; в окрестных лесах, позабыв о былых «экологических» упреках и предостережениях, тут же было вырублено много тысяч деревьев, а для детей снова начали готовить подарки – новогодние коробочки со сластями: конфетами и пряниками.

История русской ёлки.   Ёлка советская.
Полярника с медведем - под ёлочку!
Источник фото: pinterest.ru

Для того, чтобы окончательно легитимизировать ёлку в жизни советских людей, необходимо было полностью предать забвению связь ёлки с Рождеством. Само рождественское дерево было превращено в атрибут светского, можно даже сказать, государственного праздника Нового года, вместе с Первомаем и Октябрем вошедшего в триаду главных праздников страны. Вифлеемскую звезду, которую, по легенде, предложил еще Мартин Лютер в далеком XVI веке, легко заменили на пятиконечную красную – такую же, как знакомые всем рубиновые звезды, сиявшие в небе над Москвой на кремлевских башнях.

История русской ёлки.   Ёлка советская.
Самые популярные игрушки, конечно же, с советской символикой! 1937 г.
Источник фото: pinterest.ru

Ответ на вопрос – что же послужило причиной столь резких перемен в судьбе зеленой красавицы, похоже, тоже надо искать в общественно-политическом поле. Буквально за месяц до этого, выступая на всесоюзном совещании стахановцев, Сталин бросил с трибуны крылатые слова, вошедшие в историю и знакомые многим даже сегодня: «Жить стало лучше! Жить стало веселее!». Именно ёлка – с её удивительно позитивным, радостным и счастливым настроением идеально подходила для того, чтобы наглядно проиллюстрировать тезис вождя.

История русской ёлки.   Ёлка советская.
"Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!" или "Новый год шагает по советской стране!"
Источник фото: https://kvgazeta.ru/

И совсем неслучайно на открытках и новогодних плакатах появился именно любимый «вождь всех народов», и вне всякой конкуренции среди украшений были елочные гирлянды с еще одной знаменитой и теперь фразой: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!»

История русской ёлки.   Ёлка советская.

В ожидании счастливого Нового года! Новогодняя открытка. 1937 г.

Источник фото: pinterest.ru


Перед «хорошей советской ёлкой» открыты теперь все двери, вплоть до залов Кремлевского дворца. Здесь проводят приемы для «лучших людей страны». Присутствовавшая на приеме 1939 года одна из гостей – Агнесса Миронова-Король, жена крупного работника НКВД вспоминала, что посереди зала стояла красивая, собранная из трех елей пышная большая ёлка. В глубине зала - столы, уставленные вином, за ними приглашенные гости, по большей части в синих костюмах и платьях, только в разных оттенках. Официанты обносили всех разнообразными изысканными блюдами. Они сидели с мужем у самой елки. «…Место наше — в середине зала и не очень далеко от Сталина — указывало на наше положение: тут тщательно соблюдали субординацию. Если нам определили такое место, значит, мы в фаворе». Вскоре муж был арестован, но это уже другая, совсем не праздничная история. 


История русской ёлки.   Ёлка советская.
Вернувшаяся ёлка -  теперь в самом сердце столицы!
Источник фото: pinterest.ru

В целом, по всей советской стране вновь признанный праздник ёлки встретили с огромным искренним и только усиливавшимся год от года «ёлочным энтузиазмом» - с шуточными стихами, самодельными игрушками, подарками, весельем и глубокой убежденностью: "...мы живём в лучшем из всех миров!". 
И никто не знал, что на пороге стоит уже другая – военная - жизнь, в которой, посреди всех ужасов, тягот и испытаний, всем, кажется, будет совсем не до ёлки...