Версия для печати

Первооткрыватели

Двадцать пять интересных фактов из жизни И.Ф. Крузенштерна

19 ноября 2020 года исполняется 250 лет со дня рождения адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770-1846), человека, которому «русский флот обязан своей прекрасной славой». Именно он был начальником первой русской кругосветной экспедиции, осуществленной в 1803-1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева».
В честь 250-летнего юбилея Ивана Фёдоровича мы собрали 25 интересных фактов его биографии, которые позволяют лучше узнать личность и детали судьбы великого мореплавателя:

* Семья Ивана Фёдоровича происходила из обрусевшей ветви немецко-шведского рода фон Крузенштернов и при рождении он получил имя Адам Иоганн. При приеме в Морской кадетский корпус в Кронштадте «Адам» было заменено для удобства на более привычное для русского уха - «Иван».

* А вот отчество «Фёдорович» он решил позаимствовать у своего однокашника и лучшего друга Юрия Фёдоровича Лисянского - будущего капитана второго корабля кругосветной экспедиции - шлюпа «Нева». Кроме того, он решил немножко трансформировать свою первоначальную фамилию – Крузиенштерн – на знакомый нам сегодня и звучавший не так «по-шведски» вариант - Крузенштерн.

* Предки Крузенштерна были отчасти связаны с Россией, хотя порой это проявлялось оригинальным образом. Прапрадед Ивана Фёдоровича – Филипп – приезжал в Россию ко двору царя Алексея Михайловича в качестве посла (один раз – немецкого, другой – шведского), а его дед – Эверт Филипп попал в русский плен в битве при Нарве и прожил в Тобольске­ более двадцати лет.

* Лисянский вспоминал, что, еще будучи кадетом, более всего Иван хотел избежать рутины «обыденной жизни» и уже тогда мечтал побывать на могиле Беринга на Командорских островах.
* По причине начавшейся войны со шведами Крузенштерн был выпущен из Морского корпуса досрочно в мае 1788г. Он прошел всего половину курса обучения (3,5 года вместо 6) и не получил полагающегося при выпуске звания «мичман» (ограничились компромиссным «проходил службу за мичмана») Первое боевое крещение он принял 28 июня 1788 г. За смелость, проявленную в ряде морских сражений, ему всего в 19 лет было сразу присвоено звание «лейтенант»! Кроме того, юному моряку в качестве признания его боевых заслуг поручили подняться на борт флагманского корабля и взять в плен самого адмирала Лейонакера.
«Адам Иоганн фон Крузенштерн» (в молодости). Художник - Иоганн Фридрих Вейч.
Источник фото: https://worldofhistory.ru/

* На первом корабле, где ему довелось служить – линкоре «Мстислав», капитаном был замечательный морской офицер Григорий Муловский, который должен был возглавить кругосветную экспедицию, одобренную Екатериной Второй. Он пообещал юному гардемарину обязательно включить того в число её членов. Этому плану не суждено было сбыться (Муловский погибнет в бою), но мысль о кругосветке крепко запомнилась будущему великому мореплавателю;

* 6 лет – с 1793 по 1799 годы – Иван Федорович проходил стажировку в Королевском военно-морском флоте Великобритании. Это был бесценный опыт, не раз пригодившийся ему впоследствии. Он побывал в Америке, Африке, Индии и Китае, на Бермудских островах и все сильнее мечтал о русском кругосветном путешествии. Случались во время стажировки и необычные ситуации, в которых ярко проявился характер Крузенштерна. Как-то у него случился публичный конфликт с молодым англичанином. Тот отказался от классической дуэли, и Крузенштерн предложил ему проверку на смелость, организованную весьма оригинальным способом. Каждый из них должен был зажечь по фитилю гранаты, прикрепленной к станине, и медленно удаляться, считая шаги по секундомеру. Крузенштерн с честью выполнил все условия, а вот англичанин убежал, даже не дойдя до своей гранаты, за что был побит секундантами. Крузенштерна же, с большим уважением, на руках отнесли до ближайшей таверны, где и отметили это событие всей морской компанией;

* Во время плавания на английском фрегате «Thetis» Крузенштерну довелось побывать в США - новой стране, только что получившей независимость, где он познакомился с первым президентом Джорджем Вашингтоном. Тот сразу оценил способности молодого русского офицера, предложив поучаствовать в создании американского флота. Крузенштерн поблагодарил и отказался;

* На протяжении всей жизни он не переставал учиться - совершенствовался в астрономии, географии (позже, для своих детей он даже напишет учебник по этой дисциплине!) и иностранных языках, которые считал «ключом в большой мир». Уже после окончания Морского корпуса самостоятельно выучил «важную для научных изысканий» латынь. Кроме того, свободно говорил на французском, английском и немецком языках. Вел обширную переписку со многими выдающимися учеными своего времени: Гумбольдтом, Мурчисоном, знаменитым испанским картографом Эспиноза и другими авторитетами в области картографии и гидрографии. Его научные заслуги получили высокую оценку: он был почетным членом Академии наук, почетным доктором философии Дерптского университета и членом-корреспондентом многих иностранных научных обществ и учреждений;
* Для реализации задуманного плана кругосветной экспедиции Иван Фёдорович решил обратиться за разрешением к императору Павлу I. Аудиенция прошла неудачно: тот назвал предложение о кругосветке полной чушью. А вот новый император Александр I сразу оценил научный, политический и торговый потенциал этой идеи, приняв в её реализации самое деятельное участие. Разработку маршрута, подбор команды и кораблей он поручил именно Ивану Крузенштерну;

* В сентябре 1801 г. состоялась свадьба Ивана Федоровича с Юлией фон Таубе, отличавшейся, по мнению знавших её, «красотой, любезностью обхождения и истинной образованностью». Их счастливый брак (большая редкость по тем временам!) продлится без малого полвека, в семье появится шестеро детей – четыре сына и две дочери.
Шлюпы «Надежда» и «Нева»
Источник фото: pinterest.ru

* Когда летом 1802 г. Иван Фёдорович узнал о долгожданном согласовании кругосветной экспедиции, его жена только что родила первенца. Перед мореплавателем встал трудный выбор: наслаждаться семейным счастьем или бросить все силы на реализацию мечты. Как писал он позже: «…министр объявил мне, что они рассчитывают на мое согласие, поскольку в ином случае мой проект останется неосуществленным. Я был обязан принести моему отечеству жертву, и я ее принес».

* Корабли для путешествия были куплены Лисянским в Англии, зато команда, по личному указанию Крузенштерна, набиралась исключительно из русских матросов, причем, добровольцев, которых оказалось неожиданно много. Это не прошло незамеченным в Европе, где в газетах писали: «Сие предприятие важно не только для коммерции, но и для чести Русского народа. По настоянию начальника экспедиции, на сих кораблях будут только Русские». Кстати, Крузенштерн настоял, чтобы всем матросам было назначено денежное содержание в 120 рублей в год;
* Иван Федорович тщательно подошел к планированию всех аспектов экспедиции: заготовке запасов, воды, нательного белья и одеял. Холодильников и консервов тогда не было, и он приказал взять на борт корабля «живность»: свиней, коз, корову с теленком и много домашней птицы. Участники плавания вспоминали, что время от времени приходилось устраивать им гигиенические процедуры – «полоскать» в океанской воде. С целью сохранения свежести питьевой воды Крузенштерн решил применить новую научную разработку – адсорбирующие свойства угля. Он приказал обуглить внутренние поверхности бочек для воды, и та действительно дольше оставалась свежей. При этом, при необходимости он делился припасами и с местными жителями – так, известно, что он оставил населению Камчатки соль и крупу, подаренные морякам в Японии;
* Задумывался он и о сохранении «психологического» климата внутри экипажа, которому предстояло провести в небольшом пространстве корабля длительное время. Кают-компания служила клубом, где читали, музицировали, играли в шахматы и карты, рисовали и много учились, особенно иностранным языкам (иностранцы с удовольствием изучали русский). По возможности устраивались праздники, на которые капитан приказывал угостить экипаж хорошим обедом:
«Приказано на каждую артель зажарить по две утки, сделать по пудингу и сварить свежий суп с картофелем, тыквою и прочей зеленью, прибавя к сему по бутылке портера на каждого». Присутствие капитана действовало на всех благотворно, после его кратковременной болезни один из членов экспедиции с облегчением написал: «Все рады, все довольны, поскольку Крузенштерн опять здоров». И далее отмечал: «Капитану… можно поставить в вину только его слишком большую доброту и любезность». А ещё на корабле с большой выдумкой – с участием капитана корабля и морского бога Нептуна - отметили праздник пересечения экватора. Отвечая в ходе праздника на традиционный вопрос «владыки морей», зачем моряки забрались так далеко от дома, капитан с чувством ответил: «Мы здесь - для славы науки и Отечества нашего».
Изданные в Англии в 1856 г. мемуары И.Ф. Крузенштерна (под ред. его дочери Шарлотты Бернарди).
Источник фото: pinterest.com.

* В кругосветной экспедиции под руководством Крузенштерна приняли участие многие вошедшие в историю личности: моряки Беллинсгаузен и Отто Коцебу, через годы прославившие русский флот собственными морскими походами, дипломат Николай Резанов (тот самый – из «Юноны и Авось»), известные ученые - Горнер, Тилезиус и Лангсдорф. А еще известный авантюрист и дуэлянт граф Федор Толстой (Толстой- Американец), доставивший Ивану Фёдоровичу немало хлопот во время плавания;

* В детстве Иван был домашним ребенком «слабого здоровья», да и в кадетском корпусе его считали «застенчивым и неуклюжим». Зато во взрослом возрасте он поражал всех прекрасной физической формой. Даже на фоне своих матросов-богатырей он выделялся атлетическим телосложением. Секрет прост – всюду, в том числе и в кругосветное плавание, он брал с собой две двухпудовые гири (по 32 кг). И каждый день, невзирая на занятость, выполнял любимое упражнение –
жимовой швунг – говоря проще, выжимал гирю (а то и две) над головой.
* В «кругосветку» Иван Федорович взял с собой любимую собаку – спаниеля. На корабле даже сложилась особая традиция - «на удачу» потрепать за длинным ушком у любимца капитана. Собака, кстати, произвела настоящий фурор среди аборигенов, которые никогда не видели такого «длинноухого чуда» и в испуге разбегались при её появлении;
* Крузенштерн впервые на флоте во время кругосветного путешествия отменил на своем корабле «Надежда» телесные наказания: и, кстати, за три года плавания в его экипаже – небывалый случай в те времена - не умер ни один матрос!

* Насколько важным для самого Ивана Фёдоровича было участие в кругосветном путешествии можно понять из того, что много лет спустя, он хотел назначить бракосочетание любимой дочери именно на 7 августа 1846 года – день сороковой годовщины возвращения экспедиции домой;
.
Барельеф с изображением герба Крузенштерна с постамента памятника Крузенштерну, установленному на Васильевском острове Петербурга.

* В Российском государственном архиве Военно-морского флота хранится следующее письмо И.Ф. Крузенштерна (1833г.):  « …желая оставить воспоминание о счастливом для меня событии, что первым из российских мореплавателей имел я счастье совершить первое путешествие вокруг света, замечательное и для русского флота, решаюсь просить прибавление к фамильному гербу моему… двух флагов на древках, поддерживаемых с одной стороны островитянином Южного моря, а с другой — японцем, внизу… прибавлен девиз, относящийся к имени корабля, на котором совершено путешествие». На гербе видна надпись «Spe Fretus» - «Опираясь на «Надежду» или «Доверяя «Надежде»;

* Возглавив в 1827 г. Морской кадетский корпус, он настоял на необходимости проведения важных преобразований «ко славе русского флота». Он хотел дать хорошее разностороннее образование и военным морякам, и морякам торгового флота. Воспитывать не физическими наказаниями, а образованием. И создать специальный офицерский класс с углубленной программой обучения (высшая математика, физика, география, языки), предназначенный для выпуска лейтенантов. Кроме того, Крузенштерн предложил принимать в Морской кадетский корпус детей недворянского происхождения.

* Когда началась Отечественная война 1812 года Иван Фёдорович, хоть и был человеком небогатым, отдал на нужды ополчения большую по тем временам сумму – тысячу рублей (для сравнения – годовое жалование капитана первого ранга в 1809 году - 900 рублей).

* В 1814 году Иван Фёдорович привез из Англии новинку - несколько банок консервов. Он сразу же оценил всю пользу только что придуманного способа хранения продуктов для флота и длительных морских путешествий. Любопытно, что две банки хранились у его наследников до 1906 года (и не пропали, как выяснилось после открывания);

* Иван Фёдорович был одним из главных инициаторов первой русской антарктической кругосветной экспедиции под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819-1821гг.), целью которой было подтвердить или опровергнуть существование шестого материка – Антарктиды;
Памятник И.Ф. Крузенштерну на набережной Лейтенанта Шмидта в Петербурге. Каждый год выпускники расположенного рядом Высшего военно-морского училища имени Фрунзе отмечают свой выпускной, наряжая фигуру любимого адмирала в специально сшитую тельняшку богатырского размера. Зная его характер, можно уверенно сказать: "Ему бы понравилось!".
Источник фото: pinterest.ru


Пожалуйста, оцените материал:
Просмотры: 1223
0 Комментариев