Как в США прославляли наших партизан
Двадцать девятого июня в России отмечается День партизан и подпольщиков. Праздник, учреждённый восемь лет назад, посвящён тем, кто в дни Великой Отечественной войны открыл «фронт в тылу врага», кто сражался с нацистскими оккупантами в партизанских отрядах и в подполье.
Размах, который приобрела «народная война», был в годы войны заметен не только из Москвы, но даже из-за океана. Так, помимо прочего, не без восторга рассказывала о советских партизанах пропагандистская лента «Битва за Россию», созданная в 1943 году классиком американского кино Фрэнком Капрой. Летом следующего года в США вышел художественный фильм режиссёра Жака Турнёра под названием «Дни славы». Эта ныне забытая картина, сюжет которой развивается осенью и зимой 1941 года, во время битвы за Москву, повествует о советских диверсантах-подпольщиках, действующих в тылу противника в районе Тулы. Командует отрядом инженер Владимир в исполнении 28-летнего Грегори Пека. Примечательно, что это была самая первая актёрская работа в фильмографии великого артиста.
По сюжету, жизнь отряда претерпевает изменения, когда один из бойцов приносит на базу обессиленную женщину по имени Нина, которая оказывается балериной некоего «Московского театра». По законам голливудского жанра, между нею и харизматичным командиром отряда вспыхивают чувства. В Нину также влюбляется юный партизан Митя, отдалённо напоминающий Лариосика из «Дней Турбиных», а Владимира, в свою очередь, начинает ревновать прекрасная снайпер Елена. Что интересно, роль Нины исполнила настоящая прима-балерина Тамара Туманова, покинувшая Россию в младенческом возрасте вскоре после революции.
Фильм, демонстрирующий американским зрителям, помимо любовных отношений, исключительную отвагу советских людей, в нашей стране едва ли можно смотреть без добродушной улыбки. Бойцы, оборудовавшие свою базу в подвале разрушенного православного монастыря, обсуждают за обедом borsch и kasha, в огромных количествах потребляют чай из блестящего самовара (хотя один из «народных мстителей» норовит выпить чего покрепче). В часы досуга они поют и играют на гармони, помощник командира Семён читает вслух «Героя нашего времени», а Нина по-английски декламирует «Письмо Татьяны к Онегину». В самом начале кинокартины бойцы спасают книги из подожжённой немцами усадьбы Льва Толстого (правда, в фильме постоянно фигурирует не Ясная, а «Лесная поляна»).
Смешнее всего выглядят сцены объяснений в любви между Ниной и Владимиром: персонажи с совершенной серьёзностью разыгрывают сцены, которые выглядят как пародия на русскую классическую литературу. Есть в фильме эпизоды, и вовсе нарушающие всякую логику – кажется, они включены в сюжет только для того, чтобы герои могли «по-русски» предаться рефлексиям. Пожалуй, самым нелепым моментом становится заочное отпевание погибшей на задании Елены – это в фильме, где слово «товарищ» произносится в среднем каждые три минуты!
Однако придираться к этой, до боли наивной, киноленте отчего-то не хочется. Даже если ощущаешь чувство неловкости от гипертрофированной игры актёров или замечаешь американский пистолет-пулемёт «Томсон» в руках у советского партизана. В меру своего таланта и в пределах своих знаний о России создатели «Дней славы» постарались сделать фильм, создающий максимально позитивный образ важнейшего союзника США по антигитлеровской коалиции. Русские в картине режиссёра Жака Турнёра – это храбрый народ, состоящий из красивых женщин и вдумчивых мужчин (не считая разве что комического дуэта Саши и Фёдора, двух толстяков, которые вечно не могут что-то поделить – даже право первым выстрелить из пушки). В ленте не осталось места для, казалось бы, «обязательного» предателя – каждый подпольщик помнит наизусть текст данной присяги, готов повторить её вслух в пылу боя и пожертвовать собой.
Пожалуй, самое главное – в «Днях славы» очень чётко проговаривается, за что именно сражался советский народ: за разрушенные города, сожжённые вместе со всеми жителями деревни, расстрелянных отцов и матерей. Кроме того, на фоне общей лубочности и театральности ярко выступает сцена жестокой казни 16-летнего Мити, осмелившегося плюнуть в лицо нацистскому офицеру.
Схематизм и некоторая наигранность незамысловатой картины вряд ли могла стать препятствием для того, чтобы через неё простой зритель ощутил сочувствие к советскому народу и уважение к его ратному подвигу. Напротив, условия войны зачастую требовали от деятелей искусств простых форм, понятных самой непритязательной аудитории. Песни, плакаты, фильмы и мультфильмы объясняли широкому населению, кто есть враг, а кто есть друг. Незатейливая, но снабжённая отличными спецэффектами кинолента «Дни славы» прекрасно справлялась с этой насущной задачей.
Новое
Видео
Немцы нацеливаются на Россию (видеоблог Петра Романова)
Немцы нацеливаются на Россию (видеоблог Петра Романова)
Внешняя политика России второй половины XIX столетия
В лекции, посвященной внешней политики России второй половины XIX ст., показывается, что после заключения Парижского мирного договора главным направлением внешнеполитической деятельности российского дипломатического корпуса стала борьба за пересмотр отдельных условий договора. Отказ в одностороннем порядке от нейтрализации Черного моря был закреплен решениями Лондонской конференции 1871 г. Россия получила право военного укрепления Черноморского побережья, расширения южной морской торговли и хозяйственного освоения южных губерний. Но уже по результатам Берлинского конгресса 1879 г., который пересматривал условия Сан-Стефанского мирного договора после русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Россия оказалась отброшенной назад в решении восточного вопроса. Европейские державы в очередной раз не только сорвали проект разрешения застарелой проблемы, но заложили предпосылки конфликта, приведшего в начале XX в. к Первой мировой войне. Период правления Александра II стал временем геополитического надлома в истории России. Впервые после многих десятилетий непрерывного территориального расширения Российская империя утратила ряд территорий. Особенно показательным шагом в этом отношении стала продажа Аляски, которая не могла быть удержана за недостатком людских, управленческих и материальных ресурсов. Вместе с тем, ввиду угрозы британской экспансии, было продолжено геополитическое расширение пределов империи в среднеазиатском направлении. В состав России была включена территория Кокандского ханства, под ее протекторатом оказались Бухарский эмират и Хивинское ханство. Переориентация при Александре III с "Союза трех императоров" на сближение с Францией, продиктованное общностью военно-стратегических интересов, обеспечило мир в Европе, вследствие чего российский император получил наименование Миротворца. Союз с Францией 1890-х гг. был направлен против Англии, тогда как в отношении Германии в это время Россия придерживалась умеренной политики, ограничиваясь дипломатической войной. В связи с новым союзом, русское правительство переориентировало свою позицию на Балканах, отказавшись в этом регионе от активных действий и приступив к активной политике на Дальнем Востоке.
Смутное время. Трансформация гражданской войны в войну национально-освободительную (1611-1618 гг.)
Лекция посвящена последнему периоду Смуты, когда под угрозой потери независимости и территориальной целостности России гражданская война стала перерастать в войну национально-освободительную. В лекции дан анализ действий Первого ополчения во главе с Прокопием Ляпуновым, Дмитрием Трубецким и Иваном Заруцким. Показано, как противоречия между казаками дворянами, участниками Первого ополчения, подорвали его силы изнутри. Ополченцы не смогли освободить Москву, которая в ходе стихийного восстания столичных жителей против польского гарнизона 19 марта 1611 г. фактически погибла от колоссального пожара. Польский гарнизон, Семибоярщина и часть знатных и состоятельных русских людей оказались запертыми в каменных крепостях Кремля и Китай-города. Среди этих сидельцев был и юный Михаил Романов со своей матерью инокиней Марфой. По призыву Кузьмы Минина в конце 1611 г. в Нижнем Новгороде начало формироваться Второе ополчение. Его воеводой стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Решающие события разыгрались под стенами Кремля и Китай-города 19-13 августа 1612 г., когда ополченцам удалось предотвратить прорыв в Кремль войск гетмана Ходкевича. Одновременно произошло стихийное объединение казаков Дмитрия Трубецкого и Вторым ополчением. 22 октября 1612 г. был взят Китай-город, 26 октября 1612 г. сдался польско-литовский гарнизон Кремля. Собравшийся в начале 1613 г. в Москве Земский собор избрал на царство Михаила Романова. С этого действа началось восстановление органов центрального управления в России. В 1613-1614 гг. были потушены последние очаги гражданской войны, в частности разгромлены сторонники Ивана Заруцкого и Марины Мнишек, знаменем которых был "царевич" Иван, сын Лжедмитрия II. Столбовским договором 1617 г. и Деулинским перемирием 1618 г. был положен конец военным действиям с Швецией и Речью Посполитой. По Столбовскому миру Россия потеряла в пользу Швеции выход в Балтийское море и часть своих владений в Карелии, однако вернула себе Новгородскую землю. По условиям Деулинского перемирия за речью Посполитой осталась Смоленская и Чернигово-Северская земли. Однако война с поляками и шведами прекратилась и начался выход России из Смуты.