Диктатура пролетариата, единовластие Сталина, репрессии: что пишут об этом в школьных учебниках

Валентин Жаронкин.
О диктатуре большевиков – Сталина,
и зачем она пригодилась
Андрей Смирнов.
Диктатура пролетариата, единовластие Сталина, репрессии:
что думает о них современная наука
Трудный вопрос № 12 сформулирован в историко-культурном стандарте так: «Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий».
В двух предыдущих публикациях мы рассмотрели этот «трудный вопрос» с точки зрения здравого смысла и с точки зрения принятой сегодня научной трактовки. Сегодня, по традиции, переходим к инспекции действующих школьных учебников.
Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и М.Ю. Брандта «История России. ХХ – начала ХХI века. 9 класс» внятно излагает историю формирования в Советской России однопартийной политической системы и диктатуры партиибольшевиков. Отметим чёткие формулировки, согласно которым, «сложившуюся в годы Гражданской войны политическую систему можно назвать диктатурой партии», «РКП(б) фактически выполняла функции органов государства», «государственную власть в СССР фактически осуществляла коммунистическая партия». Показан и механизм действия диктатуры партии – практика принятия решений в верхах РКП(б)/ВКП(б) и передачи решений к исполнению в государственные органы.
Кратко, но чётко названо в этой учебной книге и главное последствие установления диктатуры партии – невозможность для различных социальных групп в Советской России/СССР отстаивать свои интересы.
А вот причины установления партийной диктатуры обойдены. Впрочем, добросовестному ученику они станут ясны после внимательного чтения учебника – где постоянно подчеркивается радикализм и организованность большевиков. Кроме того, в рассказе о политической жизни страны в годы нэпа четко указывается, что не сохранить свою диктатуру большевики просто не могли, так как в противном случае они просто потеряли бы власть.
Что касается причин установления единовластия И.В. Сталина, то авторы учебника резонно указывают, во-первых, на то, что этот партийный лидер установил контроль над партийным аппаратом – а «кто управляет кадрами, тот управляет всем». А во-вторых, политическая программа Сталина оказалась близка как массе партийцев, так и значительной части населения. Ведь Сталин предлагал немедленно, здесь и сейчас, не разводя дискуссий, приступить к построению в СССР социализма – то есть той самой счастливой жизни, о которой мечтали массы, прошедшие революцию и Гражданскую войну и не удовлетворённые тем, что принес им нэп… К сожалению, в учебнике оказались обойдены вниманием личные качества Сталина – также помогавшие ему установить и осуществлять свою единоличную власть.
Кроме того, из учебника Данилова, Косулиной и Брандта трудно понять, когда именно установилась эта единодичная власть. Из сообщения о ликвидации в партии к XVI съезду ВКП(б) всякой оппозиции Сталину и из описания примет культа личности Сталина в рассказе о праздновании 50-летия этого последнего можно понять, что это произошло в 1929 – 1930 годах. Но так как негласная оппозиция Сталину в среде партийных руководителей сохранялась вплоть до 1937 – 1938 годов, то следовало бы, на наш взгляд, связать окончательное установление режима личной власти Сталина именно с этим временем. И – по аналогии с диктатурой партии – обязательно пояснить, как выглядел и функционировал этот режим личной власти (а то авторы даже не употребляют такого понятия. Они ограничиваются выводом о сосредоточении в СССР государственной власти в руках «узкого круга партийной элиты во главе со Сталиным»).
Причины политических репрессий 1930-х годов авторы обозначают чётко и кратко: устранение всех недовольных советской властью. Последствия же изложены лишь в самом общем виде – как ликвидация всяких проявлений демократии в стране.
Приходится также отметить неуместное именование авторами учебника исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) 1930-х годов «концентрационными лагерями». И просто неудобно уже указывать на другую фактическую ошибку – на цифру в 40 тысяч репрессированных в 1937 – 1938 годов по политическим мотивам командиров Красной Армии и Флота. На протяжении последней четверти века неоднократно указывалось, что реальная цифра примерно в 3,5 – 4 раза меньше…
Написанный теми же авторами раздел учебника для второго концентра изучения истории в школе (Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Россия и мир в ХХ – начале ХХI века. 11 класс) к тому, что сказано в учебнике для девятиклассников, не прибавляет ничего.
В другом учебнике для 11-го класса (Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. История. Россия и мир. Базовый уровень. 11 класс) разбираемые нами сейчас вопросы изложены очень кратко – что, впрочем, вполне оправдано и, на наш взгляд, лучше, чем просто переписывать, немного подсократив, то, что ученик уже читал будучи девятиклассником. Отметим сжатые и яркие фразы, напоминающие о том, что реальной властью в Советской России была партия большевиков, что Сталин оказался на вершине власти потому, что именно в его руках были реальные её рычаги (контроль над партаппаратом).
В целом существовавшие к нынешнему учебному году учебники неплохо освещают разбираемые нами сейчас вопросы. Общим отрицательным признаком стоит назвать отсутствие цельного рассказа о чертах Сталина как личности (а применительно ко временам «режима личной власти» – и как государственного деятеля).
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Освобождение Минска. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Первое взятие Берлина. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
День победы над Японией и окончания Второй мировой войны. Памятные даты военной истории России