En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

"Император уехал от него, не попрощавшись". Что мы не знали о Карамзине?

13.12.2018

Крупнейший русский литератор, официальный историограф, редактор, переводчик, поэт – Николай Михайлович Карамзин оставил после себя значительный след в истории нашей страны. В частности, как великий реформатор русского языка и автор знаменитой «Истории государства Российского». О его жизни известно крайне мало, поскольку сам Карамзин не вел дневников и не оставил после себя автобиографии, но некоторые его произведения, такие как «Письма русского путешественника» или «Чувствительный и холодный», большинство исследователей считают автобиографическими. 

Родился Николай 12 декабря 1766 года недалеко от города Симбирска. Вырос в отцовской усадьбе Михаила Егоровича Карамзина – отставного капитана и среднепоместного дворянина, который вел свой род от татарского князя по имени Кара Мурза. Николай вырос без матери, рано выучился грамоте и с детских лет предался чтению. Первое образование Карамзин получил в частном пансионе Фовеля там же, в Симбирске. В 1778 году Николай отправляется учиться в Москву, в пансион московского профессора И.М. Шадена, а после, по настоянию отца, поступает на службу в Преображенский гвардейский полк. Карамзин очень быстро выходит в отставку – военная служба была не для него – однако именно во время службы он приобретает первый литературный опыт…

В Москве Николай заводит знакомства с писателями и литераторами, продолжает пробовать себя на литературном поприще и вскоре принимает участие в выпуске первого журнала для детей под названием «Детское чтение для ума и разума». Вскоре Карамзин предпринимает поездку в Европу, где знакомится с Кантом, а еще – оказывается в Париже, причем во время Великой французской революции. Как складывалась его судьба в эти годы доподлинно не известно, но во время тех поездок он издает «Письма русского путешественника», которые приносят Николаю огромную известность как литератору; и по мнению многих филологов, именно с этих публикаций ведет свое начало современная русская литература…

Подробно о вкладе Николая Михайловича Карамзина в развитие культуры и истории порталу «История.РФ» рассказала заместитель директора по научной и экспозиционно-выставочной деятельности государственного музея-усадьбы «Остафьево»-«Русский Парнас», где Карамзин жил, работал и создал свою знаменитую «Историю государства Российского», Елена Ивановна Княжева:

– Я хотела бы сказать, в первую очередь, о том, что Николай Михайлович был в полном смысле слова человеком двух веков, 18-го и 19-го. Он был известный журналист и литератор. Автор, имевший большой успех в свете «Записок русского путешественника», издатель «Московского журнала», «Вестника Европы» и множества альманахов. Он ознаменовал появление в русской литературе такое направление как сентиментализм. И, безусловно, невозможно не оценить его главный труд, «Историю государства российского». В начале 1790-х годов он начинает задумываться о написании и издании трудов по истории России, поскольку в России не было хороших трудов по истории, которые были бы написаны умным и хорошим языком, с благородством, с красноречием. И он в письме к своему брату Василию Михайловичу отмечал, что история России — это очень интересно и «не менее других занимательна». На тот момент труды по истории писал, к примеру, князь Щербатов, но по мнению Карамзина, с трудами Щербатова не все могут ознакомиться. А Карамзин написал историю не только для высшего света, но, как отмечал А.С. Пушкин, с выходом произведения Карамзина даже крестьяне графа Шереметьева стали зачитываться ей. Его «История государства Российского» стала первым подобным общедоступным произведением. Он специально обращался к Муравьеву Михаилу Никитичу, который был его первым попечителем в Москве, со словами, что хотел бы сочинять историю России. И Михаил Никитич уже после его обращения доложил императору о желании Карамзина. И благодаря ходатайству Муравьева, в октябре 1803 года Карамзин назначается на должность историографа с годовой пенсией в 2000 рублей, чтобы финансовые вопросы не отвлекали его от написания «Истории».

– С каким материалом Карамзин работал при написании «Истории государства Российского» ?

– Когда Карамзин приступил к «Истории государства Российского», он женился на внебрачной дочери князя Вяземского и поселился в Остафьеве, где началась его работа. В его кабинет доставлялись различные письменные источники из монастырей, из частных собраний, из-за границы... В 1811 году он по просьбе великой княгини Екатерины Павловны подготовил «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». И опять же по просьбе великой княгини Карамзин приезжает с этой запиской в Тверь, где она проживала с мужем, и туда же приезжает сам император. Записка произвела на государя-императора очень сильное впечатление; такое, что государь быстро уехал и не попрощался. Но когда Карамзин получал орден из рук императора, Александр I сказал, что орден не за «Историю», а за «Записку».

– Уже упомянутый вами Пушкин также писал о труде Карамзина: «Необходимость самовластья и прелести кнута». Каково ваше мнение о этом?

– Многие считали Карамзина монархистом, и в общем они, возможно, были правы. Карамзин был в дружеских отношениях с Александром I. Считалось, что для России самый лучший строй — это монархия, но некоторые современные историки придерживаются взгляда, что Карамзина можно было бы назвать в какой-то степени республиканцем. Это вопрос на сегодняшний день достаточно актуальный. В «Истории государства Российского» он представил исторические события на тот период времени и роль правителя в истории. Пушкин, когда работал над своим произведением «Борис Годунов», находился под очень большим впечатлением, в частности, от 9-го тома, где описывалось правление Ивана Грозного, от тех событий, которые описаны в томе. И именно их в основу своего произведения положил Пушкин. Возможно, это и послужило причиной его высказывания. Но Пушкин относился к Карамзину с большим уважением и неоднократно посещал его усадьбу после смерти Карамзина. И он останавливался каждый раз в комнате, где работал Карамзин.

– Как вы относитесь к такому высказыванию: «Карамзин – величайший русский историк»? Ведь помимо него были и другие историки…

– Да, историки были и до него, но, в основном, историю писали немцы. Первым российским историком можно назвать уже упомянутого ранее Щербатова, но к сожалению, у него получилось далеко не все, что было задумано. Карамзин же изложил свою «Историю» более подробно и более простым языком. Его «История» была написана на основе рукописных источников, и в ходе работы с ними Карамзину удалось даже совершить открытие нескольких ранее неизвестных на тот момент источников. Он досконально прорабатывал информацию. Прежде чем приступить, он составлял себе хронику, и в архиве лежат его черновые рукописи, где видны постоянные заметки, исправления и внесения. Он проделал колоссальную работу, даже если смотреть с современной точки зрения. Она очень сильно повлияла на общество того времени.

– Что вы можете рассказать о его редакторском опыте в «Московском журнале» и «Вестнике Европы»?

– Журналы были разные, итемы рассматривались в них самые разнообразные. В своем журнале он публиковал рассказы, заметки критиков... Это, можно сказать, многоплановый журнал. В том числе на страницах этого журнала Карамзин публиковал свои «Записки русского путешественника». Там же публиковались и различные переводы.

– И его собственные в том числе? Карамзин ведь известен и как переводчик…

– Его карьера переводчика началась при выпуске детского журнала под названием «Детское чтение для сердца и разума». В этом журнале публиковались различные переводы сказок и историй различных иностранных авторов. Доподлинно известно, что его перу принадлежит перевод произведения Геснера «Деревянная нога», это один из первых официальных его переводов.

В конечном итоге очень сложно переоценить личность Карамзина. Его творчество было «для всех». В его творчестве находят отражение все периоды жизни человека. Как я уже говорила, он стал основоположником сентиментализма. Он был и журналистом, и литератором, и в какой-то период жизни был поэтом… И еще он ввел в оборот русского языка очень много новых слов. Можно даже отметить некоторое противостояние. Были два лагеря: «шишковисты» и «карамзинисты». Первые выступали за ортодоксальность русского языка, вторые же, напротив, были за его изменение и введение в оборот новых терминов. Карамзин ввел очень большое количество новых слов, которых в то время просто не было. Так что его не зря называют еще и реформатором русского литературного языка…

Обложка: http://dev.ostafyevomuseum.ru

43921

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Невская битва. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Кунерсдорфское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Гангутское сражение. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте