Будущее вместо майданов. К годовщине декабристского «Союза спасения»

2/21/2017

21 февраля 1816 года на основе «Священной артели» и «Семёновской артели» возник «Союз спасения» – первая из организаций декабристов.

Вот и очередная попытка раскачать ситуацию в Белоруссии, где пока что маршируют рассерженные тунеядцы. Да и нам расслабляться не нужно, ожидаем к следующей зиме.

…В первой серии сериала «Шерлок» психотерапевт посоветовала Ватсону завести блог и описывать всё, что с ним происходит. «А ничего не происходит», – с лёгким оттенком раздражения ответил тот. Это крайне распространённый диагноз. Если прежде жили от пятилетки к пятилетке, то теперь – от одной версии IPhone к другой. Череда однообразных будней так и подзуживает изменить всё к лучшему. Тем более, вот же, вот, за забором – всё красочно и ярко.

Сегодня, когда мы справляем 201-ю годовщину превращения ветеранов Отечественной войны 1812 года в заговорщиков, стоит поговорить о том, что справляться с такими вызовами государству по силам. Правда, для этого придётся заново учиться планировать и моделировать своё будущее, а не жить в том, что моделируют другие.

От спасения и благоденствия к перевороту

Когда Александр I в 1815 году совместно с другими монархами Европы основывал Священный союз, направленный помимо прочего, против революционного движения, он вряд ли предполагал, что уже спустя полгода в России возникнет первая организация, которая постепенно поставит своей целью бескровную, но революцию в России. А спустя 10 лет попытается её совершить.

Почему первый – «Союз спасения», а не любая из четырёх додекабристских организаций (обе артели, «Орден русских рыцарей», кружок Раевского), существовавших в 1814-1815 годах? По простому признаку: переходу от «надо что-то делать» хоть к какой-то программе. Программа, к слову, весьма напоминает повестку современной российской оппозиции: переход от самодержавия к конституционной монархии, борьба с казнокрадством, соблюдение прав личности. Правда, если нынешняя оппозиция для этого стремится существующее государство сломать, то декабристам казалось, что достаточно будет лишь немного его подправить. Правда, идея цареубийства среди членов «Союза спасения» также возникла, хотя и почти никем из них поначалу не разделялась.

Частые переформирования организации – «Военное общество» (1817)=> «Союз благоденствия» (1818)=> «Южное общество» и «Северное общество» (1821) – частично были вызваны постепенной радикализацией программы заговорщиков: от влияния на общественное мнение (такая вот soft power XIX века) до вооружённого восстания. Идея цареубийства в процессе также находила всё больше сторонников. Однако ещё одной причиной было то, что информация о деятельности тайных обществ не являлась абсолютным секретом. Ещё в 1821 году Александр Бенкендорф (будет руководить дознанием по делу декабристов) подавал Александру I докладную записку с полным раскладом: численность, структура, программа, лидеры и идеологи. Реакция на неё была крайне мягкой: указ о закрытии тайных обществ и взятие подписки со всех, состоящих на гражданской или военной службе, о непринадлежности к тайным обществам. Ну, то есть намёками, намёками: не шалите, господа.

Эволюционировали не только методы, но и цели. Если романтики «Союза спасения» хотели исправить и улучшить государство, то «Южное общество» Павла Пестеля уже было готово его ломать – очевидно, главным злом в государстве его члены уже полагали само государство.

То есть «декабристы» – это не нечто единое с 1816 по 1825 годы, сам термин вводит в заблуждение. С определённого момента заговорщики не более романтичны и невинны в своих устремлениях, чем застрельщики какой-либо «цветной революции». Так, членами «Южного общества» предлагалось восстановить независимость Польши, они и переговоры в Киеве на сей счёт с поляками из Патриотического общества провели, но споткнулись на том кому достанутся территории нынешних Литвы, Белоруссии и Украины вплоть до восточных границ.

А чего им не хватало-то? Тут интересная история: спутали турпоездку с эмиграцией. Россия по итогам Заграничного похода справедливо стала жандармом Европы. При этом в  самой России после победы над Наполеоном мало что изменилось. Несбывшиеся надежды, неоправданные ожидания, отсутствие образа привлекательного будущего, особенно по возвращении на родину. Вот эти первые додекабристские кружки – это ведь всё сослуживцы по наполеоновской кампании, вернувшиеся в Санкт-Петербург. А многие ведь и не вернулись, осели в Европе.

В итоге в декабре 1825 года состоялась заведомо провальная попытка переворота (за месяц до выступления власти в очередной раз получили исчерпывающую информацию о состоянии заговора). В качестве повода использовали небольшой казус с престолонаследием (великий князь Константин Павлович из-за женитьбы на красивой полячке тайно отказался от своих прав на трон, но после смерти Александра I это нужно было подтвердить, чтобы  императором стал Николай I). Дальше суд, казни, ссылка на каторгу, жёны декабристов. И очень разные судьбы. Скажем, сосланный в Сибирь основатель «Союза спасения» – Александр Муравьёв – уже в 1828 году стал в Иркутске городничим, а в 1856 году – военным губернатором Нижнего Новгорода.

Почему декабристы не возникли в XX веке

Спустя примерно 130 лет история во многом повторилась. Взяли не Париж, но Берлин. Разбили не Наполеона, но фашистского диктатора, также покорившего всю Европу. И советские войска достаточно долго находились в Европе, чтобы детально рассмотреть – что и как там устроено. Однако по итогам никакого заговора в среде военных не случилось, никто спустя десяток лет не выводил полки на Красную площадь, отстаивая симпатичную им кандидатуру преемника Сталина, а заодно гласность, демократизацию и возврат Польши.

Отличие двух возвращений из «туров по Европе» как раз и состоит в том, что в 1945-м был образ будущего. Его только-только начали строить – вмешалась война. Войну закончили, восстановили разрушенное, и в 1957-м уже были первыми в космосе. Вернее, сначала была ядерная бомба в 1949-м, затем, в 1950-х, – одна за одной ракеты и потрясший весь мир спутник. И уж потом 108 минут на орбите.

Не будем утверждать, что те, кто закопал очередного на нашу голову Наполеона, вернулись в лучшую  из стран. Это как раз им предстояла надрывная послевоенная пятилетка.  Однако они вернулись в страну, за которую им не было стыдно и у которой было будущее. Поэтому даже если бы по мягкости отношения к заговорщикам Сталин напоминал Александра I, он мог не опасаться очередного «Союза спасения». В таких условиях заговоры не живут.

***

Из этих двух похожих и непохожих ситуаций XIX и XX веков есть вывод и для века XXI. Доступный и привлекательный образ будущего – главный сдерживатель заговоров внутри элиты и народных бунтов. Даже более действенный, чем экономическое благополучие. Одно условие: современники должны знать, что это будущее – в их руках.