Большое космическое надувательство. Как человек впервые вышел в космос

Самые большие проблемы космонавту Алексею Леонову доставил воздух, без которого он бы погиб
Прошло уже более полувека с тех пор, как человек впервые в истории Земли вышел в открытый космос с борта космического корабля. Первым этот шаг в освоении околоземного пространства 18 марта 1965 года сделал советский космонавт майор Алексей Леонов, и только через два с половиной месяца, 3 июня, его подвиг повторил американский астронавт Эдвард Уйат. В честь 55-й годовщины первого выхода человека в космос корпорация «Роскосмос» рассекретила некоторые документы, касающиеся предполетной подготовки и полета космического корабля «Восход-2».
Сборка космического корабля «Восход-2»
Источник: roscosmos.ru
Пять «Востоков» для выхода в космос
Судя по рассекреченным «Роскосмосом» документам, вплотную над тем, чтобы обеспечить выход человека в открытый космос, в СССР задумались в конце 1963 года. 3 декабря было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров о создании комплексов «Союз» для отработки методов сборки космических объектов на орбите. Как пояснялось в записке руководителей оборонно-промышленного комплекса, направленной в ЦК партии, решение этой задачи позволяло «создавать специальные автоматические и пилотируемые космические объекты военного и научного назначения, а также пилотируемые космические корабли для исследования Луны и ближайших планет Солнечной системы».
Замах был серьезным: как следует из документа, только в 1964-65 годах планировалось выпустить пять (!) пилотируемых кораблей типа «Восток» для решения задачи выхода человека в открытый космос. Цель таких выходов формулировалась предельно точно: определение возможности непосредственного участия космонавтов в сборке космических аппаратов на орбите. В той же самой записке прямо говорилось и о необходимости обеспечить советский приоритет в экспериментах с выходом человека в открытый космос. В Советском Союзе хорошо знали, что в США полным ходом ведутся работы по решению той же проблемы в рамках программ «Джемини» (в документе она ошибочно названа «Джеминай») и «Аполлон». Сроки американских запусков определялись как 1964-65 годы — и перед советской космонавтикой были поставлены еще более короткие сроки.
Общий вид мягкой шлюзовой камеры в надутом состоянии
Источник: zvezda-npp.ru
В начале 1964 года все необходимые решения и постановления, которыми определялась программа подготовки выхода советских космонавтов в открытый космос, были приняты и завизированы. 13 июня 1964 года было готово техническое задание на люк-лаз для перехода из космического корабля «объект «ЗКД», поначалу получившего название «Выход», а позднее — «Восход-2». Через месяц с небольшим, 22 июля 1964 года, на свет появился приказ Госкомитета по оборонной технике, утверждавший план-график доработки, изготовления и поставки комплектующих для объекта «ЗКД». А месяц спустя руководители оборонной промышленности СССР направили в ЦК КПСС еще одну записку, в которой шла речь о сроках запусков кораблей с манекенами на борту, вслед за ними должны были подняться уже многоместные пилотируемые аппараты: первые — в августе-сентябре 1964 года, вторые — в сентябре-октябре.
Заявленные сроки были выдержаны: 12 октября на орбиту отправился космический корабль «Восход-1» с тремя космонавтами на борту: Владимиром Комаровым, Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Из-за тесноты, а размеры корабля не сильно отличались от размеров гагаринского «Востока», им пришлось лететь без скафандров, что было чрезвычайно рискованно. Поэтому следующий запуск — пилотируемого корабля «Восход-2» — решено было сдвинуть на первый квартал 1965 года. В программу именно этого полета и должен был войти первый в мире выход человека в открытый космос. Соответствующее постановление Совета министров СССР, одобряющее это предложение, было принято 24 декабря 1964 года. Любопытно, что в приложении к этому документу, который тоже был рассекречен к 55-летнему юбилею полета космического корабля «Восход-2», содержится официальное сообщение ТАСС о запуске и полете этого аппарата, а также о том, что советские космонавты совершили впервые в истории выход в открытый космос. Но до того дня, когда это сообщение действительно было передано во всем каналам связи, оставалось еще почти три месяца…
Шлюзовая камера корабля типа «Восход-2» в сложенном виде при испытаниях на центрифуге «Звезды»
Источник: zvezda-npp.ru
Надувной космический шлюз
Пока на высшем уровне шло обсуждение сроков и деталей полета «Восхода-2», в поселке Зеленом, который тогда еще не назывался Звездным городком, вовсю шли тренировки космонавтов двух экипажей — основного и дублирующего. В первый входили командир корабля подполковник Павел Беляев и пилот майор Алексей Леонов, во второй — командир-дублер Виктор Горбатко (чуть позже его сменил Дмитрий Заикин) и пилот-дублер Евгений Хрунов.
Прежде всего им предстояло освоить надувную шлюзовую камеру, через которую осуществлялся выход в космос и возвращение на космический корабль, и скафандр «Беркут». Их разработкой занимался коллектив завода «Звезда», который к тому времени имел колоссальный опыт в разработке систем защитного снаряжения летчиков реактивной авиации и космических скафандров, начиная со скафандра Юрия Гагарина. Но разработка костюма, пригодного к выходу в открытый космос, была делом совершенно новым. И тем более никто и никогда раньше не решал задач по разработке и постройке шлюзовой камеры для космического корабля.
Отработка перемещений в скафандре «Беркут» в условиях невесомости на борту летающей лаборатории Ту-104
Источник: roscosmos.ru
Эта проблема была сложной, тем более если учесть, что нужно было не просто в кратчайшие сроки — за год с небольшим — создать такую камеру, но и придумать, как вписать оборудованный ею космический корабль в стандартные габариты обтекателя ракеты-носителя «Восход». Выход был найден оригинальный: камеру сделали… надувной! В сложенном состоянии она представляла собой цилиндр диаметром 700 мм и высотой 770 мм и лишь немного выступала над оболочкой «Восхода-2», что позволяло легко приспособить к нему обычный обтекатель. А на орбите под давлением закачиваемого воздуха расправлялась, превращаясь в трубу длиной 2,5 м и внутренним диаметром до 1 метра (наружный — до 1,2 м).
Что касается скафандра «Беркут», то за его основу взяли уже существовавшие облачения летчиков и космонавтов, но дополнили четырехслойной внешней оболочкой. Поверх нее надевалась еще специальная верхняя одежда с многослойной экранно-вакуумной изоляцией, которая защищала космонавта от космического излучения, перегрева и переохлаждения. А уже на эту внешнюю «кожу» надевалась ранцевая кислородная система скафандра «Беркут»: она обеспечивала автономное пребывание космонавта за пределами космического корабля в течение 45 минут, подавая ежеминутно по 30 литров кислородной смеси. Таких скафандров на борту «Восхода-2» было два, чтобы командир корабля, если понадобится, мог прийти на выручку пилоту, вышедшему в открытый космос.
Первый космонавт Земли полковник Юрий Гагарин напутствует командира корабля «Восход-2» Павла Беляева перед посадкой в корабль, космодром Байконур, 18 марта 1965 года
Источник: roscosmos.ru
Всего нельзя предусмотреть
К февралю 1965 года все основные работы и тренировки были завершены. Космонавты даже получили возможность опробовать движение в «Беркутах» в условиях невесомости на борту летающей лаборатории Ту-104, а также в специальном бассейне, тоже имитировавшем условия невесомости. Наконец 22 февраля на орбиту отправился беспилотный корабль «Космос-57», представлявший собой точную копию «Восхода-2» со всем оборудованием для выхода в открытый космос, вплоть до скафандра «Беркут». Чтобы проверить, как будет работать вся эта техника в реальных условиях околоземного пространства, по командам с Земли была приведена в рабочее состояние надувная шлюзовая камера, а скафандр «Беркут» надут воздухом. И хотя связь с кораблем оборвалась раньше, чем планировалось, все основные эксперименты были выполнены. Теперь наступала очередь отправиться в космос «Восходу-2».
Корабль с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым стартовал с космодрома Байконур в десять часов утра (по московскому времени) 18 марта 1965 года. Уже на первом витке на орбите экипаж привел в действие шлюзовую камеру, а на втором – пилот Алексей Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. И хотя в безвоздушном пространстве он провел всего 23 минуты 41 секунду, в том числе 12 минут 9 секунд в открытом космосе, это был колоссальный шаг вперед в деле освоения космоса.
Экипаж космического корабля «Восход-2» — космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов — в кабине корабля перед стартом, космодром Байконур, 18 марта 1965 года
Источник: roscosmos.ru
Как всякий первый шаг, выход в космос был сопряжен с немалыми трудностями и опасностями. Главной из них стало нештатное поведение скафандра «Беркут» в открытом космосе. Из-за высокой разницы давления он стал очень плохо сгибаться, а по субъективным ощущениям Алексея Леонова, «раздулся», из-за чего космонавту, чтобы попасть обратно в шлюзовую камеру и оттуда на корабль, пришлось сбрасывать внутреннее давление вдвое. И возвращаться в камеру Леонову пришлось головой вперед, а не ногами, как он тренировался перед полетом, и уже внутри, в тесноте переворачиваться, чтобы войти в спускаемый аппарат так, как положено. От волнения и сильного перегрева внутри скафандра космонавт, уже задраив за собой входной люк шлюза, снял шлем, даже не проверив герметичность камеры, но все обошлось. Не привело к ЧП даже нештатное поведение системы жизнеобеспечения, которая внезапно начала накачивать его кислородом. Виной всему оказался недозакрывшийся из-за перегрева люк, который «травил», пока выросшее в семь раз давление не вдавило его на место.
На восемнадцатом витке «Восход-2» сошел с орбиты и начал снижаться, причем в ручном режиме: автоматическая система посадки не сработала. Из-за этого космонавты приземлились в четырех сотнях километров от запланированной точки и были вынуждены двое суток ждать в тайге, когда их подберут, выживая за счет аварийного запаса и собственной смекалки. Как вспоминал потом Алексей Леонов, чтобы не замерзнуть, им пришлось ободрать изоляцию скафандров и завернуться в нее как в одеяла. 21 марта 1965 года космонавтов эвакуировали с места посадки, а затем они доложили руководству СССР о завершении космического полета, во время которого человек впервые вышел в космос. Этот подвиг был оценен по достоинству: Павлу Беляеву и Алексею Леонову были присвоены звания Героев Советского Союза, а очередные воинские звания — полковника и подполковника — они получили еще на орбите.
Член экипажа космического корабля «Восход-2» космонавт Алексей Леонов в открытом космосе. Съемка телекамерой с борта корабля, 18 марта 1965 года
Источник: roscosmos.ru
Обложка: Космонавт Алексей Леонов в открытом космосе. Съемка телекамерой космического корабля «Восход-2», 18 марта 1965 года. Источник: zvezda-npp.ru
Смотрите также
Сутки в невесомости: полёт «серебряного космонавта» Германа Титова
Дорогу в космос им открыл врач
Валентина Терешкова: «Эй! Небо! Сними шляпу!»
Спецкомитет по будущему: с чего началась ракетная отрасль СССР
Новое
Видео
Брифинг Владимира Мединского о Параде Победы
Брифинг Владимира Мединского о Параде Победы
XVIII ВЕК. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ГАНГУТСКОЕ СРАЖЕНИЕ. Русская История. Исторический Проект
XVIII ВЕК. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ГАНГУТСКОЕ СРАЖЕНИЕ. Русская История. Исторический Проект
Памятные даты военной истории России
Рущукское сражение. Памятные даты военной истории России